В современном мире одним из важнейших требований, предъявляемых к молодому поколению, является высокий уровень образования.
Неотъемлемой составляющей хорошего образования является умение находить необходимую информацию и адаптировать ее для решения поставленной задачи.
Современная школьная библиотека – это не только книгохранилище, источник научной и познавательной литературы, но и самые современные доступные носители информации (Интернет, видео, CD, DVD и пр.).
И со всем этим многообразием источников учащихся необходимо научить работать.
В этих условиях огромное организационное значение приобретает “школьный библиотечный медиацентр”, включающий понятия:
- “медиатеки” как собрания информации на различных носителях;
- “медиацентр” как компьютерная лаборатория для самостоятельной работы учащихся;
- “библиотека” как традиционный носитель информации со всеми присущими ей функциями.
Каковы же задачи и роль школьного библиотекаря в новых условиях?
В настоящее время важнейшей задачей библиотекаря является участие в обучении пользоваться всеми возможностями школьной библиотеки
Изменившаяся роль школьного библиотекаря заключается, прежде всего, в помощи участникам образовательного процесса ориентироваться в мире электронной информации и знать, как ее найти в любом месте, а не только в данной библиотеке.
Важнейшей задачей библиотекаря является привлечение пользователей к печатным источникам и опровержение популярной в настоящее время точки зрения, что книги больше не нужны, и любую информацию можно найти в Интернете
Конечной целью такой подготовки учащихся является обучение их навыкам обработки полученной информации (умение найти главное в общем потоке сведений, отсортировать полученную информацию и пр.) и применению ее для решения поставленной задачи.
Для решения этих сложных проблем в нашем училище на базе школьного библиотечного медиацентра введено преподавание двух предметов, название которых вполне отражает поставленные задачи: ОИБП – основы информационно-библиотечного поиска- на 2 курсе училища. Изучая этот предмет, учащиеся познают основы информационной грамотности. Библиография – на 4 курсе училища.
Каковы же условия для успешной работы школьного библиотечного медиацентра?
- наличие фонда медиаресурсов и аппаратуры для его использования; достаточное помещение; сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры; адекватное финансирование.
- управление, организация образовательного процесса с библиотечными и медиаресурсами, техническая служба.
- планирование и осуществление деятельности, обучение и повышение квалификации преподавателей, создание новых ресурсов для учебно-познавательных целей.
- в условиях нашего училища, учитывая его специфику - преодоление внешних и внутренних факторов, впрямую или опосредованно влияющих на выполнение учебной программы (например – длительное отсутствие учащихся на УТС).
Наступил момент для обсуждения насущной проблемы – разработки единых автоматизированных систем для школьных библиотек не только в виде электронных каталогов, но и в виде электронного МБА (Межбиблиотечного абонемента) и единой электронной информационной сети.
Таким образом, создание современного школьного библиотечного медиацентра значительно облегчает задачу повышения информационной грамотности учащихся. Однако, требует от библиотечного работника постоянного повышения квалификации, профессионального, культурного и общеобразовательного уровня.