Из опыта работы по организации системы оздоровления учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Подготовка физически совершенного молодого поколения является важнейшей задачей нашего общества. Наукой доказано, что здоровье человека на 50-55% зависит от условий образа жизни. В совершенном обществе наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь только около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья.

В этой связи очень актуальной является организация такого педагогического процесса, который способствовал бы оздоровлению и предупреждению заболеваний детей, а также развивал ребенка физически.

В 2004 – 2005 учебном году данные медицинского осмотра показали, что у 86% детей школьного возраста выявляются симптомы, которые указывают на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, нарушение осанки.

В связи с этим при формировании системы оздоровления учащихся мы использовали комплекс занятий аквааэробикой с элементами дыхательной гимнастики.

Аквааэробика – это совокупность широкого спектра физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, силовых упражнений.

Использование аквааэробики способствует решению следующих задач:

  1. Улучшение сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  2. Развитие физических качеств учащихся;
  3. Коррекция телосложения;
  4. Повышение уровня работоспособности детей.

Комплексы упражнений аэробной направленности строятся на базе основных движений: ходьба, бег, махи, прыжки перекаты. Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается при соблюдении общих методических правил:

  1. Постепенное наращивание длительности нагрузки, исключая при этом перегрузку организма ребенка.
  2. Разнообразие применяемых форм работы. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно 7-12 упражнений, но существенно отличающихся друг от друга.
  3. Систематичность занятий.

Дыхательная гимнастика способствует восстановлению работоспособности и представляет собой систему специальных упражнений для развития дыхательной мускулатуры. Дыхательные упражнения имеют три главных назначения:

  1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений учащимися.
  2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.
  3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы.

Уроки, включающие в себя занятия аквааэробикой в сочетании с дыхательными упражнениями и другими компонентами рационального образа жизни, содействуют укреплению здоровья и развитию двигательных способностей.

Проанализировав данные медицинских осмотров учащихся 5 – 6 классов за последние три года, мы пришли к такому результату:

2004 – 2005 уч. год – уровень физического развития и подготовленности учащихся составил 50% средний и выше среднего, 50% – ниже среднего.

2005 – 2006 уч. год – уровень физического развития и подготовленности составил 60% средний и выше среднего, 40% – ниже среднего.

2006 – 2007 уч. год – уровень физического развития и подготовленности составил 77% средний и выше среднего, 23% – ниже среднего.

Анализируя этапы проведенной работы можно сделать вывод, что средний уровень физического развития и подготовленности вырос на 27%. Количество детей, отнесенных к специальной медицинской группе, уменьшилось на 18 человек.

Система оздоровления учащихся построена таким образом, что учебно-воспитательный процесс, направленный на повышение уровня физического развития детей, продолжается в спортивно-массовых и секционных мероприятиях. Каждый год методическим объединением учителей физической культуры нашей школы разрабатывается план внеклассной работы, задачами которой являются:

  • содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
  • организовывать здоровый отдых учащихся.

Тренировочные занятия в спортивной школьной секции по баскетболу проводятся три раза в неделю по два часа. В процессе занятий происходит углубленное изучение элементов игры в баскетбол, закрепляются и совершенствуются освоенные на уроках физической культуры элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий. Одновременно имеет место овладение более сложными приемами техники игры, групповыми и командными тактическими действиями. В процессе занятий преимущественно используются индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами у каждого учащегося.

Одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы являются спортивные соревнования. Школьным методическим объединением учителей физической культуры уточняются сроки проведения, положение и программы соревнований. Они проводятся 2 – 3 раза в четверть (включая каникулы) среди классов разных параллелей. Наряду с этим проводятся товарищеские встречи с другими школами, а также команды учащихся принимают участие в районных и городских соревнованиях по баскетболу.

Проведение систематической внеклассной работы способствует формированию положительной мотивации у учащихся и повышает успешность ребят на уроках физической культуры. Ученики, серьезно занимающиеся в спортивных секциях, с легкостью выполняют требования школьной программы по физическому воспитанию и являются примером для всех остальных учащихся.

Очень значима роль спортивных состязаний. Они заметно влияют на повышение мотивации занятий физической культурой, содействуют привлечению учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями, сплачивают детский коллектив.

Занятость детей в спортивных секциях составила:

В 2004 – 2005 уч. году – 28%, из них 8% учащихся занимались в школьной спортивной секции.

В 2005 – 2006 уч. году – 35%, из них 13% занимались в школьной секции.

В 2006 – 2007уч. году – 42%, из них 29% учащихся занимались в школьных секциях.

В связи с регулярными занятиями увеличилась результативность в районных и городских спортивных соревнованиях:

2004-2005 уч. год

  1. Легкоатлетический кросс в программе областного смотра-конкурса “Оренбургская параллель – движение для здоровья” среди общеобразовательных школ г.Орска – II место.
  2. “Белая ладья” (городские соревнования по шахматам) – III место.
  3. Первенство города по баскетболу среди общеобразовательных школ – III место.
  4. Президентские состязания. Отборочный тур городского фестиваля школьников “Президентские состязания”. 5-й класс – III место; 6-й класс – III место; 7-й класс – III место.
  5. Городская Олимпиада школьников по физической культуре – II место.
  6. Первомайская эстафета – IV место.

2005-2006 уч. год

  1. Легкоатлетический кросс – III место.
  2. Первенство города по баскетболу среди общеобразовательных школ – II место.
  3. Президентские состязания. Отборочный тур городского фестиваля школьников: 5-й класс – II место; 6-й класс-III место. Городской этап областного фестиваля школьников – 5-й класс – III место.
  4. Первомайская эстафета – V место.

2006 – 2007 уч. год

  1. Городской кросс “Золотая осень” – IV место.
  2. Районные соревнования по баскетболу – III место.
  3. Отборочный тур городского фестиваля “Президентские состязания”: 5-й класс – II место; 6-й класс – II место; 7-й класс – II место, 8-й класс – II место.
  4. Городской этап областного Фестиваля школьников “Президентские состязания”: 5-й класс – III место, 7-й класс – III место.
  5. Городские соревнования по аэробике – III место.

2007 – 2008 уч. год.

  1. Первый детский спортивно-развлекательный телевизионный фестиваль “Веселые старты”, 2 тур – II место.
  2. Городской осенний кросс “Золотая осень” – IV место.

Реализуемая нами система оздоровления учащихся постоянно совершенствуется. Разрабатываются новые формы организации работы по физическому развитию учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением развития является также использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.