Цели урока:
формирование навыков применения формулы сокращенного умножения – квадрата суммы и квадрата разности двух выражений при выполнении упражнений и решении уравнений;
развитие логического мышления, умения работать самостоятельно, математически грамотной речи, сознательного восприятия учебного материала;
воспитание познавательного интереса учащихся к учебным дисциплинам, трудолюбия, аккуратности, навыков самоконтроля, расширение знаний об историческом прошлом своей малой Родины.
Оборудование:
- Выставка “Ожерелье всея Руси” (книги о Смоленске, крепостной стене, рисунки).
- Раздаточный материал.
- Кроссворд.
- Таблица ответов.
Форма проведения урока: путешествие по Смоленской крепостной стене.
Ход урока
В каждом городе есть место, где душа его раскрывается с наибольшей полнотой. Для смолян таким священным местом является знаменитая крепостная стена, “Ожерелье всея Руси”, “Красота неизглаголенная”, по словам Бориса Годунова.
Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие по Смоленской крепостной стене. Ваша задача – научиться применять формулы сокращенного умножения при решении уравнений и задач и выяснить зачем, когда и кем была построена Смоленская крепостная стена.
Смоленск был главной крепостью на пути к столице России.
“…Не раз и не два заслонял он
Просторы великой страны.
И прежде, чем быть Бородинскому бою
Был бой у Смоленской стены”.
Придавая исключительное значение Смоленску как важнейшему стратегическому центру в обороне русского государства от Литвы и Польши, царь Федор решил построить в Смоленске крепостную стену. И в 1595 году по царскому указу в Смоленск для постройки каменного града выехала группа именитых людей. Огромная работа началась.
Возводить это грандиозное сооружение, было поручено прославившему себя к тому времени зодчему и градостроителю, происходившему из дорогобужских крестьян, имя которого мы узнаем, проведя устную математическую разминку.
Задание 1. Представьте в виде многочлена (правильному ответу соответствует буква).
1. (в + 3у)2 = в2 + 6ву + 9у2 Ф
2. (-х + 5)2 = х2 – 10х + 25 Ё
3. (х2 – 5)2 = х4 – 10х2 +25 Д
4. (m2 – n3) = m4 – 2m2n3 +
n6 О
5. (-p – 2)2 = p2 + 4p + 4 Р
Задание 2. Представить трехчлен в виде квадрата двучлена или в виде выражения, противоположного квадрату двучлена.
1. а2 + 10а + 25 = (а + 5)2 К
2. 1 – 4х + 4х2 = (1 – 2х)2 О
3. 0,49х2 + 1,4ху + у2 = (0,7х + у)2 Н
4. -4х2 – 12ху – 9у2 = -(2х + 3у)2 Ь
Мало известно об этом недюжинном человеке,
Дмитрий Кедрин в своей поэме “Конь” писал:
“Он был конем за силу прозван:
Мощь битюга играла в нем!
Сам царь Иван Васильевич Грозный
Детину окрестил Конем.
И впрямь, точно, и нельстива,
К нему та кличка привилась
Его взлохмаченная грива
Точь – в точь как у коня вилась”.
В каком году закончилось строительство крепости? Узнаем, выполнив следующие задания и расположив ответы по порядку.
Задание 3. Найти значение выражения:
- (х – 10)2 – х(х + 80), при х = 0,99.
- (а – 8)2 - а(а – 6), при а = 5,8.
- (2х + 0,5)2 – (2х - 0,5)2, при х = 0.
- Доказать, что значение дроби не зависит от значения переменной:
х2 – 20х + 100 – х2 – 80х = -100х + 100.
Если х = 0,99, то -100•0,99 + 100 = 1.
а2 – 16а + 64 –а2 + 6а = -10а + 64.
Если а = 5,8, то -10•5,8 + 64 = 6.
4х2 +2х + 0,25 – (4х2 – 2х + 0,25) = 4х2 + 2х + 0,25 – 4х2 +2х – 0,25 = 4х.
Если х = 0, то 4•0 = 0.
Ответ: 1602 год.
Итак, в 1602 году возведение крепости было закончено. Крепость не только защищала, но и украшала город. Сейчас мы узнаем, какова длина крепости, ширина и высота, выполнив задания на карточках. (Карточки раздаются по вариантам сложности).
Задание 4.
Ширина крепости
Упростить выражение и найти его значение:
а) х2 + 10х + 25 при х = -3.
в) 4у2 -12у +9 при у = 0.
х2 + 10х + 25 = (х + 5)2 = (-3 + 5)2 = 4.
4у2 -12у + 9 = (2у + 3)2 = 32 = 9.
Ответ: 4,9 м
Длина крепости
Упростить выражение и найти его значение:
при а = -36, в = 15.
а/4 +ав + в2 – 2,5 = (а/2 + в)2 – 2,5 = (-18 + 15)2 – 2,5 = 6,5.
Ответ: 6,5 км.
Высота крепости:
Упростить выражение и найти его значение:
х2у2 - 4ху + 4 + 0,6 при х = -7/9, у = 9/7
х2у2 – 4ху + 4 + 0,6 = (ху -2)2 + 0,6 = (-7/9 ·
9/7 – 2)2 + 0,6 = 9,6.
Ответ: 9,6 м.
Крепостная стена была разбита на 36 участков, между которыми стояли трехярусные башни, высотой 15-18 м. Сколько же их было? Выполним следующее задание.
Задание5.
Известно, что при некоторых значениях а и в значение выражения а - в = 5. Чему равно при тех же а и в значение выражения: 13 + а2 – 2ав + в2?
13 + (а – в)2 = 13 + 52 = 38.
Ответ: 38 башен
Борис Годунов писал царю из Смоленска:
“Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: одних башен 38 и по верху ее свободно поезжай на тройке. Как на важной боярыне красиво то лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства”.
И была самая любимая башня, из всех построенных, у Федора Коня. Называлась она и Городецкая и Орел, но из глубины веков время донесло ее название.
И мы узнаем его, разгадав кроссворд.
- Равенство, содержащее переменную.
- Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
- Равенство, верное при любых значениях переменных.
- Уравнение вида: ах = в, где х-переменная, а и в – некоторые числа.
- Сумма одночленов.
- Зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.
- Независимая переменная.
- График линейной функции.
Ответы: 1. Уравнение. 2. Корень. 3. Тождество. 4. Линейное. 5. Многочлен. 6. Функция. 7. Х. 8. Прямая.
По вертикали в выделенном столбце читаем: ВЕСЕЛУХА
16-гранная Веселуха стояла над излучиной Днепра, с нее открывался веселый вид на Днепр и поля.
И еще одна достопримечательность украшала крепостную стену, она считалась жемчужиной “Ожерелья всея Руси”.
Вашему вниманию предлагаю игру “Реши уравнение”.
Решив уравнение, находим букву, соответствующую ответу, получаем название.
Д |
О |
Н |
Е |
П |
С |
-0,1 |
3 |
1/2 |
2 |
-5 |
-0,5 |
К |
В |
И |
Р |
Т |
А |
1/24 |
1 |
1,8 |
0 |
11 |
-6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Д Н Е П Р О В С К И Е В О Р О Т А
Решить уравнения:
1. (2х – 3)2 – 2х(4 + 2х) = 11 | (-0,1) |
2. (3х – 1)2 –(3х – 2)2 =0 | (1/2) |
3. (5 – х)2 – х(2,5 + х) =0 | ( 2) |
4. -5х(х – 3) + 5(х – 1)2 = -20 | (-5) |
5. (2 – х)2 – х(х +1,5) = 4 | (0) |
6. х(х – 1) – (х – 5)2 =2 | (3) |
7. 11 – (4 –х)2 = х(3 – х) | (1) |
8. (2х – 3)2 – (2х + 3)2 = 12 | (-0,5) |
9. 9х(х +6) – (3х + 1)2 =1 | (1/24) |
10. (х -6)2 – х(х +8) = 0 | (1,8) |
11. 64х2 – (3 – 8х)2 = 87 | (2) |
12. 16х2 – (4х -5)2 =15 | (1) |
13. 16х(2х –х) + (4х – 5)2 = 1 | (3) |
14. 36-(6-х)2 = х(2 –х) | (0) |
15. (у-2)(у+3) – (у –2)2 =5 | (3) |
16. (2х +3)(х +7) -2(х + 4)2 = 0 | (11) |
17. (у +1)2 – (у +4)(у – 5) = 3 | (-6) |
Дополнительные задания:
Вычислить:
1) 1012 - 2·101·81 + 812 -100 = (101 – 81)2 -100 =
400 -100 = 300
300 тысяч рабочих для постройки крепости.
2) (1012 - 2·101·81 + 812)·8 = 400·8 = 3200
3200 бочек извести для постройки крепости.
Сообщение учащегося.
Башня Днепровских (Фроловских) ворот была особенно красивой. Она стояла на берег перед Большим Днепровским мостом. Проезд закрывался
деревянными брусчатыми воротами и железной решеткой. Башня выделялась из всех остальных своей высотой. Пять ее ярусов поднимались на 30 метров над землей. Наверху была смотровая вышка, и висел колокол. Облик башни дополняли двуглавый орел, венчавший ее, и икона Одигитрии над проездными воротами. Днепровская башня создавалась Федором Конем не только как сооружение, которое по праву считалось жемчужиной “ожерелья всея Руси”. Ворота были и торжественным въездом, открывавшим путь на Москву.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что необходимо изменить, чтобы было на уроке интересней?