Тема урока: "Основные законы логики"

Разделы: Информатика


Цель: Ознакомить учащихся с основными законами логики.

Развивающие задачи: Развитие логического мышления. Ребята должны чувствовать, что рядом с истинными высказываниями имеют место и ложные. Исходя из своих знаний и опыта, уметь различать правду и ложь.

Образовательные задачи: Познакомить учащихся с алгоритмом доказательства законов логики.

Умения: Учащиеся должны уметь формулировать основные законы логики.

Основные понятия: Законы тождества, непротиворечивости, исключенного третьего.

Оборудование: Портрет Аристотеля, плакат “Таблицы истинности логических функций”, коробка кубической формы, карточки заданий.

I. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

(Учитель читает вслух эпиграф урока и проводит фронтальный опрос.)

Употребляйте с пользой время,
Учиться надо по системе:
Сперва хочу вам в долг вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, нетронутый доныне,
На них приучат к дисциплине,
Чтоб взял он направленья ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось.

Гёте “Фауст”

Здравствуйте, все! Мы продолжаем изучать основы логики. Ребята, скажите, что такое логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления.)

Назовите основные формы мышления.(Понятие, высказывание, умозаключение)

Что такое высказывание? (Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно (И/1), либо ложно (Л/0).

Какие бывают высказывания по форме? (Простые и сложные).

Как записываем на формальном языке сложные высказывания?(Выделяем простые высказывания, которые представляем некоторой переменной величиной, и связки. Простые высказывания называем логическими переменными, а сложные - логическими функциями.

(Работа с конспектом)

Приведите примеры сложных высказываний.

Например, “Объяснение трудного в усвоении материала становится более понятным тогда и только тогда, когда четко и просто излагает его преподаватель”.

Ребята, попрошу его формализовать, т.е. данное сложное высказывание, разбить на простые, заменить логическими переменными и представить в виде логической функции.

А - объяснение трудного в усвоение материала становится более понятным.

В - четко излагает его преподаватель.

С - просто излагает его преподаватель.

А<—> - (В С)

Составим таблицу истинности (Один ученик пишет на доске, остальные - в тетради)

Таблица1

А В С С) А<—> (В С)
0 0 0 0 1
0 0 1 0 1
0 1 0 0 1
0 1 1 1 0
1 0 0 0 0
1 0 1 0 0
1 1 0 0 0
1 1 1 1 1

По таблице истинности сделать логические выводы.

А теперь напишите в конспектах слово "Тема" и оставьте пустую строчку.

II. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

(Учитель пишет на доске, ученики - в тетрадях)

1. Закон тождества

“В час прихода в актовый зал, на его дверях был огромный замок, и несколько учеников пытались в него попасть”. Что нарушено в данном высказывании? (Потеряна мысль)

Всякая мысль тождественна самой себе, об этом гласит первый закон логики.

А=А - формула первого закона логики, закона тождества. Закон выражает необходимость во взаимодействии людей строго определять предмет обсуждения. Формулировка:

предмет обсуждения должен быть строго определен и не должен меняться до конца рассмотрения.

Нарушением этого закона являются ситуации, когда "один говорит про Фому, а другие - про Ерему"

Далее учитель показывает ученикам черный ящик кубической формы и спрашивает: “Что это?”.

Рис.1

Естественно, что в подобных ситуациях люди не могут договориться друг с другом.

Суть закона тождества состоит в необходимости строгого определения предмета обсуждения, если собеседники хотят достичь взаимопонимания, и найти какие-то общие взаимоприемлемые решения.

Достижения взаимопонимания возможно лишь при условии, что люди одинаковыми словами называют одинаковые вещи и одинаково понимают суть обсуждаемых проблем.

От ненужных споров и разногласий уберегает закон тождества, открытый Аристотелем, ещё в IV веке до н.э., который гласит: мысль, заключенная в некотором высказывании остается неизменной на протяжении всего рассуждения.

2. Закон непротиворечивости

А теперь поговорим о том же предмете. “Кубик черного цвета” (А=1).

А теперь постройте отрицание данного высказывания. “Кубик не черного цвета. Не А=0

А теперь вспомните логическую операцию “конъюнкция”? (Конъюнкция истинна тогда и только тогда, когда истинны все высказывания её составляющие).

Что вы можете сказать про конъюнкцию (А и неА0? (Конъюнкция высказывания двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете всегда ложна).

А и не А=0 -второй закон логики. Закон непротиворечивости

Формулировка: не могут быть истинны одновременно утверждение и его отрицание.

Высказывание о любом предмете некоторого утверждения и одновременно его отрицание является противоречием, поскольку предмет либо обладает утверждаемым свойством, либо не обладает. Наличие противоречий в высказываниях говорит либо о незнании предмета обсуждения, либо о нарушении закона логики.

“Город Сибай расположен на трех морях. - (0)”. “Неверно, что город Сибай расположен на трех морях. - (1). Конъюнкция двух противоречащих высказываний всегда ложна. Основной закон логики №2 был сформулирован Аристотелем в его знаменитом трактате с названием "Органон".

Закон исключенного третьего

Рис.2

“Прямые а, в на плоскости пересекаются ИЛИ не пересекаются”.

Формализуйте данное высказывание. (А ИЛИ неА)

Глядя на рисунок, определите истинность высказываний. (Прямые а, в на плоскости пересекаются - (1) Прямые а, в на плоскости не пересекаются - (0)).

Что вы можете сказать про дизъюнкцию двух противоречащих высказываний. (Всегда истинна).

А или неА =1 - третий основной закон логики. Закон исключеного третьего.

Истинным может быть либо высказывание, либо его отрицание. Из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно, а второе - ложно. Третьего не дано.

Этот закон, сформулированный Аристотелем, до сих пор оспаривается учеными. Закон справедлив только в тех случаях, когда существует возможность полного исчерпывающего перебора всех ситуаций.

А теперь проанализируйте заголовки трех пунктов, и сформулируйте название темы урока. (Основные законы логики).

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

(Работа с карточками и конспектом).

1 ряд выполняет задание №1.

Ученики 2 ряда - задание №2. Все, кто сидит на третьем ряду - выполняет задание №3.

Все учащиеся класса выполняют задание №4,5.

Прочитайте эпиграф, записанный на карточке. Кто автор этих строк?( Г.В. Лейбниц)

Видите, как высоко ценил великий Лейбниц значение основных законов логики.

Сегодня мы познакомились с первыми тремя законами. На следующих уроках продолжим знакомство с другими законами логики.

Спасибо за урок!

Д.З.

1. Выучить основные законы логики.

2. Придумать по два примера на каждый закон логики.

3. Найти в Интернет информацию об основных законах логики.

КАРТОЧКА (Приложение)

СПИСОК используемой литературы

  1. Никольская И.Л. Математическая логика: Учебник. – М.: Высш.школа, 1981.-127сю, ил.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005г. – 511с.:ил.
  3. Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 208с.:ил.
  4. Бойко А.П. Занимательная логика. /задачи и упражнения/,- М. : “СПЕКТР-5”, 1994. – 144с.
  5. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. –М.: Просвещение, 1981 – 80 с.