Цель: Организовать деятельность детей по наблюдению работы гласных в слоге жи.
Оборудование: Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, словари.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. - С чего начнем наш урок?
Д. – С хорошего настроения!
- С улыбки1
- С выполнения какого-нибудь задания!
II. Актуализация знаний.
У. – Предлагаю разобраться в данном узоре. (Найти спрятанные буквы)
- Присмотритесь!
- Что скажете?
Д. – Здесь спрятались буквы1
У. – Кому хочется напечатать эти буквы?
(Дети печатают буквы в книжках-малышках, затем выходят к доске и показывают найденные буквы. Учитель их записывает на доске)
Запись на доске: Р З В Л И Ы
У.- Кто из вас тоже напечатал эти буквы?
У.- Можете придумать задание?
Д.- Можно разделить на группы.
- Составить слоги.
- Составить слова.
У. – Вы знаете как это делать?
III. Деление букв на группы:
У.- На какие две группы можно разделить?
Д. – На гласные и согласные.
У. – Кто думал так же?
- Назовите группу гласных?
Д. – Ы, И.
У. – Почему они гласные?
Д. – Они произносятся свободно, состоят из одного голоса.
- Образуют слог.
У. – А согласные выполняют эту работу?
Д. – Нет, согласные встречают преграду.
У. – Давайте составим слоги!
(Дети называют слоги, учитель записывает на доске)
- РИ; РЫ
- ЗИ; ЗЫ
- ВИ; ВЫ
- ЛИ; ЛЫ
У. – Что скажете? Почему я так сделала?
У. – Прочитаем, что получилось?
- Прислушайтесь!
РИ ЗИ ВИ ЛИ РЫ ЗЫ ВЫ ЛЫ
У. – Какую работу выполняет «И»?
Д. – Согласные звуки стали мягкими, значит «И» служит для мягкости
У.- Что делает «Ы»?
Д. – Делает согласные твердыми.
У. – Можете составить слова из этих слогов, или дополнить их другими слогами?
Д. – Вилы, рыли, выли, липа, зима и т. д.
IV. Рефлексия:
У. – Кому было легко?
- Кому было интересно, но сложно? (Дети поднимают руки)
V. Работа над темой.
У.- У меня есть длинное предложение. Послушайте!
Не живут ужи, где живут ежи.
- Давайте его проговорим и вслушаемся. (Дети проговаривают хором).
- Какой слог повторяется?
Д. – Слог ЖИ.
У. – Если этот слог записать на доску, то в какой столбик запишем?
(коллизия)
Д.- ? (называют разные варианты)
У. – На что указывает буква И после согласной?
- А буква Ы?
Вывод:
Д. – И – смягчает согласные
- Ы – согласные звуки делает твердыми.
У. – Почему букве Ж не нужна буква Ы?
Д. – Звук [ Ж ]- всегда твердый.
У. – Люди договорились, что после буквы Ж всегда будут писать букву И. В каком столбике должен стоять слог ЖИ?
Д. – В первом.
VI. Работа с учебником (стр. 53) и со словарями.
У. – Давайте посмотрим в Азбуке слова со слогом ЖИ, а ребята,
(которые читают хорошо) будут искать слова в словарях.
У. – Почему эти картинки нарисованы на этой странице?
Д. – Потому что в словах есть слог ЖИ. (Ежи, ужи, стрижи, жираф, моржи).
У. – В какие слова можно дописать слог ЖИ?
Д. - Ножи, лужи, снежинки, моржи.
У. – Каких людей называют «моржами»?
- А вы можете быть «снежинками»?
- Когда такое возможно?
У. – Ребята, зачитайте нам слова со слогом ЖИ из словаря.
- А в словарях есть слова, где после Ж стоит Ы?
Д.- Таких слов нет.
У. – Это правило надо учить?
Д. – Нет, надо запомнить.
VII. Итог урока.
У.- Сегодня что-то случилось на уроке?
Д. – Мы сделали открытие, ЖИ пиши с буквой И.