Сравнительный анализ индивидуальных латеральных профилей детей 4— 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Долгое время считалось, что левая и правая части тела человека абсолютно симметричны. Однако оказалось, что они все-таки отличаются. Отличаются между собой и полушария мозга: у одних людей больше одно полушарие, у других – второе. И функции у полушарий разные.

Также с вопросом о функциях полушарий мозга напрямую связана тема правшей и левшей. Издавна на людях, владеющих левой рукой лучше, чем правой, лежала некая мрачноватая тень. Леворукий ребенок. Некоторые родители, которые были воспитаны «старой школой», воспринимают это как страшный диагноз. Однако все чаще мы называем леворуких детей проблемными. Нам с ними трудно, но главное - им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми.

Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а так же хорошим пониманием социальных нормативов.

Актуальность этой темы заключается в том, что по тем или иным результатам исследования можно определить тип мышления, а следовательно и предрасположенность к каким-то видам деятельности, у людей с разными проявлениями асимметрии полушарий (левшей и правшей). Также в последнее время стали задумываться над тем, что, быть может, люди с разными проявлениями асимметрии полушарий требуют разных подходов в процессе обучения.

Цель: проанализировать факторы, влияющие на формирование индивидуальных латеральных профилей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • определить особенности леворукости у дошкольников;
  • выявить проблемы в адаптации леворуких детей к обучению в детском саду, воспитателям, родителям.

Методы исследования:

  • эксперимент–тест М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского;
  • эксперимент-тест М. Озьяс.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку». Так происходит не насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.

Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех – пятилетнем возрасте), так как, именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети - амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборе руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками.

Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой [3].

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. И тем более, чтобы проанализировать латеральный профиль ребёнка: в этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс.

В данной работе для проведения эксперимента был использован тест, разработанный отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским (1987) и тест М. Озьяс.

В эксперименте приняли участие 87 воспитанников д/с № 192 г. Ярославля в возрасте 4-7 лет.

Тесты представляли собой игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий – бытовые, часто используемые, многие дети обычно выполняли обеими руками. Это затрудняло выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания давались в двух вариантах. Такой подход позволил более точно выделить ведущую руку.

Тестирование проводилось индивидуально. Исследователь сидел за столом строго напротив ребенка. Необходимые условия – спокойная и благожелательная обстановка, без фиксации внимания ребенка на том, что определяется. Начинали тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем», «Давай-ка, мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

На основе проведенных исследований мы получили результаты, отраженные в приложении. Эти результаты мы можем обобщить: начнем с самого младшего возраста – 4 лет (младшая группа). Из 21-го человека (с учетом одного ребенка с ЗПР) выявлено 2 леворуких ребенка (оба мальчики). Все предложенные задания выполнялись четко левой рукой. Уточняем, что в младшей 10% леворуких детей.

Далее исследовалась средняя группа (возраст детей 5 лет). Она оказалась самой “богатой” по количеству леворуких детей 22% (из 23 детей) Из них 2 девочки и 3 мальчика. Опять видим преимущество леворуких мальчиков.

После исследования старшей группы выяснилось, что леворукими являются 2 ребенка из 20-ти (10%), тоже оба мальчика.

Последние исследования проводились в подготовительной к школе группе. Там из 18 детей был выявлен лишь один леворукий ребенок (мальчик), в результате получается, что в подготовительной группе 5% леворуких детей.

В ходе проведения данных исследований можно прийти к следующим выводам:

1. В ранних возрастных группах процентное отношение левшей к правшам разное.

  • младшая группа -10% к 90%
  • средняя группа – 22% к 78%
  • старшая группа – 10% к 90%
  • подготовительная группа – 5% к 95%

2. С возрастом количество признаков левшества уменьшается, а количество признаков правшества, напротив, увеличивается.

  • Так, мы видим, что в младшей группе 4% детей совсем утратили признаки левшества, в средней группе 13% детей, в старшей группе – 15%, в подготовительной группе не оказалось детей, которые утратили признаки левшества (0%).
  • За счёт этого количество чистых правшей увеличилось в каждой группе: младшая группа – 28% детей, средняя группа – 17% детей, старшая группа – 30% детей, подготовительная группа – 22% детей.
  • Также левши приобрели признаки правшества: в младшей группе нет детей, у которых прибавилось признаков правшества (0%), в средней, старше и подготовительной группах 100% детей приобрели признаки правшества. В данной ситуации под вычисления попали только леворукие дети.

3. У мальчиков количество признаков левшества больше, чем у девочек. Леворуких мальчиков оказалось больше, чем леворуких девочек. Из всех выявленных левшей 80% мальчиков и 20% девочек.

4. С проведением второй методики тестирования уточнилось наличие леворуких детей в группах детского сада, количество их осталось неизменным.

  • Также уточнилось количество праворуких детей с наличием признаков левшества при тестировании по методу М. Озьяс, в результате чего не было выявлено изменения числа этих признаков.

Библиография:

  1. Баланов Л.Я., Делин В.Л., Николаенко П.Н. О роли доминантного и не доминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии. Функциональная асимметрия и адаптация человека. – М.,1976.
  2. Брагина Н.Н.,Доброхотова Т.А. Фукциональная асимметрия человека. – М.,1981.
  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок. – М.: Вентана - Граф, 2004. - 64с.
  4. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория. 2004. – 300 с.
  5. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. – М., 1983.
  6. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с.
  7. Удачина Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляция эмоционального состояния // Психологический журнал. - Том 22. -.№2. – 2001.

Приложения:

  1. Результаты по методу В.Ю. Вильдавского и М.Г. Князевой;
  2. Результаты по методу М. Озьянс.