Подготовка физически совершенного молодого поколения является важнейшей задачей нашего общества. Наукой доказано, что здоровье человека на 50-55% зависит от условий образа жизни. В совершенном обществе наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь только около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья.
В этой связи очень актуальной является организация такого педагогического процесса, который способствовал бы оздоровлению и предупреждению заболеваний детей, а также развивал ребенка физически.
В 2004 – 2005 учебном году данные медицинского осмотра показали, что у 86% детей школьного возраста выявляются симптомы, которые указывают на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, нарушение осанки.
В связи с этим при формировании системы оздоровления учащихся мы использовали комплекс занятий аквааэробикой с элементами дыхательной гимнастики.
Аквааэробика – это совокупность широкого спектра физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, силовых упражнений.
Использование аквааэробики способствует решению следующих задач:
- Улучшение сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Развитие физических качеств учащихся;
- Коррекция телосложения;
- Повышение уровня работоспособности детей.
Комплексы упражнений аэробной направленности строятся на базе основных движений: ходьба, бег, махи, прыжки перекаты. Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается при соблюдении общих методических правил:
- Постепенное наращивание длительности нагрузки, исключая при этом перегрузку организма ребенка.
- Разнообразие применяемых форм работы. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно 7-12 упражнений, но существенно отличающихся друг от друга.
- Систематичность занятий.
Дыхательная гимнастика способствует восстановлению работоспособности и представляет собой систему специальных упражнений для развития дыхательной мускулатуры. Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:
- Улучшить дыхание во время выполнения упражнений учащимися.
- Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.
- Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы.
Уроки, включающие в себя занятия аквааэробикой в сочетании с дыхательными упражнениями и другими компонентами рационального образа жизни, содействуют укреплению здоровья и развитию двигательных способностей.
Проанализировав данные медицинских осмотров учащихся 5 – 6 классов за последние три года, мы пришли к такому результату:
2004 – 2005 уч. год – уровень физического развития и подготовленности учащихся составил 50% средний и выше среднего, 50% – ниже среднего.
2005 – 2006 уч. год – уровень физического развития и подготовленности составил 60% средний и выше среднего, 40% – ниже среднего.
2006 – 2007 уч. год – уровень физического развития и подготовленности составил 77% средний и выше среднего, 23% – ниже среднего.
Анализируя этапы проведенной работы можно сделать вывод, что средний уровень физического развития и подготовленности вырос на 27%. Количество детей, отнесенных к специальной медицинской группе, уменьшилось на 18 человек.
Система оздоровления учащихся построена таким образом, что учебно-воспитательный процесс, направленный на повышение уровня физического развития детей, продолжается в спортивно-массовых и секционных мероприятиях. Каждый год методическим объединением учителей физической культуры нашей школы разрабатывается план внеклассной работы, задачами которой являются:
- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- организовывать здоровый отдых учащихся.
Тренировочные занятия в спортивной школьной секции по баскетболу проводятся три раза в неделю по два часа. В процессе занятий происходит углубленное изучение элементов игры в баскетбол, закрепляются и совершенствуются освоенные на уроках физической культуры элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий. Одновременно имеет место овладение более сложными приемами техники игры, групповыми и командными тактическими действиями. В процессе занятий преимущественно используются индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами у каждого учащегося.
Одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы являются спортивные соревнования. Школьным методическим объединением учителей физической культуры уточняются сроки проведения, положение и программы соревнований. Они проводятся 2 – 3 раза в четверть (включая каникулы) среди классов разных параллелей. Наряду с этим проводятся товарищеские встречи с другими школами, а также команды учащихся принимают участие в районных и городских соревнованиях по баскетболу.
Проведение систематической внеклассной работы способствует формированию положительной мотивации у учащихся и повышает успешность ребят на уроках физической культуры. Ученики, серьезно занимающиеся в спортивных секциях, с легкостью выполняют требования школьной программы по физическому воспитанию и являются примером для всех остальных учащихся.
Очень значима роль спортивных состязаний. Они заметно влияют на повышение мотивации занятий физической культурой, содействуют привлечению учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями, сплачивают детский коллектив.
Занятость детей в спортивных секциях составила:
В 2004 – 2005 уч. году – 28%, из них 8% учащихся занимались в школьной спортивной секции.
В 2005 – 2006 уч. году – 35%, из них 13% занимались в школьной секции.
В 2006 – 2007уч. году – 42%, из них 29% учащихся занимались в школьных секциях.
В связи с регулярными занятиями увеличилась результативность в районных и городских спортивных соревнованиях:
2004-2005 уч. год
- Легкоатлетический кросс в программе областного смотра-конкурса “Оренбургская параллель – движение для здоровья” среди общеобразовательных школ г.Орска – II место.
- “Белая ладья” (городские соревнования по шахматам) – III место.
- Первенство города по баскетболу среди общеобразовательных школ – III место.
- Президентские состязания. Отборочный тур городского фестиваля школьников “Президентские состязания”. 5-й класс – III место; 6-й класс – III место; 7-й класс – III место.
- Городская Олимпиада школьников по физической культуре – II место.
- Первомайская эстафета – IV место.
2005-2006 уч. год
- Легкоатлетический кросс – III место.
- Первенство города по баскетболу среди общеобразовательных школ – II место.
- Президентские состязания. Отборочный тур городского фестиваля школьников: 5-й класс – II место; 6-й класс-III место. Городской этап областного фестиваля школьников – 5-й класс – III место.
- Первомайская эстафета – V место.
2006 – 2007 уч. год
- Городской кросс “Золотая осень” – IV место.
- Районные соревнования по баскетболу – III место.
- Отборочный тур городского фестиваля “Президентские состязания”: 5-й класс – II место; 6-й класс – II место; 7-й класс – II место, 8-й класс – II место.
- Городской этап областного Фестиваля школьников “Президентские состязания”: 5-й класс – III место, 7-й класс – III место.
- Городские соревнования по аэробике – III место.
2007 – 2008 уч. год.
- Первый детский спортивно-развлекательный телевизионный фестиваль “Веселые старты”, 2 тур – II место.
- Городской осенний кросс “Золотая осень” – IV место.
Реализуемая нами система оздоровления учащихся постоянно совершенствуется. Разрабатываются новые формы организации работы по физическому развитию учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением развития является также использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.