Урок математики в 6-м классе на тему "Решение задач на процентный рост"

Разделы: Математика


Дидактическая цель: применить изученный материал в знакомой и новой учебной ситуации.

Тип урока: Урок-практикум.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: создать условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост: а) тренировать способности к построению моделей текстовых задач с числовыми данными с помощью введения буквенных обозначений; б) формировать умения и навыки работы по формулам; продолжить формирование вычислительных навыков.
  2. Развивающие: создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
  3. Воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, рефлексии собственной деятельности, формирования личностного отношения к изучаемому материалу урока.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание и мотивация.
  4. Применение знаний: а) в знакомой учебной ситуации; б) в новой учебной ситуации.
  5. Рефлексия деятельности.
  6. Домашнее задание.

Методы:

  1. Репродуктивный.
  2. Частично-поисковый.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I. Орг. момент.

  1. Здравствуйте! Проверьте своё рабочее место, всё ли готово у вас к уроку.
  2. С каким настроением вы пришли на урок (прислушайтесь к себе)? (Ученики поднимают одну из карточек, выданную учителем перед началом урока, тем самым сигнализируют о своём настроении.)
К-1 (красного цвета) К-2 (зелёного цвета) К-3 (синего цвета)
Я готов к работе на уроке, занимаю активную жизненную позицию, хочу отвечать, спросите меня. Я готов к работе на уроке, но не уверен в себе, для меня предпочтительнее работа в тетради и поменьше спрашивайте меня. У меня сегодня какой то неудачный день, всё валится из рук, с утра нет никакого настроения. Я постараюсь включиться в работу, но не спрашивайте меня.

Я постараюсь учесть ваше настроение. Извините, если нарушу вашу установку!

II. Итак, сегодня у нас тема урока «Решение задач на процентный рост».

1. Что нам необходимо вспомнить, чтобы успешно справиться с заданиями?

  • Формулу простого процентного роста.(Sn = S(1+ pn/100))
  • Формулу сложного процентного роста.(Sn = S(1 + p/100)n.
  • Что обозначают входящие в формулы переменные?

Sn – итоговая сумма.

S – первоначальная сумма.

p – процентная ставка.

n - срок.

  • Проанализируйте формулы и сравните их: в чём сходство и различие?

2. Вычислите:

А) 1: 0,08

Б) 0,002: 0,2

В) 1+ 18*6/100

Г) 1,12

Д) 122

III. Как вы думаете, для чего мы изучаем данный материал?

1. Темп жизни очень высок, идёт большой поток информации.

И чтобы не потеряться, идти в ногу со временем, конечно, надо уметь разбираться в различной информации, в том числе и с процентным ростом, тем более он встречается довольно часто. Где? Приведите примеры:

  • начисление банковских процентов;
  • начисление пени за несвоевременную плату;
  • амортизация оборудования и т.д.

2. Свяжите изучаемую тему с вашей будущей профессией. Помечтайте, кем вы хотите себя видеть в будущем и пригодиться ли вам изучаемый материал. Кто готов поделиться с нами своими мыслями?

3. Сегодня мы решаем сложные задачи, они встречаются на ЕГЭ.

Кто из вас собирается заканчивать 11-й класс? Тогда вам, в особенности, следует обратить серьёзное внимание на эти задачи.Чтобы быть конкурентно-способными при поступлении в учебные заведения, надо уметь решать задачи такого типа.

Итак, сформулируйте для себя цель урока. (Чему сегодня на уроке я могу научиться?). Запишите в тетрадь.

Учитель просит нескольких учеников зачитать, что они написали.

IV. Реклама.

1. Как в любом фильме на самом интересном месте бывает реклама, так и у нас на очереди – реклама!

Ученики за неделю получили задание: найти в газетах рекламу банков.

Сейчас зачитывают и сдают. Два ученика получают задание: внести в таблицу на доске информацию о названии банка, вклада, процентной ставке,

Минимальной сумме вклада, сроке и видах процентов. (см. Приложение-2.)

2. Решаем задачу №1. (см. Приложение-1)

Писатель фирмы, получив гонорар 100000 рублей, решил положить эти деньги в банк. Для уменьшения риска он разделил всю сумму на две равные части и положил их в два банка: в первый – государственный банк на три года под 7% годовых (простые %) и второй – коммерческий банк на два года под 10% годовых (сложные %). Какой вклад принёс больший доход?

Поставьте себя на место писателя и сделайте предположение: какой из банков принёс больший доход? К доске приглашаются два человека: один решает задачу для случая, когда рассматриваются простые проценты, другой – сложные проценты. Все решают самостоятельно, затем проверяем, сравниваем и делаем вывод.

А)

Б)

Ответ: банки принесли одинаковый доход.

3. Работа с таблицей.

  • Сравните процентную ставку, минимальную сумму, срок, вид процентов.
  • Какой вклад вам кажется предпочтительнее?

4. Составьте задачу по таблице и решите её. Если испытываете затруднение, продолжите решение задач № 2, 3, 4 на выбор. (см. Приложение-1).

Через несколько минут учащиеся говорят о своём выборе и результатах.

5. Прошу обратить ваше внимание на задачу № 5. (см. Приложение-1).

Данная задача из ЕГЭ 2005 года.

Решаем задачу:

V. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги:

- изменился ли цвет вашей карточки? Если да, то как?

- достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?

VI. Выберите для себя домашнее задание.

Дорешать задачи с листочка.

Или: выполнить творческую работу:

Найти в прессе рекламу какого – либо банка и составить задачу с интересным условием. Например: я стал профессиональным футболистом, заключил контракт с клубом «Арсенал» (Лондон) и получил гонорар 500000$. В каких банках выгоднее разместить данную сумму?

Или: поинтересуйтесь у родителей: есть ли у них вклады в банке. Составьте и решите задачу.

Или: сходите в какой – нибудь банк, возьмите там информацию: какие вклады и на каких условиях предлагает банк. Составьте и решите задачу.