Дидактическая цель: применить изученный материал в знакомой и новой учебной ситуации.
Тип урока: Урок-практикум.
Цели по содержанию:
- Образовательные: создать условия для формирования умений и навыков решения задач на простой и сложный процентный рост: а) тренировать способности к построению моделей текстовых задач с числовыми данными с помощью введения буквенных обозначений; б) формировать умения и навыки работы по формулам; продолжить формирование вычислительных навыков.
- Развивающие: создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.
- Воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, рефлексии собственной деятельности, формирования личностного отношения к изучаемому материалу урока.
Структура урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание и мотивация.
- Применение знаний: а) в знакомой учебной ситуации; б) в новой учебной ситуации.
- Рефлексия деятельности.
- Домашнее задание.
Методы:
- Репродуктивный.
- Частично-поисковый.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте! Проверьте своё рабочее место, всё ли готово у вас к уроку.
- С каким настроением вы пришли на урок (прислушайтесь к себе)? (Ученики поднимают одну из карточек, выданную учителем перед началом урока, тем самым сигнализируют о своём настроении.)
К-1 (красного цвета) | К-2 (зелёного цвета) | К-3 (синего цвета) |
Я готов к работе на уроке, занимаю активную жизненную позицию, хочу отвечать, спросите меня. | Я готов к работе на уроке, но не уверен в себе, для меня предпочтительнее работа в тетради и поменьше спрашивайте меня. | У меня сегодня какой то неудачный день, всё валится из рук, с утра нет никакого настроения. Я постараюсь включиться в работу, но не спрашивайте меня. |
Я постараюсь учесть ваше настроение. Извините, если нарушу вашу установку!
II. Итак, сегодня у нас тема урока «Решение задач на процентный рост».
1. Что нам необходимо вспомнить, чтобы успешно справиться с заданиями?
- Формулу простого процентного роста.(Sn = S(1+ pn/100))
- Формулу сложного процентного роста.(Sn = S(1 + p/100)n.
- Что обозначают входящие в формулы переменные?
Sn – итоговая сумма.
S – первоначальная сумма.
p – процентная ставка.
n - срок.
- Проанализируйте формулы и сравните их: в чём сходство и различие?
2. Вычислите:
А) 1: 0,08
Б) 0,002: 0,2
В) 1+ 18*6/100
Г) 1,12
Д) 122
III. Как вы думаете, для чего мы изучаем данный материал?
1. Темп жизни очень высок, идёт большой поток информации.
И чтобы не потеряться, идти в ногу со временем, конечно, надо уметь разбираться в различной информации, в том числе и с процентным ростом, тем более он встречается довольно часто. Где? Приведите примеры:
- начисление банковских процентов;
- начисление пени за несвоевременную плату;
- амортизация оборудования и т.д.
2. Свяжите изучаемую тему с вашей будущей профессией. Помечтайте, кем вы хотите себя видеть в будущем и пригодиться ли вам изучаемый материал. Кто готов поделиться с нами своими мыслями?
3. Сегодня мы решаем сложные задачи, они встречаются на ЕГЭ.
Кто из вас собирается заканчивать 11-й класс? Тогда вам, в особенности, следует обратить серьёзное внимание на эти задачи.Чтобы быть конкурентно-способными при поступлении в учебные заведения, надо уметь решать задачи такого типа.
Итак, сформулируйте для себя цель урока. (Чему сегодня на уроке я могу научиться?). Запишите в тетрадь.
Учитель просит нескольких учеников зачитать, что они написали.
IV. Реклама.
1. Как в любом фильме на самом интересном месте бывает реклама, так и у нас на очереди – реклама!
Ученики за неделю получили задание: найти в газетах рекламу банков.
Сейчас зачитывают и сдают. Два ученика получают задание: внести в таблицу на доске информацию о названии банка, вклада, процентной ставке,
Минимальной сумме вклада, сроке и видах процентов. (см. Приложение-2.)
2. Решаем задачу №1. (см. Приложение-1)
Писатель фирмы, получив гонорар 100000 рублей, решил положить эти деньги в банк. Для уменьшения риска он разделил всю сумму на две равные части и положил их в два банка: в первый – государственный банк на три года под 7% годовых (простые %) и второй – коммерческий банк на два года под 10% годовых (сложные %). Какой вклад принёс больший доход?
Поставьте себя на место писателя и сделайте предположение: какой из банков принёс больший доход? К доске приглашаются два человека: один решает задачу для случая, когда рассматриваются простые проценты, другой – сложные проценты. Все решают самостоятельно, затем проверяем, сравниваем и делаем вывод.
А)
Б)
Ответ: банки принесли одинаковый доход.
3. Работа с таблицей.
- Сравните процентную ставку, минимальную сумму, срок, вид процентов.
- Какой вклад вам кажется предпочтительнее?
4. Составьте задачу по таблице и решите её. Если испытываете затруднение, продолжите решение задач № 2, 3, 4 на выбор. (см. Приложение-1).
Через несколько минут учащиеся говорят о своём выборе и результатах.
5. Прошу обратить ваше внимание на задачу № 5. (см. Приложение-1).
Данная задача из ЕГЭ 2005 года.
Решаем задачу:
V. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги:
- изменился ли цвет вашей карточки? Если да, то как?
- достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
VI. Выберите для себя домашнее задание.
Дорешать задачи с листочка.
Или: выполнить творческую работу:
Найти в прессе рекламу какого – либо банка и составить задачу с интересным условием. Например: я стал профессиональным футболистом, заключил контракт с клубом «Арсенал» (Лондон) и получил гонорар 500000$. В каких банках выгоднее разместить данную сумму?
Или: поинтересуйтесь у родителей: есть ли у них вклады в банке. Составьте и решите задачу.
Или: сходите в какой – нибудь банк, возьмите там информацию: какие вклады и на каких условиях предлагает банк. Составьте и решите задачу.