"Осенний фейерверк"
Задачи:
- расширить кругозор учащихся;
- развитие у детей чувства коллективизма;
- воспитание чувства прекрасного, любви к родному языку и литературе.
Оборудование: грамоты в виде фруктов и овощей, карточки, пригласительные билеты, овощи и фрукты, призы.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, приглашаем всех на праздник осени "Осенний фейерверк".
(Звучит музыка Чайковского П.И. "Времена года")
Осень щедро зазывает в гости
В круг к себе на запад, на восток,
От лица разбрасывает горсти
Броско нарисованных листов.
Тронет, красный лист в руках повертит, спросит:
- Ну, какой ты любишь цвет?
Хочешь, я тебе пришлю в конверте
Рыжий пригласительный билет?
Поезжай, броди и улыбайся,
Медленные в медь бросай слова,
Закружись, как здесь, в осеннем вальсе
Упоенно кружится листва.
На душе размашисто, как в праздник,
Хочешь – пой, пусть даже невпопад.
Осень вызывает, осень дразнит:
- Слушай, приезжай на листопад.
Осень вручает гостям пригласительные билеты.
Ведущая: Удивительная пора! Кажется, что природа целый год собирала, копила в себе силы, чтобы осенью отдать их людям в виде богатого урожая и поразить всех разноцветьем и щедростью красок, недаром к этому времени года обращались в своем творчестве многие русские поэты.
(ученик читает стихотворение в образе поэта)
А.С. Пушкин "Осень"
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущая: А вот такой увидел осень Н.А. Некрасов.
Некрасов Н.А. "Железная дорога"
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно, как тающий сахар, лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразия в природе! И ночи,
И моховые болота, и пни –
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Ведущая: Русь, Россия, Родина – эти понятия для нас неотделимы. Родина для каждого из нас одна – она дана нам судьбой, завещана нашими предками.
Понятие "Родина" имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
Неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, т.е. свою малую родину.
Страшной трагедией для всего мира оказалась II мировая война, оставила она свой черный след и в сердце угличанки Людмилы Николаевой. Ее боль звучит в ее стихах.
"А в нас живут воспоминанья"
Воспоминанья в нас живут, часть жизни нашей,
Кто вспоминает фронт, кто тяжкий труд, кто милую Наташу.
Кого предательство друзей змеею жалит,
А кто горюет, что не смог детей на ум наставить.
Кто видит пред собой всегда миг первой встречи
А кто-то с яростной тоской клянет тот вечер,
Когда разрушилась мечта, и стало ясно:
Твоя любовь обречена, не будет счастья.
Воспоминания гнетут, бывают и отрадой,
А то покоя не дают, забыть бы надо,
Но память снова подает слова, дела, поступки.
Пока она в тебе живет, не делает уступки.
А мне навеки сон один, одно воспоминанье:
Бомбежки дикий гул, людей метанье,
И все казалось, что летит в тебя та бомба.
Разрывов грохот, треск огня – все это помню.
Летит ли ночью самолет над городом сегодня,
Я обязательно проснусь и снова вспомню,
Я знаю, знаю хорошо, что летчик русский,
Ведет спокойно самолет, привык к нагрузке.
И самолет тот грузовой, а, может, пассажирский,
А в памяти моей встает стервятник тот фашистский.
И дикий ужас этих дней все снится, снится…
И трупы маленьких детей…. Не уж то повториться?
Ведущая: К сожалению, уже в мирное время случилась трагедия. Слово "Беслан" навсегда останется в нашей памяти. Объявляю минуту молчания.
Любовь, уважение, гордость за свою малую Родину – важное качество современного гражданина.
В школе был проведен конкурс сочинений "Мой Углич". (награждение грамотой)
Ведущая: А вот и сама Осень пожаловала к нам на праздник.
Осень:
Спеша садами, парками,
То вдоль, то поперек,
С богатыми подарками
Явилась осень в срок.Щедра прощальной ласкою,
Бесшумна, как лиса,
Босою златовласкою
Шагает по лесам.Проводит, как начальница,
Ревизию полей.
И вновь земля печалится
Отлетом журавлей.
Здравствуйте, друзья. Я очень рада нашей встрече. Вижу, ждали вы меня. Пришла я к вам не с пустыми руками, я принесла для вас корзину загадок. Издавна любит русский народ загадки, любим их и мы. Вот и сегодня мы посмотрим, кто же из вас самый смекалистый.
Загадки:
1.
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осенью)
2.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
3.
Шел долговяз, в сырую землю увяз. (дождь)
4.
Без рук, без ног деревья гнет. (ветер)
5.
Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)
6.
Сухой – клин, мокрый – блин. (зонт)
7.
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют.
полежат – почернеют. (листья)
8.
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик)
9.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (белый гриб)
10.
Как надела 100 рубах
Захрустела на зубах. (капуста)
11.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук).
12.
Летом – в огороде свежие, зеленые.
А зимою в бочке – желтые, соленые. (огурцы)
13.
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом…. (картошка).
Запасные:
14.
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда матрешка
Упадет сама в траву. (яблоко)
15.
Без окон и дверей полна горница людей. (огурец)
16.
Падают с ветки золотые монетки. (листья)
(вручение грамоты "Лучший знаток загадок")
Ведущая: Но осень – это еще и время сбора урожая. В полях, в садах и огородах выросло много овощей, фруктов, ягод. Попробуйте отгадать их на вкус. Осень объявляет конкурс "Угадай вкус".
(глаза завязывают шарфом, на вкус отгадывают ученик какой это овощ или фрукт; если отгадывает, получает его в подарок).
Осень: Я пришла на сегодняшний праздник не одна, а со своими младшими братьями, осенними месяцами. Вот и они.
Сентябрь: Разрешите представиться, Сентябрь. Обо мне говорят: "В сентябре одна ягода рябина, да и то горька".
Октябрь: Меня зовут Октябрь, а за глаза – "грязником". В народе обо мне говорят: "Октябрь ни колеса, ни полоза не любит".
Ноябрь: Я самый старший осенний месяц – Ноябрь. Обо мне говорят так: "В ноябре зима с осенью борется", "Ноябрь капризен: то плачет, то смеется".
Месяцы проводят конкурсы, выдают жетоны. Победитель награждается грамотой за хорошие знания и умения, необходимые при сборе урожая.
Сентябрь: Загадки вы хорошо отгадываете. А умеете ли вы разгадывать ребусы?
Отгадай ребусы и узнай, какие грибы насобирали Баба-Яга и Леший.
Октябрь: Какой самый важный продукт? (хлеб). Объясните смысл выражений о хлебе.
- Перебиваться с хлеба на квас – бедствовать.
- Жил на чужих хлебах - на чужбине.
- Иметь свой кусок хлеба – достаток.
- Хлеб-соль – дружеское угощение, вообще дружба, гостеприимство.
Ноябрь: Птичьи анаграммы. Представьте буквы и получите название птиц, какие из них улетают в южные края?
- ВЕЙЛОСО (соловей)
- ЛИНФИ (филин)
- НИЦАСИ (синица)
- РОКАСО (сорока)
- БЕЙРОВО (воробей)
(награждение)
Ведущая: Осень приготовила вам сюрприз6 принесла кусочки осенних дней, запечатленных на бумаге. Объявляется благотворительный аукцион картин. Кто предложит максимальную цену, тот становится владельцем шедевра.
(проведение аукциона, 3-4 лота)
Ведущая: А знаете вы, что такое осень? Осень объявляет конкурс "Что такое осень?" Победитель объявляется "Лучшим знатоком осени".
Викторина "Что такое осень?" (жетоны)
- На стихи какого русского поэта написан романс "Клен ты мой опавший…"? (С.Есенин)
- Благодаря кому обычная фраза "Ой, кажется, дождь собирается" стала знаменитой? (Пятачок, А. Милн "Вини-Пух и все-все-все…")
- Согласно народным приметам, что будет, если на лужах появляются пузыри? (дождь будет затяжной)
- Каково значение слова "сентябрь"? (от лат. слова "сентембер" – "седьмой". Новый год в Д. Риме начинался 1 марта, сентябрь был 7 месяцем.)
- Продолжи пословицу "Осень - …." (перемен восемь)
- У какого растения листья опадают зелеными? (сирень)
- Как называют в России короткий период теплой погоды в начале осени? (бабье лето)
- Какой русский художник прославился своими осенними пейзажами? (И. Левитан)
- Какое время года любил бы Пушкин, если бы не осень? (лето красное; Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи)
- В какое время года крестьяне обычно играли свадьбы? (осень)
Запасные.
- Назовите осенние знаки зодиака: (весы, скорпион, стрелец)
- Назовите автора "Лесной газеты" (В. Бианки)
- "Горит костер рябины темно-красной". Какой языковой прием использовал поэт? (метафора)
(вручение грамоты "Лучший знаток осени")
Ведущая: Осень, хорошо знают ребята все стороны твоей жизни? (Да). Ю. Шевчук и группа "ДДТ" дали свой ответ на этот вопрос. Споем вместе с Ю. Шевчуком. (выдаются тексты с песней; поют песню).
Ведущая: Поздравляю вас с последним листопадом этой осени (падают листья).
Всем спасибо, до новой встречи на зимнем празднике "Зимние забавы".
Литература :
- Загадки русского народа. – Сост. Садовников Д.Н. – изд. Моск. Универ., 1960 г. – 335 с.
- Русские поэты. Т. 2. Сост. Макагоненко Г.П. и др. – М.: Детская литература, 1966 г. – с. 148-152.
- Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1989 г. – с. 111-115.
- Николаева Л. Стихи. – Углич, 1997 год. – 127 с.
- Чайковский П.И. "Времена года".
- Ю.Шевчук "Что такое осень?"
«Новый год в сказочной стране Лингвии»
Задачи:
- расширить кругозор учащихся;
- развивать коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку и литературе
Оборудование: грамоты, призы, карточки с заданиями, атрибуты.
Ведущий: Сегодня мы отправимся с вами в удивительную сказочную страну Лингвию, в которой живут части речи, знаки препинания, звуки и буквы, а правит ими мудрая королева Грамматика. Итак, мы отмечаем Новый год в Лингвии.
Добрый вечер, лингвиняне и гости нашей маленькой страны. С Новым годом вас! (каждый участник праздника (учителя и ученики) берёт себе новое имя, лингвистическое).
Целый год мы ждали этого праздника – Лингвистического нового года. А вот и наши хозяева : Матушка Зима и дед Мороз.
Звучит начало песни Витаса «У леса на опушке жила Зима в избушке…».
Зима:
Знакомитесь, я Зима,
Азбукой зовусь я.
Брат мой старший, Алфавит,
Вам подарки притащил.
Мороз:
(По секрету вам скажу:
Дед Морозом я служу.)Долго шёл к вам по полям,
По лесам да по лугам.
Нёс подарки в Лингвию:
Королеве шубу лисию,
Всем гостям снежков мешок,
Всем друзьям конфет кулёк.
Зима: Слово нашей королеве.
Мороз: Я перед Грамматикой немею.
Грамматика (Директор школы): (поздравляет с Новым годом и награждает.)
- викторина 7-9 кл.
- викторина 10-11 кл.
- конкурс рисунков «Красоты матушки зимы».
- вручение дипломов почётным гражданам Лингвии.
Мороз:
Милая моя сестра, снежная моя зима!
Спросим, знают ли загадки
Про зиму, про снег, про лыжи-палки.
Зима:
Кто ответит – приз получит,
Грамоту из рук надвьюжных.
Загадки о зиме (для всех):
- Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зима)
- И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
- Под гору коняшки, а в гору – деревяшки. (санки)
- Не драгоценный камень, а светится. (лёд)
- На пальто и на платке всё сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (снежинки)
- Бегут по дорожке доски да ножки. (лыжи)
- Беленькая собачка в подворотню летит. (сугроб)
- Что вверх корнем растёт? (сосулька)
- Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло – одеяло утекло. (снег)
- Тёплая, ушастая, с головой дружится, мороза не боится. (шапка)
- Жил он посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей превратился он в ручей. (снеговик)
- Мои первые дружки и блестящи, и легки, и на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (коньки)
- Гуляет в поле да не конь, летает на воле да не птица. (метель)
- Стойкий, стужам не подвластный, песней славит он зарю. Знать, недаром, галстук красный дан с рожденья … (снегирю)
(награждение)
Зима: Поиграем-ка в игру «Угадать предмет хочу».
(с закрытыми глазами нужно угадать предмет: шапку рукавицы, шарф и т.д.)
Мороз: А мой конкурс «Снеговик» - кто построит – тому и приз.
Постройте снеговики так, чтобы слово в самом маленьком коме состояло из трёх звуков, в среднем – из четырёх, в самом большом – из пяти. (для трёх игроков)
1.юла 2.снег 3.дождь 4.сердце 5.горец 6.юрист 7.ель 8.косьба 9.як 10.ось 11.кот 12.солнце.
(награждение)
Зима:
Открываю снежный тир.
Для стрелков проход открыт.
А снежки-то не простые,
А снежки языковые.
(для 4 игроков)
Стреляют с 1 метра, с 2, 3, 4, 5. Самый меткий стрелок получит приз.(атрибуты тира)
1 метр «Лексическое значение» (Определите лексическое значение данных слов).
- шедевр – произведение высокого искусства, мастерства.
- аниматор – художник, рисующий мультфильмы.
- демография – наука о составе населения и его изменениях.
- трилогия – художественное произведение, состоящее из трёх частей.
- деликатес – изысканное кушанье.
2 метра «Синонимы» (Подберите к данному слову синоним).
- придумывать – сочинять.
- код – шифр.
- надёжный – верный.
- всегда – постоянно.
- безразличный – равнодушный.
3 метра «Омонимы» (Отгадайте загадку).
- Какой журавль не летает? (колодец)
- Какую соль не кладут в суп? (ноту, земли)
- Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)
- Какой лопаткой не вскопаешь грядки? (костью)
- Из каких ноготков нельзя собрать букет? (ногтей)
4 метра «Антонимы» (Подберите к данному слову антоним).
- карлик – гигант.
- солнечный – пасмурный.
- всегда – никогда.
- печалить – радовать.
- сторонник – противник.
5 метров «Фразеологизмы» (Определите лексическое значение данных фразеологизмов).
- как снег на голову - неожиданно.
- сложить голову – погибнуть.
- человек с головой – толковый.
- не сносить головы – не спастись.
- всему голова – хороший руководитель.
Зима:
А в стране-то Лингвии
Всего-то три провинции.
Первая – Лексика, её губернатор - Словарь,
Вторая – Слово, её хозяйка – Часть речи,
И третья – Стилистика, её возглавляет – Стиль.
Мороз: Что приготовили они?
Провинция Лексика.
1. Ю. Тувим «Азбука». (инсценировка)
Азбука.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась. – автор
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М, - 1
Г ударилась немножко, - 2
Ж рассыпалась совсем! - 3Потеряла буква Ю - 4
Перекладину свою!
Очутившись на полу,-5
Поломала хвостик У.Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак! - 6
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак! - 7Буква С совсем сомкнулась – - 8
Превратилась в букву О.- 9
Буква А, когда очнулась, - 10
Не узнала никого.
2. Песня о зиме.
3. Стихотворение о зиме.
«Зима». Анна Тушнова, ученица 11 класса.
Пришла зима – дочь Снежной Королевы –
И одарила Углич серебром.
Мечтали мы, чтоб лето не кончалось –
Теперь не вспоминаем уж о нём.
Ведь зимней красоты необратима сила –
И даже нипочём мороз!
А Рождества нам ждать невыносимо –
Ведь это праздник наших грёз.
Из года в год, как в первый раз, ей. Богу,
Про Новый год мне снится сон…
И снова – снова жду нетерпеливо
Прихода я зимы.
Зима:
Сказки любите, друзья?
Что ж проверю это я.
Мороз:
Поираем мы в сарсо:
Кто поймал кольцо – очко. (кольца – жетоны)
- Из какой это сказки? «Пришла зима студёная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…» (Русская народная сказка «Лиса и заяц»)
- Кто это? «Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её». (Х-К Андерсен «Снежная королева»)
- Чьи это слова? «Ты, братец, ступай на реку, отпусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»)
- «Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели … во чисто поле на трескучий мороз». (Русская народная сказка «Морозко»)
- «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девочку». Как её звали? (Русская народная сказка «Снегурочка»)
- «Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Русская народная сказка «Два мороза»)
- «Пришла зима лютая, затрещали морозы. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи, петух под потолком на жердочке устроился …» (Русская народная сказка «Зимовье», или «Дружба зверей»).
Зима:
Вот сраженье потрудней:
Шахматистов ждём скорей
Выигрывает тот, кто первым достигнет центрального поля. На вопросы в 1 балл можно отвечать 3 раза, в 2 балла – 2 раза, в 3 балла – 1 раз.
Правая фигура:
1 балл «Крылатые выражения».
1. Слона – то я и не приметил. (И.А.Крылов)
2. Служить бы рад – прислуживаться тошно. (А.С.Грибоедов)
3. 35000 курьеров. (Н.В.Гоголь)
Левая фигура:
1. Любви все возрасты покорны. (А.С.Пушкин)
2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)
3. А Васька слушает да ест. (И.А.Крылов)
Правая фигура:
2 балла «Поэтический».
1.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отомстить неразумным хазарам,
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.(Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)
Левая фигура:
2.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.(«Весенняя гроза» Ф.Тютчев)
3.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!(«Парус» М.Ю.Лермонтов)
1.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.(«Анчар» А.С.Пушкин)
2.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!(«Бородино» М.Ю.Лермонтов)
3.
Чудная картина,
Как ты мне родна!
Белая равнина,
Полная луна.(Чудная картина…» А.Фет)
Правая фигура:
3 балла «Литературоведческий»
1. Какую народную пословицу взял Н.В.Гоголь в качестве эпиграфа к своей комедии «Ревизор»? («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».)
2. В каком произведении В.А.Жуковский предлагает несколько способов гадания? (баллада «Светлана»)
3. Назовите английского сатирика, который отправил своего героя в страну лилипутов? (Приключения Гулливера» Д.Свифт)
Левая фигура:
1. Какую народную пословицу взял А.С.Пушкин в качестве эпиграфа к своей повести «Капитанская дочка»? («Береги честь смолоду»)
2. Кого и в каком произведении Н.В.Гоголь сравнивает с медведем? (Собакевич «Мёртвые души»)
3. Назовите автора рассказов о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе? (А.К.Дойль)
(награждение)
Мороз: В снежки играли? Снеговиков строили? Построим крепость снежную.
(2 команды по 3-4 человека)
Каждое найденное выражение дает команде снежный куб для строительства крепости. Кто больше заработал кубиков и построил выше крепость – та команда и победила.
Найди имя собственное.
азбука близнецы бочка верста воин глазки грамота день деревня доктор кафтан конюшня лампа меч нить побоище сирота узел уха шапка |
Авгий Айболит Аладдин Аника Анюта Ариадна Гордий Дамокл Демьян Диоген Казань Китай Коломенское Мамай Мономах Морзе Потёмкин Тришка Филька Юрий |
(награждение)
Зима:
Напоследок я спрошу
О себе самой – Зиме.
Викторина о зиме.
- Какой языческий праздник ассоциируется с народной молвой о кошачьем аппетите? (Масленица, по поговорке «Не всё коту Масленица».)
- Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале? (С.Я.Маршак «12 месяцев»)
- С каким выдающимся человеком, благодаря снежной буре, познакомился Пётр Гринёв? (Е.Пугачёв, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Какая единственная точка Северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси? (Северный полюс)
- Назовите самый короткий месяц в году? (февраль)
- Назовите самую морозостойкую птицу. (домашний гусь, -110 градусов)
- Назовите самую северную столицу государства. (Рейкьявик, Исландия)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- В каком случае снег в горах становится смертельно опасным? (лавина)
- Какая столица первой встречает Новый год? (Токио, Япония)
- Какое холодное кушанье, любимое всеми, было изобретено в Китае? (мороженое)
(награждение)
До встречи на весеннем празднике!
Литература:
- Загадки русского народа. – Сост. Садовников Д.Н.- изд. Москв. Универ., 1960 г. – 335 с.
- Витас «У леса на опушке..».
- Стадион Гиннесса. – Кострома, 1993 г. – 64 с.
"Весеннее пробуждение"
Задачи:
- расширить кругозор учащихся,
- развитие у детей чувства коллективизма,
- воспитание чувства прекрасного, любви к родному языку и литературе.
Оборудование: запись голоса жаворонка; грамоты в виде птиц и цветов, карточки, призы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Я приветствую вас на чудесном празднике «Весеннее пробуждение»! Весна – самое удивительное время года! Яркое солнце! Зелёная трава! Тёплый ветерок! И в необыкновенно голубом небе слышится голос жаворонка…
(Звучит песня жаворонка.)
Сердце ширится, душа поёт, и где-то внутри нас возникает необыкновенное чувство СЧАСТЬЯ!
(Звучит начало припева песни «Приходит время…».)
Но не так-то просто побороть Весне Зиму с её суровыми морозами, метелями да снежными заносами. Ребята, давайте поможем Весне растопить ледяные цепи? А для этого нужно, как можно больше, вспомнить стихотворений о весне.
(Дети читают стихи о весне)
Ученик 1:
А.Фет «Верба».
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.Станицей тучки носятся,
Везде разнообразною
Тепло озарены,
И в душу мощно просятся
Блистательные сны.
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ – чему-то рад.Дитя тысячеглазое,
Что в жизни тайной жаждою
Не знает он, что в нём
Приветно-величавое
Зажглось святым огнём;
Невольно жизнь полна,
Что над душою каждою
Проносится весна.
Ученик 2:
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул. Пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
Ученик 3:
А.Плещеев «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Ученик 4:
С.Есенин «Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
Ведущий: Весной многие из нас берутся за перо, чтобы на бумаге передать свои чувства. А вот какой увидела весну Юля Мягкова, ученица 12 класса.
Мягкова Юля«Весеннее настроение».
Пришла Весна красна,
Людям радость принесла;
Её капелей хоровод
Звонко радует народ.Ручейки бегут – улыбаются,
А скворцы поют надрываются.
Все весенние цветы
Тянут к солнцу лепестки.Греет солнышко ласково,
Одаряет всех сказкою,
Зелёною листвою,
Весёлою гурьбою.
(награждение всех чтецов стихотворений)
Зима: Ага, голубчики, надоели вам мои снега да метели, солнышка яркого да зелёной травки подавай! Отгадайте мои загадки, тогда, так и быть, отпущу к вам весну.
Загадки:
- Катится по голубому блюдечку золотое яблочко? (солнце по небу)
- Из окна в окно – золотое веретено? (солнечный луч)
- Лёд трещит, вода плещется, молодая царица умывается. (весна)
- Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза? (берёза)
- Осень в щель заберётся, а весной проснётся? (муха)
- В марте месяце встанут мёртвые и станут поедать живых? (насекомые)
- У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.(подснежник) - Всё поле в шнурках? (вспаханное поле)
- Ходит с края да на край,
Режет чёрный каравай,
Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой. (пашут и сеют) - Желанный гость с далёкого края под окном живёт? (ласточка)
- Баба Яга железная нога, весь свет кормит, а сама голодна? (плуг)
- Мету, мету – не вымету,
Несу, несу – не вынесу,
Пора придёт – сам уйдёт. (солнечный луч) - Выкинем – не обеднеем, соберём – разбогатеем? (посев)
(награждение лучшего знатока загадок)
Зима: Молодцы, справились. Но Весна Красна вместе с Солнцем далеко за синими морями, высокими горами – их нужно позвать. Давайте покричим вместе, позовём их, как это делали наши предки-славяне. Они закликивали солнышко, чтобы весна была спорая, дружная.
Закличка:
Солнышко, повернись!
Красное! Разожгись!
Красное солнышко,
В дорогу выезжай! (текст раздаётся всем)
Солнце: Я спешу к вам, тороплюсь, но отняла Зима-злодейка у меня моих верных слуг, солнечных лучей, а без них не бывать Весны. Найдётся ли среди вас смельчак, который убьёт их тюремщиков, снежных драконов? Я объявляю конкурс «Солнечная мишень» (всё о книгах).
- Человек, собирающий книги?(библиоман)
- Любитель и собиратель редких и ценных изданий?(библиофил)
- Собственноручная подпись автора книги?(автограф)
- Наглядное изображение в книге? (иллюстрация)
- Вымышленное имя, используемое автором произведения?(псевдоним)
- Что в древности служило писчим материалом?(глиняные таблички, пальмовые листья, папирус, береста, пергамент, бумага)
- Чем писали книги?(гусиные и лебединые перья, каламус)
- Из чего изготовляли чернила? (рекомендовалось использовать различные железистые соединения, сажу)
- Где были центры рукописной книги на Руси?(Чудов монастырь, Андроников монастырь. Троице-Сергиева Лавра)
- Какой герой комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова предлагал: «Уж коли зло пресечь. Собрать все книги бы да сжечь».(ФамусовП.А.)
- Про какого героя и в каком произведении А.С.Пушкина сказано:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьёй,
Задёрнул траурной тафтой. (Евгений Онегин из романа в стихах «Евгений Онегин» - Кому из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-ой странице? (помещику Манилову)
(награждение самого меткого стрелка)
Весна (голос за кадром):
(песня соловья)
Весна:
Наконец-то мы с вами. А что делают люди, когда они радуются? Правильно, они поют песни! Объявляю конкурс «Кто больше знает песен о весне и про солнце?»
(дети поют песни)
Солнце: Молодцы, ребята, много знаете хороших песен. Но где песня, всегда рядом и пляска, приглашаю водить хоровод, но хоровод необычный, а филологический. Нужны 2 команды по 3 человека. Первую мы назовём «Весна», а вторую – «Солнце».
Весна: Выиграет та команда, которая первой ответит на большее количество вопросов из возможных 10 и передаст платочек другой команде. Вопросы задаются одновременно.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Стадион Гиннесса для команды «Весна»:
- Назовите самый известный роман М.А.Булгакова. («Мастер и Маргарита»)
- Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран)
- Назовите самого известного русского баснописца. (И.А.Крылов)
- Назовите самого хитрого зверя в русских народных сказках. (лиса)
- Назовите самого любимого героя произведений А.Т.Твардовского. (В.Тёркин)
- Назовите самое читаемое произведение Д.Дефо.(«Робинзон Крузо»)
- Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)
- Назовите самого первого русского литератора, удостоенного Нобелевской премии. (И.А.Бунин)
- Назовите самый толстый роман Л.Н.Толстого. («Война и мир»)
- Назовите человека, ставшего, по словам А.С.Пушкина, «самым последним летописцем и самым первым русским историком».(Н.М.Карамзин).
Стадион Гиннесса для команды «Солнце»:
- Назовите самый употребляемый знак препинания.(точка)
- Назовите самое употребляемое слово, придуманное писателем Карелом Чапеком.(робот)
- Назовите самый древний письменный язык. (древнеегипетский, 4 тыс. до н.э.)
- Назовите самого известного реформатора русского языка. (А.С.Пушкин)
- Назовите самую главную часть слова. (корень)
- Назовите самые родственные языки русскому языку. (украинский и белорусский)
- Назовите самые новые слова в языке. (неологизмы)
- Назовите самые противоположные по значению слова. (антонимы)
- Назовите самое распространённое в любом языке слово.(мама)
- Назовите самую первую букву русского алфавита. (а)
(награждение команд)
Ведущий: Весна – это время птиц. Одни из них возвращаются в родные края после долгого перелёта. Другие радуются первым капелям и оттепелям после зимних морозов. Поможем птицам? Наполним зёрнами птичьи кормушки, построим скворечники. Согреем и накормим птиц. Отгадаем кроссворд – за каждое правильно отгаданное слово вы получаете жетон-птичку, тот, кто наберёт наибольшее количество жетонов, объявляется лучшим другом птиц.
Кроссворд «Синонимы»
По горизонтали:
3.доля 4.Эдем 9.приговор 10.кафель 14.аргумент 15.вывоз 16.друг 19.стоянка 20.клич 21.колдун 24.недостаток 25.посыльный 29.место 30.авторитет 31.кудри 36.начало 37.ханжа 38.смоковница 41.голова 42.независимость 43.напрасно 44.супруг.
По вертикали:
1.желание 2.аромат 5.мотив 6.тоска 7.задор 8.шалун 11.цвет 12.агент 13.руководитель 17.клетушка 18.перерыв 22.сеча 23.чело 26.стрельбище 27.положение 28.участь 32.невольник 33.клятва 34.отрасль 35.экскурсовод 39.чаща 40.упряжь.
Ответы:
По горизонтали:
3.пай 4.рай 9.вердикт 10.изразец 14.довод 15.экспорт 16.кореш 19.бивак 20.зов 21.ведун 24.порок 25.гонец 29.точка 30.вес 31.букли 36.зачин 37.фарисей 38.инжир 41.котелок 42.свобода 43.зря 44.муж
По вертикали:
1.жажда 2.запах 5.мелодия 6.скука 7.азарт 8.бедокур 11.тон 12.шпион 13.шеф 17.каморка 18.перекур 22.бой 23.лоб 26.полигон 27.тезис 28.планида 32.раб 33.зарок 34.ветвь 35.гид 39.дебри 40.сбруя
(награждение учащихся)
Ведущий: И последний конкурс. Приходит время, с юга птицы прилетают, снеговые горы тают, и это время называется…. Весна. Викторина «Всё о весне».
- Какой детский писатель является автором книги «Весенние перевёртыши»? (В.Тендряков)
- Каких птиц называют вестниками весны? (грачи, жаворонки, ласточки, скворцы)
- Какой русский поэт любил грозу в начале мая? (Ф.Тютчев)
- Какой из месяцев, героев сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», подарил падчерице волшебное колечко? (Апрель)
- Какое явление природы опасно для сельского хозяйства весной? (поздние заморозки)
- Какой главный христианский праздник бывает весной? (Пасха)
- Какой месяц был первым в римском календаре? (март)
- Назовите картину Саврасова о вестниках весны? («Грачи прилетели»)
- Какое весеннее действие перестало приносить материальный ущерб, благодаря системе гидроэлекторостанций? (весенний разлив)
- С каким чувством человека всегда ассоциирует поэт весну? (любовь)
- Назовите весенний праздник Памяти. (День Победы)
(награждение победителей)
Ведущий: Как это не обидно, но пришло время прощаться. Давайте вместе споём истинно весеннюю песню «Приходит время..», и я желаю вам всем, чтобы в вашей душе всегда была весна, в ваших глазах горело яркое солнце, а вашем сердце всегда цвели прекрасные розы. Не имеем мы право на сон, пусть каждое ваше пробуждение будет поистине весенним.
(исполнение песни)
До следующих встреч! Светлых вам дней!
Литература:
- Есенин С. Стихотворения. Поэмы.-М.: «Худ. Лит».,1983 г.- с.61-62
- Загадки русского народа. – Сост. Садовников Д.Н. – изд. Моск. Универ., 1960 г. – 335 с.
- Лазаренко «На крыльях весну принесли…» - «Последний звонок»,2005 – с.5-6
- Родные поэты. Стихотворения русских поэтов-классиков 19-го и н. 20-го веков, 3-е изд., М.: «Дет. лит».,1969 г. – с175, 183-184
- Русские поэты 19-го века. Первая половина.- М.: «Просвещение»,1991г. – 428 с.
- Светский разговор. Выпуск 1.- Кострома, ИНЦ «Вариант»,1993г. - 24с.
- Чайковский П.И. "Времена года".
- А.Буйнов "Приходит время…"