Цели:
- повторить, обобщить, систематизировать знания по данной теме;
- сформировать познавательный интерес у школьников, умение работать самостоятельно;
- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика посредством межпредметных связей.
Оборудование:
- доска, мел;
- карточки для индивидуальной работы;
- физическая карта мира;
- клеящиеся карточки.
ХОД УРОКА
Наш урок называется «Путешествие по материкам и океанам». Сегодня мы повторим и обобщим знания по теме: Действия с положительными и отрицательными числами. Но повторять, расширять и углублять знания мы будем не только мо математике, но и по географии. Прежде чем отправиться в путешествие, повторим основные правила, которые нам пригодятся.
1) Как найти длину отрезка?
2) Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак +
или – ?
3) Как сложить два числа с разными знаками? Два
отрицательных числа?
4) Как умножить два числа с разными знаками? Два
отрицательных числа?
5) Как разделить два числа с разными знаками? Два
отрицательных числа?
6) Как сравнить два отрицательных числа?
– Молодцы!
А чтобы узнать, как называется наше путешествие, мы должны найти значения выражений, записанных на доске, устно, расставить результаты в порядке убывания, найти три первых числа, им соответствуют три слова – название нашего путешествия.
(Учитель вписывает ответы по мере решения).
Ответы – 15 : 5 |
Слова сильный |
Итак, наше путешествие называется «САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ…»
Задание 1 (в тетрадях самостоятельно)
Найдите длину отрезка АВ, если А(– 10), В(– 4). (Ответ: 6)
Как связано число 6 с географической картой? (6 материков).
Учитель показывает все материки на карте и вместе с детьми называет их.
Задание 2
Какой материк самый крупный? (Евразия).
Чтобы узнать его площадь в км2, выполним действия: – 125 · (– 600) · (– 8) · (– 50) + 24.914.400 (Ответ: 54.914.400 км2).
(После каждого задания учитель наклеивает на карту карточку с ответом).
Задание 3
А на материке Евразия есть два континента: Европа и Азия, там есть самое глубокое озеро Байкал. Вычислите и узнаете глубину в км: – 104,05 · 0,4 – 84 : (– 3.8 + 1,7).
(Ответ: – 1,62 км = – 1620 м)
Задание 4
Двигаемся дальше на юг Азии. Здесь мы встретим самую высокую вершину мира г. Джомолунгма. Чтобы найти высоту в метрах, надо упростить и найти значение выражения: – 20,5 + (а – 1,8) – (а – 870,3) – 6m – 2m, при m = 1000. (Ответ: 8848 м)
Задание 5
Выходим в самый крупный Тихий океан, плывём на лодках – встали, физминутка. Оказывается, здесь есть самое глубокое место в океане – Марианский желоб. Чтобы узнать глубину в км, решим уравнение: – 12,3 · (х + 11,124) = – 1,107. (Ответ: – 11,034 км = – 11034 м)
Задание 6
Поплыли всё дальше на юг, становится всё холоднее и холоднее, потому что мы подплываем к самому холодному материку Антарктида, который покрыт весь льдом и на побережье живут только пингвины и тюлени. Здесь, где находится научно-исследовательская станция «Восток», зафиксирована самая низкая температура. Чтобы её узнать, надо найти число, противоположное самому наибольшему числу: – 15,2; – 90,1; 89,2; – 89,1; 89,15; – 1,5. (Ответ: – 89,2о)
Задание 7
Замёрзли, встали, греемся. Плывём дальше к
самому жаркому месту. Где же оно находится?
Африка, пустыня Сахара. Найти коэффициент
произведения, и мы узнаем температуру:
– 2,9а · (– 10) · b · 0,5 · 4. (Ответ: + 58оС)
Задание 8
Отогрелись, двигаемся по суше к самой длинной
реке Нил. Решим задачу по составленному условию,
результат округлим до сотен и узнаем длину реки:
В 1-й день – 4200 км
Во 2-й день – ? км, 60% пути, пройденного в 1-й день.
(Ответ: 6720 км ~ 6700 км)
Задание 9
Путешествуем Дальше к Южной Америке. Кстати, кто открыл новые земли, ещё не названные Америкой? (Хр. Колумб 1492) Там, оказывается, находится самый высокий водопад Анхель в Венесуэле. Его высота равна значению выражения: – 3 · (– 2) · 10 · 16,3 (Ответ: 978 м ~ 1 км)
Задание 10
Двигаемся по Атлантическому океану к Северной Америке. Здесь находятся самые высокие морские приливы (залив Фанди). А рядом с самым крупным островом Гренландия находится самая северная точка суши о.Одак.
Задание 11
А сейчас разобьёмся на группы.
I ряд похозяйничает в Европе;
II ряд I в. – в Африке;
II ряд II в. – в Австралии;
III ряд I в. – в Северной Америке;
III ряд II в. – в Южной Америке.
Ваша задача: отыскать животных и растений, которые вам встретятся. У вас есть карточки, слова зашифрованы. Разгадываем и ответ пишем на карточке. Время 1 – 2 минуты.
Евразия:
1. Волк
2. Белка
3. Рысь
4. Сосна
5. Лось
6. Ковыль
7. Слон индийский
8. Песец
9. Лиса
10. Заяц
11. Зубр
12. Суслик
Примеры карточек:
1) 15 · | – 1 | 2) – 6,1 – 0,1 3) 6 + х – х 4) – (18 + 2)
|
1) 4 – 12 2) – 1 – (– 6) 3) – 4 + 13 4) 8 : (– 4) 5) – 16 : (– 3 – 1) 6) 0 – 7
|
Африка:
1. Страус
2. Банан
3. Лев
4. Антилопа
5. Крокодил
6. Гиена
7. Баобаб
8. Жираф
Примеры карточек:
1) – (– 17 + 2) 2) – 6 · 0 · 5 3) – 25 : 5 4) – 1,8 + 0,8 5) – х + 6 + х
|
1) 0 – 6 2) – 24:(– 8) 3) – 2,3 – 0,7 4) 8 : (– 4) 5) 15 · (– 5) 6) – 6 · (– 1) · 7 7) х – 15,2 – х 8) – 1 + 6
|
Австралия:
1. Кенгуру
2. Страус
3. Коала
4. Ехидна
5. Утконос
6. Эвкалипт
7. Какаду
Северная Америка: 1. Пума |
Южная Америка: 1. Анаконда |
Заключение. Вот мы и заканчиваем наше путешествие по миру. Подведём итог нашему уроку. Что повторили по математике? Что нового узнали по географии? Какое задание понравилось больше всего решать? Домашнего задания нет, карточки в тетрадь, тетради сдаём.