Урок литературного чтения по теме "Красота и выразительность русского стиха"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

Задачи урока:

  1. Познакомить с новым произведением А.С. Пушкина “Опрятней модного паркета”; учить видеть образ зимы, используя приемы сравнения, олицетворения; продолжить работу над выразительным чтением.
  2. Развивать мышление, воображение, речь.
  3. Воспитывать любовь к природе, к поэзии.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся.

Какое время года к нам незаметно подкрадывается? (зима)

Какие образы у вас возникают при слове зима? (новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка)

Почему возникли разные образы? (что-то больше запомнилось)

Что помогло вам представить эти образы? (воображение)

А что художнику помогает создать образ?

Работа по иллюстрациям. (Выставка картин с пейзажами зимы.)

Посмотрим на картины, какой темой их можно объединить? (темой зимы)

А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? (нет) Почему?

Так с помощью чего художник передает настроение? (с помощью цвета)

С помощью чего писатель создает образ? (с помощью слов, приемов)

Какие приема, которые использует писатель, вы уже знаете? (сравнение, олицетворение)

Составьте словосочетания о зиме, используя прием сравнения или олицетворения. Можете воспользоваться словами на доске:

зеркальная

белые

бриллианты

снега

река

мухи

мороз

Вывод: Как же поэт, писатель создает образ? (использует слово, различные приемы)

III. Постановка учебной задачи.

Прочитайте выражение

“Опять поют на снегу лыжи…”

“Расплела пурга серые косы…”

Это прием сравнения или олицетворения? (прием олицетворения, т.к. происходит наделение неживого предмета качествами живого)

Что это за косы у пурги? (ветер со снегом)

Выражают ли эти строки настроение?

Можно ли эти выражения отнести к теме зимы?

Как называется выражение, которое раскрывает тему урока, произведения? (эпиграф)

Над какой темой будем сегодня работать? (Тема зимы в литературе)

Можете ли вы уже выбрать эпиграф к нашему уроку? Почему? (не можем, не знаем, о чем будем читать, какое настроение будет в произведении…)

Действительно, пока мы не можем выбрать более точный эпиграф, оставим этот вопрос, на который ответим позднее.

Работа с текстом до чтения.

Тема зимы. А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на стр. 77.

Назовите автора. (А.С. Пушкин)

Что вы уже знаете о нем? (ответ детей)

Прочитайте название произведения.

Какое отношение это произведение имеет к зиме? (предположение детей)

О чем мы будем читать? (о паркете…)

А что такое паркет, кто сможет объяснить? (пол) (зачитываем из толкового словаря)

Получается, что будем говорить о поле? А причем здесь зима?

Может быть нам поможет иллюстрация? (предположение детей)

Так кто же прав: о чем будет произведение? Как убедиться? (прочитать)

IV. Знакомство с произведением. Первичное чтение.

Читаем вслух.

Наши предположения оправдались? (да)

О чем говориться? (о зиме, о празднике)

Какие образы вы представили?

Так какое же отношение имеет паркет к нашему произведению? (пол сияет так же, как лед, все готовятся к Новому году, к празднику, даже природа ждет его)

Какое настроение у вас возникло? Почему?

V. Вторичное чтение и анализ произведения.

Найдите и зачитайте, о каких образах идет речь.

Найдите описание реки, зачитайте.

А первую строку можно отнести к описанию реки? (да, можно)

Почему? (лед на реке, это как будто пол, он блестит в лучах солнца)

Абсолютно правы: паркет сравнивается со льдом, который блестит.

Найдите и зачитайте описание гуся.

Каким вы его увидели? (задумчивым)

Над чем он задумался? (он задумал плыть по лону вод)

Как вы понимаете это выражение?

Можем ли мы уже выбрать эпиграф к этому стихотворению? Какой подходит больше? Объясните свой выбор.

(опять поют по снегу лыжи – на улице легкий морозец, деревья в снегу, кто-то вышел на прогулку, в лес на лыжах – это, как будто ты попал в сказку, настроение радостное, предчувствие чего-то необычного, так же как и в стихотворении)

VI. Подготовка к выразительному чтению.

С какой интонацией будем читать? Какое настроение должны передать? (радость, восхищение, предчувствие чуда)

Я сейчас прочитаю стих, а вы расставьте паузы и ударения.

Прочитайте с выражением самостоятельно.

VII. Выразительное чтение детьми. (читают два ребенка)

У кого получилось лучше?

Почему?

Учитывая замечания, которые вы сделали, прочитаем еще раз это стихотворение.

VIII. Д/з. Выразительное чтение, выбрать один из образов и нарисовать.