Урок развития речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Учить детей составлять предложения, текст, правильно строить фразы, подбирать точные сравнения.
  • Развивать устную и письменную речь, творческие способности, обогащать словарный запас.
  • Развивать умение работать в группах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Картинки с изображением садовых, лесных, полевых цветов. Тематические картины “Весна”. Карточки для работы в группе. Магнитофон.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Проверка готовности. Настрой на работу. Деление на группы.

2. Подготовительная беседа.

-Сегодня на уроке пойдет речь об одной из самых прекрасных вещей, которые есть на земле. А вот о чем. Попробуйте догадаться сами. Давайте позовем на помощь воображение, закроем глаза и представим себе, что находимся в лесу или на лугу, рядом журчит ручей.

(Дети закрывают глаза, слушают музыку).

- Идешь, бывало, в лес по знакомой тропинке. Слева и справа широким многоцветным ковром рассыпаются лесные и луговые цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, на лесных зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О цветах.)

- На уроках по окружающему миру мы рассматривали цветы с научной точки зрения. А сегодня на уроке развития речи мы поговорим о том, насколько интересен и неповторим каждый цветок. А заодно и проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в них.

3. Работа по теме.

1. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с набором названий цветов. 1 и 2 группы подчеркивают слова, состоящие из двух слогов, 3 – из одного слога, 4 - из трех слогов.

Карточка 1, 2: Роза, лилия, астра, гвоздика.

Карточка 3: Ромашка, василек, мак, клевер.

Карточка 4: Ландыш, фиалка, незабудка, подснежник.

- Как одним словом можно охарактеризовать названия цветов каждой группы?

(Садовые. Полевые. Лесные.)

2. Распознавание цветов по различным признакам.

Загадка:

Стоят в поле сестрички-
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки).

- По каким признакам вы определили, что это ромашки? Почему их назвали сестричками?

Стихотворение:

Маленькое солнце на моей ладошке-
Белая ромашка на зеленой ножке,
С белым ободочком желтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!

- С чем автор сравнивает цветок ромашки? Объясните, почему с солнышком?

Загадка:

Белые, душистые, в лесу растут,
Весной рано цветут. (Ландыши).

- По каким признакам вы определили, что это ландыши?

Послушайте стихотворение об этих цветах.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
Его задень-
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы,
Давай послушаем:
А вдруг
Услышим я и ты?

- Вам понравилось это стихотворение? Что вы представляли себе, когда слушали его? Как вы понимаете фразу “ лес его хранит”?

3. Восстановление деформированного текста. Текст записан на доске и на карточке у каждой группы.

Мы очень любим ландыши. Их______, ______ цветы похожи на _______.

Каждая группа выполняет работу. Затем фронтальная проверка, отбор лучших слов, восстановление текста на доске.

4. Игра “ Хорошо или плохо”.

Одни группы доказывают, что утверждение можно характеризовать словом “хорошо”, другие - “плохо”.

- Хорошо или плохо нарвать букет ландышей?

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей.

Физминутка.

Наши нежные цветы
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.

5. Работа по составлению текста.

1) Разгадывание ребуса о тюльпане.

- Слово “ тюльпан” восходит к персидскому слову “тюрбан”- чалма, головной убор, повязка. Цветок назван по сходству с чалмой. Чалма- это несколько раз обернутый вокруг головы платок.

2) Работа в группах по составлению предложений из слов. Чтение составленных предложений.

- Как вы думаете, можно ли из этих предложений составить текст? Попробуйте это сделать.

3) Работа в группах по составлению текста.

4) Чтение получившихся текстов.

Появились первые весенние цветы. На клумбах расцвели тюльпаны. Они были красные, лиловые, желтые. Дети собрали красивый букет. Мама была рада цветам.

5) Озаглавливание получившегося текста.

4.Стадия реализации.

Написание синквэйна. Тема “ Речь”.

Правило написания синквэйна.

1.Одно слово- существительное. Тема синквэйна.

2. Два слова - прилагательные. Могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова - глаголы.

4. Четыре слова - предложение, которое выражает твое отношение к первой строке.

5.Одно слово - ассоциация к первой строке.

СИНКВЭЙН

  1. Цветы.
  2. Красивые, душистые.
  3. Цветут, пахнут, растут.
  4. В саду растут тюльпаны.
  5. Букет.

5. Итог урока.

Взаимооценка работы групп.

Домашнее задание. Распространить написанный в классе текст.