Урок математики по теме "Статистическая информация и формы ее представления"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • систематизация и обобщение знаний;
  • углубление понимания содержательного смысла статистических понятий;
  • формирование навыков проведения сбора и обработки данных, построение диаграмм;
  • развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы;
  • привитие навыков делового общения, умения работать в группе, воспитание доброжелательности.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор.

Ход урока

1.Актуализация знаний: (показ слайда 1 презентации 1 )

“Статистика знает все. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… . Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли глядит на нас со статистических таблиц! ” - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе “ 12 стульев”.

Как вы уже поняли тема нашего урока: - “Статистическая информация и формы ее представления”.

Представим, что мы с вами работаем в статистическом центре. Основными задачами центра являются сбор, хранение информации, выработка прогнозов, оценка их достоверности. Но ни одна из этих задач недостижима без обработки данных.

Поэтому мы сегодня повторим основные термины, применяемые в статистике и способы обработки информации, представленные в удобном наглядном виде.

В любом учреждении должны быть подразделения, отделы. Мы назовем отделами ваши группы 1,2,3,4. Вы определите начальников отделов, которые будут вести учет и распределение работы.

В статистическом центре рабочий день начинается с планерки.

Проведем обзор основных терминов, основных понятий.

У вас на столах карточки с определениями, на доске – основные понятия статистики. Задание: - соотнести данное определение с соответствующим понятием.

  • Статистика – “состояние” - наука, занимающаяся обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях;
  • Общий ряд данных //генеральная совокупность//- множество всех возможных результатов измерения;
  • Выборка //статистический ряд// - множество результатов реально получившихся в данном измерении;
  • Варианта - значение одного из результатов измерения;
  • Ряд данных //ранжированный ряд// - значения всех результатов измерений, перечисленные по порядку;
  • Репрезентативная выборка – представительная;
  • Кратность варианты – количество повторений выборки;
  • Частота варианты =
  • Полигон частот - график распределения частот или кратностей;
  • Гистограмма – столбчатая диаграмма.

2. Далее нам необходимо срочно решить следующие вопросы:

(Приложение 1. Задания проецируются на экран )

1) Определите, является ли репрезентативной выборка:

А) Число автомобильных аварий в июне, если необходимо составить статистический отчет по авариям в городе за год.;
Б) Городски жители при подсчете числа автомобилей на душу населения в стране;
В) Люди в возрасте от 40 до 50 лет при выяснении рейтинга молодежной телепрограммы.( слайд 2)

2) Фирма “Алтайская буренка” производит молоко разной жирности. Объемы продаж за месяц сведены в диаграмме:

А) Определите наиболее популярный сорт молока.
Б) Сколько тыс. литров продано полностью обезжиренного молока?
В) Как вы думаете, на что следует обратить внимание производителя молока в следующем месяце? (слайд 3)

3) Работниками телевидения был проведен опрос среди молодежи с целью определения времени просмотра телевизионных программ. Всего было опрошено 1000 человек. Зависимость числа зрителей от времени суток показана на гистограмме: (проецируется слайд 4)

А) В какие периоды времени число зрителей превосходит 500 человек?
Б) Сколько человек в среднем смотрят телевизор в течение часа, в период с 16 часов до 19 часов?
В) Как бы вы использовали данные этого опроса, если бы были главным редактором молодежной программы?

3. Проверка домашнего задания: защита своих проектов (исследований).

А теперь каждый отдел должен представить отчет о проделанной работе по плану:

  1. Генеральная совокупность;
  2. Случайная выборка;
  3. Ранжированный ряд;
  4. Представление информации (таблицы, диаграммы);
  5. Вывод, предложение по исследуемому вопросу.

//На первом уроке по данной теме учащимся было предложено объединиться в группы по 4 человека и выбрать тему исследования из предложенных:

- Сколько свободного времени у учащихся 9-11 классов?
- Как Вы относитесь к физкультуре?
- Почему Вы курите?
- Сколько сигарет Вы выкуриваете за день?// (Приложение 2)

Посмотрите на следующую диаграмму: сколько учащихся нашей школы посещают библиотеку? Учащиеся какого звена являются частыми посетителями библиотеки? Как Вы думаете почему? (Приложение 1. Слайд 5)

На диаграмме представлено зависимость смертности от количества выкуриваемых сигарет. Какой вывод можно сделать?

(Приложение1.Слайд 6)

4. Далее продолжим работу нашего статистического центра. Каждый отдел получает задание на сегодня. Начальникам отделов необходимо распределить объем работ, между работниками, следить за ходом выполнения заданий, а по окончании представить отчеты о проделанной работе и оценить вклад каждого // Выполнение заданий в группах//:

1) Даны результаты успеваемости учащихся 9 “в” класса по геометрии за полугодие:

“5” - 3 учащихся
“4” - 6 учащихся
“3” - 7 учащихся
“2” - 0 учащихся

Постройте таблицу распределения выборки и полигон распределения кратностей.

2) Заполните таблицу, зная, что объем выборки равен 60.

Варианта (значение ряда) 1 2 3 4 5 6 Всего 6 вариант
Кратность варианты 3   15   12   Сумма = (объем выборки)
Частота варианты   0,1   0,35   0,05 Сумма =%

3) В отделе “Бытовая техника” в течение дня произведен учет стоимости проданного товара: 1200, 1110, 2300, 890, 320, 1200, 560, 1340, 1400, 1050, 1050, 4700, 3200, 2900, 2100, 2450, 890, 1110, 1200, 1200, 2300, 1050, 1400, 1200, 890, 320, 1320, 890, 1100,1050.

Представьте данные в виде интервальной таблицы, разбив на интервалы: от 0 до 1000; 1000-2000; 2000-3000; 3000-4000; 4000-5000 вычислите кратность и частоту варианты. Постройте гистограмму кратности. Какой интервал цен оказался наиболее популярным?

4) Среди учащихся 9 классов была проведена контрольная работа. Результаты контрольной работы представлены в виде таблицы:

Варианта (оценки) “2” “3” “4” “5” Всего вариант
Кратность варианты 2 22 12 4 Сумма =
Частота варианты         Сумма =
Частота (%)варианты         Сумма =

Заполните таблицу и постройте круговую диаграмму частот.

Подходит к концу рабочий день, подведем итоги нашей работы. Проверим, насколько вы справились с заданиями.

(Приложение 1. Проецируются на экран слайды 7,8,9,10)

Ответы:

1)

Варианта “5” “4” “3” “2”
Кратность варианты 3 6 7 0

2)

Варианта 1 2 3 4 5 6  
Кратность варианты 3 6 15 21 12 3 Объем выборки=60
Частота кратности 0,05 0,1 0,25 0,35 0,2 0,05 Сумма = 1

3)

Варианта (интервал цен) 0-1000 1000-2000 2000-3000 3000-4000 4000-5000 Всего вариант 5
Кратность варианты 7 16 5 1 1 Объем выборки=30

4)

Варианта (оценка) “2” “3” “4” “5” Всего 4 варианты
Кратность варианты 2 22 12 4 Объем выборки= 40
Частота варианты 0,05 0,55 0,3 0,1 Сумма= 1
Частота (%) варианты 5 55 30 10 Сумма =100%

Итог урока:

На сколько успешно потрудился каждый из вас, нам доложат начальники отделов. (Учащиеся выставляют оценки в группах каждому).

Пока внесем данные о заработанных оценках в компьютер и составим круговую диаграмму, подумайте:

  1. Что вы узнали о статистике?
  2. Какое место занимает статистика в нашей жизни?
  3. Зачем необходимо проводить исследования?
  4. Зачем нужно обрабатывать результаты исследования?

Круговая диаграмма полученных оценок за урок проецируется на экран.