Урок "Художественное оформление одежды"

Разделы: Технология


Цель: Изучить принципы художественного оформления одежды для приобретения практических навыков, развития образного мышления и воспитания эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: альбомы, образцы, дополнения (бижутерия), плакаты, манекены, булавки, скотч, справочная литература, ножницы, ткань, образцы изделий.

Ход урока

1. Ввод в урок. Дежурные.

2. Новый материал.

На уроках технологии вы учитесь изготавливать не только изделия прикладного характера, но и поясную и плечевую одежду. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей- шкур животных. Через тысячелетия, в результате развития культуры и техники одежда из простого средства защиты тела человека от воздействий окружающей среды стала объектом прикладного искусства- науки моделирования. С одной стороны «Моделирование» служит средством удовлетворения потребностей народа в одежде, с другой - воспитывает вкусы людей.

Какую известную поговорку об одежде вы знаете? (По одежке встречают, по уму провожают)

С помощью костюма (одежды) можно выявить, подчеркнуть внешние данные человека. Увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недостатки. А также цветом костюма подчеркнуть цвет глаз и волос.

Костюм является средством внешнего выражения духовных и моральных качеств человека определенного времени. А для того, чтобы наш костюм, который мы будем создавать, был красивым и выразительным мы должны изучить ПРИНЦИПЫ художественного оформления одежды и приобрести практические навыки его оформления.

Все это мы будем узнавать, и обобщать на сегодняшнем уроке, тема которого – «Художественное оформление одежды».

«Х.О.О.»- это создание по определенным законам красоты определенных предметов или сочетание различных предметов, составляющих «костюм».

«Костюм»- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д., где ведущая роль принадлежит одежде.

На доске:

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ:

1 2 3 4 5 6 7

Вывод: «КОМПОЗИЦИЯ» - от лат. «композите» - составление, соединение, сочленение. Красота и выразительность «костюма», достигнутая посредством соединения образующих одежду составных частей – называется искусством композиции.

Выступает один из членов группы.

Ответы и дополнения вносятся в оценочную карточку. (Приложение 1)

Анализ элементов композиции

Модель, форма, силуэт Материал, фактура Пропорциональность Цветовое сочетание Линии Симметричность, ассимметричность Отделка
  • прямой
  • прилегающий
  • полу –прилегающий
  • трапециевидный
  • мягкая
  • жесткая
  • скользкая
  • верх и низ
  • 1/1
  • 1/2
  • 1/3
  • 2/3
  • есть
  • нет
Конструктивные:
  • линия плеча
  • бока
  • вытачки и т.д.

Декоративные.

За счет новой линии в костюме.  

3. Экскурс в историю костюма.

4. История развития костюма.

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным художественным стилем, основные черты которого отражаются в архитектуре, предметах быта и, конечно в одежде.

Стили:

  • древнегреческий;
  • готический 12-13 вв.;
  • ренессанс 16 в.;
  • барокко 16-17 вв.;
  • классицизм, конец 18 в.;
  • ампир 19 в.;
  • романтизм 19 в.;
  • модерн, конец 19 – начало 20 в.;
  • современный 20 в.: классический, спортивный, романтический (фантазийный).

Стиль от греческого «стилю-с»- заостренная палочка для письма по воску.

Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

В пределах стиля, всегда возникают какие- то изменения. Эти изменения существуют непродолжительное время и называются МОДОЙ, благодаря которой одежда постоянно обновляется и совершенствуется.

Направления моды в одежде показывают лини одежды:

  • силуэтные: линии плеча, талии и низа изделия (они определяют пропорции);
  • конструктивные: линии швов (плечевой, боковые, по линии талии, швы втачивания рукавов, линии вытачек, складок);
  • декоративные (образуются различными отделками: мережкой, вышивкой, защипами, сборками) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами).

Линии в одежде - обладают важной особенности особенностью: они ведут наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная – переменного движения, наклонная – неустойчивости или падения.

Формы силуэтов:

  • прямой;
  • прилегающий;
  • полуприлегающий;
  • свободный (трапециевидный).

Важным элементом в одежде являются пропорции ее составных частей относительно друг друга и по отношению к фигуре человека.

Пропорции выявляются в линейных измерениях одного свойства.

Например: Длина изделия до талии с длиной рукава.

Или: Ширины изделия в груди с шириной в бедрах.

Ткани. Фактура.

  • Мягкая, ворсистая, в рубчик, шероховатая, блестящая. Фактурные поверхности увеличивают объем.
  • Прозрачная, блестящая, гладкая – придают легкость, зрительно уменьшают объем.
  • Необходимо учитывать и рисунок. Его размер.
  • Крупный – зрительно увеличивает, мелкий – скрывает объем.

Цвет.

Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани.

Ведь определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.

Цветовые ряды:

  • Хроматические: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  • Ахроматические: то есть бесцветные – от белого до черного.
  • От хроматического до ахроматического: например – от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.

Основные цвета:

  • красный;
  • желтый;
  • синий.

Родственные цвета – ближние.

Контрастные – противоположные.

Холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый – отдаляют предмет.

Теплые – красный, желтый, оранжевый – приближают.

Эти примеры подтверждают значение цвета при создании одежды.

И еще одной составляющей частью одежды являются отделки, где используют: трикотаж, мех, фурнитуру, сутаж, тесьму, шнур, вьюнок, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку, бисер, цветы, украшения, буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.

5. Вводный инструктаж.

  1. Разбиться на 3 группы. Фамилии внести в табличку для оценивания.
  2. Вытянуть по 2 задания на группу.
  3. Выполнение задания. Цель: Найти необходимые сведения в дополнительной литературе. Сделать сообщение, дать ответ, используя таблицы.

Оценивание по ходу ответов.

Зад.1.1. Определение «силуэта». Их виды.

Зад.1.2. Линии в одежде.

Зад.1.3. Цвет в одежде.

Зад.1.4. Ткани. Их виды.

Зад.1.5. Пропорции в одежде.

Зад.1.6. Отделка в одежде.

Зад.1.7. Стиль в одежде.

Зад.2. По таблице (на доске) проанализировать элементы композиции костюма.

Делается вывод. И так подведем итог. Главные выразительные средства:

СИЛУЭТ, ЛИНИИ, ЦВЕТ, ПРОПОРЦИИ, ТКАНИ, ОТДЕЛКА, СТИЛЬ.

Пользуясь ими, художник «строит», организует костюм. НО главное, чем он руководствуется – это ЦЕНТР КОМОЗИЦИИ.

Центр композиции (центр внимания) – это элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Это может быть что угодно: форма костюма; цветовое решение; фактура и пластика материала – текучесть, обтянутость, мягкость; это могут быть детали – шарф, бант, ремень, пояс, кружевной воротник, украшения и даже пуговицы; орнамент на свитере и так далее - т.е. то ради чего вы создаете этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного. При этом все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, гармонировать, «не спорить» между собой и, конечно, с человеком.

Зад.3. Ателье для модниц «Мой стиль».

Каждая группа, зная основные составляющие костюма:

  • Создает свою «модель» на манекене, используя ткани (набор), булавки, ножницы, скотч, дополнения, журналы;
  • Дает анализ своей модели по таблице;
  • Выявляет центр композиции;
  • Оценивает свою работу.

Не забывайте о том, что стиль находится в тесной взаимосвязи модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он, стиль, регулирует и направляет моду. Пожалуйста, используйте в качестве ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА – силуэты и стили.

Не забывайте о безопасных приемах труда!

УДАЧИ ВАМ В СОЗДАНИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ !

Разрешается моя консультация.

Оценка за задание вносится в карточку. (Приложение 1)

6. Закрепление материала:

  1. Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке?
  2. Понравилось ли вам создавать и оформлять костюм?
  3. Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня?
  4. Какое новое понятие вы узнали? (композиция).

7. Подведение итогов урока. Оценки по карточкам.

8. Мой мастер – класс.