Урок-путешествие в 6-м классе по материкам и океанам. (Математическая тема "Действия с положительными и отрицательными числами")

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить, обобщить, систематизировать знания по данной теме;
  • сформировать познавательный интерес у школьников, умение работать самостоятельно;
  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика посредством межпредметных связей.

Оборудование:

  • доска, мел;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • физическая карта мира;
  • клеящиеся карточки.

ХОД УРОКА

Наш урок называется «Путешествие по материкам и океанам». Сегодня мы повторим и обобщим знания по теме: Действия с положительными и отрицательными числами. Но повторять, расширять и углублять знания мы будем не только мо математике, но и по географии. Прежде чем отправиться в путешествие, повторим основные правила, которые нам пригодятся.

1) Как найти длину отрезка?
2) Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак + или – ?
3) Как сложить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа?
4) Как умножить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа?
5) Как разделить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа?
6) Как сравнить два отрицательных числа?

– Молодцы!

А чтобы узнать, как называется наше путешествие, мы должны найти значения выражений, записанных на доске, устно, расставить результаты в порядке убывания, найти три первых числа, им соответствуют три слова – название нашего путешествия.

(Учитель вписывает ответы по мере решения).

Ответы

– 15 : 5
– 20 + | – 9 |
– 18 : (– 3) – 10
(– 2 + 8) : 2
– 4 · 3 – 1
– (15 – 10)
– 3 + а + 9 – а
2 · (– 10)
– 8 · (– 5) – 50
– 5а : а
5 · (– 5) + 24
3 · (– 2)(– 1)(– 4)

Слова

сильный
но
смелее
самый
кто
много
самый
знает
умеет
тот
самый
много

Итак, наше путешествие называется «САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ…»

Задание 1 (в тетрадях самостоятельно)

Найдите длину отрезка АВ, если А(– 10), В(– 4). (Ответ: 6)

Как связано число 6 с географической картой? (6 материков).

Учитель показывает все материки на карте и вместе с детьми называет их.

Задание 2

Какой материк самый крупный? (Евразия).

Чтобы узнать его площадь в км2, выполним действия: – 125 · (– 600) · (– 8) · (– 50) + 24.914.400 (Ответ: 54.914.400 км2).

(После каждого задания учитель наклеивает на карту карточку с ответом).

Задание 3

А на материке Евразия есть два континента: Европа и Азия, там есть самое глубокое озеро Байкал. Вычислите и узнаете глубину в км: – 104,05 · 0,4 – 84 : (– 3.8 + 1,7).

(Ответ: – 1,62 км = – 1620 м)

Задание 4

Двигаемся дальше на юг Азии. Здесь мы встретим самую высокую вершину мира г. Джомолунгма. Чтобы найти высоту в метрах, надо упростить и найти значение выражения: – 20,5 + (а – 1,8) – (а – 870,3) – 6m – 2m, при m = 1000. (Ответ: 8848 м)

Задание 5

Выходим в самый крупный Тихий океан, плывём на лодках – встали, физминутка. Оказывается, здесь есть самое глубокое место в океане – Марианский желоб. Чтобы узнать глубину в км, решим уравнение: – 12,3 · (х + 11,124) = – 1,107. (Ответ: – 11,034 км = – 11034 м)

Задание 6

Поплыли всё дальше на юг, становится всё холоднее и холоднее, потому что мы подплываем к самому холодному материку Антарктида, который покрыт весь льдом и на побережье живут только пингвины и тюлени. Здесь, где находится научно-исследовательская станция «Восток», зафиксирована самая низкая температура. Чтобы её узнать, надо найти число, противоположное самому наибольшему числу: – 15,2; – 90,1; 89,2; – 89,1; 89,15; – 1,5. (Ответ: – 89,2о)

Задание 7

Замёрзли, встали, греемся. Плывём дальше к самому жаркому месту. Где же оно находится? Африка, пустыня Сахара. Найти коэффициент произведения, и мы узнаем температуру:
– 2,9а · (– 10) · b · 0,5 · 4. (Ответ: + 58оС)

Задание 8

Отогрелись, двигаемся по суше к самой длинной реке Нил. Решим задачу по составленному условию, результат округлим до сотен и узнаем длину реки:
В 1-й день – 4200 км
Во 2-й день – ? км, 60% пути, пройденного в 1-й день.
(Ответ: 6720 км ~ 6700 км)

Задание 9

Путешествуем Дальше к Южной Америке. Кстати, кто открыл новые земли, ещё не названные Америкой? (Хр. Колумб 1492) Там, оказывается, находится самый высокий водопад Анхель в Венесуэле. Его высота равна значению выражения: – 3 · (– 2) · 10 · 16,3 (Ответ: 978 м ~ 1 км)

Задание 10

Двигаемся по Атлантическому океану к Северной Америке. Здесь находятся самые высокие морские приливы (залив Фанди). А рядом с самым крупным островом Гренландия находится самая северная точка суши о.Одак.

Задание 11

А сейчас разобьёмся на группы.

I ряд похозяйничает в Европе;
II ряд I в. – в Африке;
II ряд II в. – в Австралии;
III ряд I в. – в Северной Америке;
III ряд II в. – в Южной Америке.

Ваша задача: отыскать животных и растений, которые вам встретятся. У вас есть карточки, слова зашифрованы. Разгадываем и ответ пишем на карточке. Время 1 – 2 минуты.

Евразия:

1. Волк
2. Белка
3. Рысь
4. Сосна
5. Лось
6. Ковыль
7. Слон индийский
8. Песец
9. Лиса
10. Заяц
11. Зубр
12. Суслик

Примеры карточек:

1) 15 · | – 1 |
2) – 6,1 – 0,1
3) 6 + хх
4) – (18 + 2)

– 20

15

6

– 6,2

Н

С

О

Л

1) 4 – 12
2) – 1 – (– 6)
3) – 4 + 13
4) 8 : (– 4)
5) – 16 : (– 3 – 1)
6) 0 – 7

– 7

9

– 2

5

– 8

4

К

С

Л

У

С

И

Африка:

1. Страус
2. Банан
3. Лев
4. Антилопа
5. Крокодил
6. Гиена
7. Баобаб
8. Жираф

Примеры карточек:

1) – (– 17 + 2)
2) – 6 · 0 · 5
3) – 25 : 5
4) – 1,8 + 0,8
5) – х + 6 + х

0

6

15

– 5

– 1

И

А

Г

Е

Н

1) 0 – 6
2) – 24:(– 8)
3) – 2,3 – 0,7
4) 8 : (– 4)
5) 15 · (– 5)
6) – 6 · (– 1) · 7
7) х – 15,2 – х
8) – 1 + 6

5

– 3

– 6

15,2

3

42

– 75

– 2

Л

О

К

И

Р

Д

О

К

Австралия:

1. Кенгуру
2. Страус
3. Коала
4. Ехидна
5. Утконос
6. Эвкалипт
7. Какаду

Северная Америка:

1. Пума
2. Ягуар
3. Бизон
4. Гризли
5. Скунс
6. Лемминг
7. Ягуар
8. Клён

Южная Америка:

1. Анаконда
2. Тукан
3. Пиранья
4. Колибри
5. Кайман
6. Муравьед
7. Секвойя

Заключение. Вот мы и заканчиваем наше путешествие по миру. Подведём итог нашему уроку. Что повторили по математике? Что нового узнали по географии? Какое задание понравилось больше всего решать? Домашнего задания нет, карточки в тетрадь, тетради сдаём.