Цели:
- Дидактическая – моделирование различных речевых ситуаций для развития письменной речи младших школьников.
- Практическая – показать, как на практике используются полученные знания о предлогах, в частности при составлении телеграмм.
Задачи:
- Обучающие – познакомить с телеграммой, как видом сообщения информации; научить составлять телеграммы, разные по назначению, исключая при этом предлоги из текста телеграммы; закрепить знание о том, что предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно.
- Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
- Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
Оборудование: интерактивная копировальная доска Panaboard; бланк телеграммы, взятый на почте; карточки для индивидуальной работы с текстами телеграмм, разных по назначению; книжка-самоделка с телеграммами, составленными учениками прошлого выпуска; карточки для индивидуального домашнего задания.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Ход урока
1. Орг.момент.
Пальчиковая гимнастика.
Сообщение плана урока.
2. Минутка чистописания.
Дети прописывают строчку: т мм т мм
Самоконтроль: под самой красивой буквой ставим точку. Весь урок следим за написанием этих букв, чтобы они были красивыми и правильными.
3. Проверка домашнего задания.
К этому уроку было дано задание на индивидуальных карточках: сплошной текст без пробелов разделить на слова и предложения. В каждом предложении называются предлоги. Обращается внимание, что предлоги со словами пишутся раздельно.
4. Устный опрос:
– Что такое предлог? (это часть речи). – Почему это часть речи? – Какие еще знаете части речи? Что они обозначают? – Что обозначает предлог? Какая это часть речи? (служебная) – Для чего служит предлог? – Как пишутся предлоги с другими словами-частями речи? – Как вы думаете, а в иностранных языках есть предлоги? Являются ли они там частью речи? Почему? Как в иностранных языках пишутся предлоги со словами – тоже раздельно или слитно? Узнайте об этом у учителя иностранного языка или у родителей.
5. Закрепление пройденного материала.
Диктант “Проверяю себя”. Установка: что знаю – пишу, что не знаю – не пишу, ставлю точку. Текст диктанта взят из домашнего задания с прошлых уроков “Диктант для товарища по теме “Предлоги” (об этом сообщается ученикам, также сообщается, чей текст будем писать).
У дома большая клумба. На клумбе красивые цветы. Около цветов жужжит пчела. (Федорова Света).
Повторяется правило о раздельном написании предлогов.
6. Введение в новую тему.
- Предлоги играют важную роль в нашей речи. Но и в повседневной жизни они могут сослужить хорошую службу – могут помочь сэкономить деньги! Как? Сейчас об этом и узнаем. Итак, тема нашего урока – “Телеграмма”. Кто слышал это слово? Кто знает, что такое телеграмма? (дети дают ответы, опираясь на жизненный опыт).
7. Работа со словарем.
– Узнаем значение слова “телеграмма” в толковом словаре.
Заранее подготовленные дети читают о значении слова в толковом словаре. Желательно взять разные издания толковых словарей, чтобы информация о значении слова прозвучала несколько раз. Здесь же продемонстрировать бланк телеграммы, взятый на почте. – Повторите, как запомнили, что такое телеграмма.
8. Словарная работа.
– Произнесите слово “телеграмма”. Какие две части можно услышать в этом слове? (“теле” и “грамма”). – Назовите еще слова с частью “теле”.
Дети называют слова, опираясь на жизненный опыт. После учитель предлагает прочитать слова с частью “теле” с доски (телефон, телевизор, телепатия и т. д.) и объяснить значение некоторых слов. Если дети затрудняются, то учитель сам дает объяснение. – Обратите внимание, как пишется часть “теле” – слитно. Прочитайте хором: “теле”.
- Назовите слова с частью “грамма” в конце слова. – Прочитайте слова, написанные на доске (программа, радиограмма, фонограмма и т. д.), объясните их значение. – Произнесите медленно “г-р-а-м-м-а”. –Услышали долгий звук м-м? Этот долгий звук на письме обозначается двумя буквами “м”. Посмотрите еще раз, как написана часть “грамма”.
Затем написанное на доске убирается. Детям предлагается самостоятельно записать слово “телеграмма” в тетрадях, обратить внимание на правильное и красивое написание букв “т” и “м”. Проверка: вызванный ученик (тот, кто быстро справился с заданием) пишет это слово на доске, остальные сверяют написанное.
Физминутка.
9. Новая тема.
– Итак, вы научились писать слово “телеграмма”. А при чем же здесь предлоги, спросите вы. Вот теперь мы подошли к самому главному на нашем уроке. Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк (еще раз демонстрируем бланк телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы. Он должен быть очень коротким и точным. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово. Чем больше слов, тем дороже телеграмма. Сейчас одно слово стоит 1 рубль 10 копеек (записывается на доске). А сколько будут стоить 2 слова? 5 слов? 10 слов? Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше. Разберем на конкретном примере. Поможет в этом нам “волшебная” доска.
10. Работа с копировальной доской Panaboard.
- Все вы знаете героев популярного мультфильма про Простоквашино: дядю Федора, кота Матроскина, собаку Шарика и почтальона Печкина. В зимней серии кот и пес поссорились друг с другом и не разговаривали. Общались они через почтальона Печкина. Кот слал Шарику телеграммы. Вот одна из них: (открывается текст на копировальной доске) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки и иди в лес за елкой”.
- Посчитайте, сколько слов в телеграмме.(14) Это будет стоить…(некоторые второклассники уже смогут посчитать стоимость; если не смогут, то скажет учитель) – 15 рублей 40 копеек.
Под текстом на доске записывается: “Итого: 15руб. 40 коп.”
- Как сделать текст телеграммы короче, чтобы платить меньше? Ведь кот Матроскин любит экономить. Уберем из текста предлоги и союз. Назовите их. (и, в, за). Вот что получилось.(экран доски передвигается на оборотную сторону, открывая новый текст) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки иди лес елкой”. Можно понять, о чем речь? Сосчитайте, сколько слов в этой телеграмме.(11) Сколько это будет стоить? (12 рублей 10 копеек)
Под текстом на доске записывается: “Итого: 12 руб. 10 коп”.
- Видно, что без предлогов телеграмма стоит дешевле. А сейчас чудо-доска распечатает то, что на ней написано.
Копировальная доска выдает лист, на котором напечатаны оба текста на одной стороне.
-Пусть это будет своеобразной памяткой о том, как составлять телеграммы и считать их стоимость. Эта памятка поможет выполнить домашнее задание.
(Если позволяет время, то этот пример можно записать в тетрадь).
11. Закрепление нового.
-Теперь давайте вместе составим текст телеграммы. Телеграммы бывают: поздравительные, пригласительные, ответ на поздравление, приглашение, телеграммы с просьбой приехать, встретить, выслать что-то. Главное – чтобы текст был кратким, иногда в 1 предложение. Предлагаю такую ситуацию. Скоро в нашей школе состоится военно-спортивная игра “Зарничка”, и мы хотим пригласить на эту игру военных из воинской части, чтобы они посмотрели, какие мы будущие защитники Отечества. Итак, составим текст пригласительной телеграммы.
Коллективное составление текста, учитель записывает на доске.
- Какое первое слово? – Приезжайте. – Куда? – К нам в школу. – Когда? – В среду. – Зачем? – На игру “Зарничка”.
“Приезжайте к нам в школу в среду на игру “Зарничка”.
- Запишите этот текст в тетрадь, сосчитайте, сколько получилось слов, подчеркните предлоги. (учитель называет стоимость телеграммы)
- А теперь “зашифруем” телеграмму – запишем ее без предлогов. Назовите предлоги, которые надо убрать.
Учитель на доске стирает в тексте предлоги, дети читают новый текст, записывают в тетрадях, считают количество слов. Учитель снова называет стоимость. Дети сравнивают стоимости обеих телеграмм.
Физминутка сидя.
12. Самостоятельная работа.
- Предлагаю вам задание – “расшифровать” телеграмму.
Каждый ученик получает карточку с текстом телеграммы без предлогов. Сообщается, что эти телеграммы составляли ребята – ученики прошлых лет.
- Задание: прочитать телеграмму, догадаться, о чем идет речь, какая это телеграмма – поздравительная, пригласительная и пр., записать в тетрадь текст с предлогами, т.е. первоначальный текст.
Проверка: несколько учеников зачитывают свои тексты, называют вид телеграммы.
13. Домашнее задание.
Каждый ученик получит карточку с заданием, она будет вложена в тетрадь. Надо будет составить текст телеграммы, вид указан на карточке. В тетрадь записать сначала текст с предлогами, затем без предлогов. По желанию посчитать стоимость обеих телеграмм. Пользоваться памяткой, составленной на уроке.
14. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что было главное в уроке?
- Поздравляю вас, ребята, вы теперь знаете, что такое телеграмма и как ее надо составлять.
- Что придумали люди, чтобы платить меньше денег за телеграмму?
- Для того, чтобы знать, какие же слова надо убрать из телеграммы, мы как раз и изучаем тему “Предлоги”.
- Нужно ли умение составлять телеграмму в современном мире, когда люди в основном пользуются телефонами?
Учитель обобщает ответы детей на последний вопрос. Урок окончен.