Цель: Изучить принципы художественного оформления одежды для приобретения практических навыков, развития образного мышления и воспитания эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: альбомы, образцы, дополнения (бижутерия), плакаты, манекены, булавки, скотч, справочная литература, ножницы, ткань, образцы изделий.
Ход урока
1. Ввод в урок. Дежурные.
2. Новый материал.
На уроках технологии вы учитесь изготавливать не только изделия прикладного характера, но и поясную и плечевую одежду. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей- шкур животных. Через тысячелетия, в результате развития культуры и техники одежда из простого средства защиты тела человека от воздействий окружающей среды стала объектом прикладного искусства- науки моделирования. С одной стороны «Моделирование» служит средством удовлетворения потребностей народа в одежде, с другой - воспитывает вкусы людей.
Какую известную поговорку об одежде вы знаете? (По одежке встречают, по уму провожают)
С помощью костюма (одежды) можно выявить, подчеркнуть внешние данные человека. Увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, скрыть ее недостатки. А также цветом костюма подчеркнуть цвет глаз и волос.
Костюм является средством внешнего выражения духовных и моральных качеств человека определенного времени. А для того, чтобы наш костюм, который мы будем создавать, был красивым и выразительным мы должны изучить ПРИНЦИПЫ художественного оформления одежды и приобрести практические навыки его оформления.
Все это мы будем узнавать, и обобщать на сегодняшнем уроке, тема которого – «Художественное оформление одежды».
«Х.О.О.»- это создание по определенным законам красоты определенных предметов или сочетание различных предметов, составляющих «костюм».
«Костюм»- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения и т. д., где ведущая роль принадлежит одежде.
На доске:
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ:
1 2 3 4 5 6 7
Вывод: «КОМПОЗИЦИЯ» - от лат. «композите» - составление, соединение, сочленение. Красота и выразительность «костюма», достигнутая посредством соединения образующих одежду составных частей – называется искусством композиции.
Выступает один из членов группы.
Ответы и дополнения вносятся в оценочную карточку. (Приложение 1)
Анализ элементов композиции
Модель, форма, силуэт | Материал, фактура | Пропорциональность | Цветовое сочетание | Линии | Симметричность, ассимметричность | Отделка |
|
|
|
|
Конструктивные:
Декоративные. |
За счет новой линии в костюме. |
3. Экскурс в историю костюма.
4. История развития костюма.
Каждая историческая эпоха характеризуется определенным художественным стилем, основные черты которого отражаются в архитектуре, предметах быта и, конечно в одежде.
Стили:
- древнегреческий;
- готический 12-13 вв.;
- ренессанс 16 в.;
- барокко 16-17 вв.;
- классицизм, конец 18 в.;
- ампир 19 в.;
- романтизм 19 в.;
- модерн, конец 19 – начало 20 в.;
- современный 20 в.: классический, спортивный, романтический (фантазийный).
Стиль от греческого «стилю-с»- заостренная палочка для письма по воску.
Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
В пределах стиля, всегда возникают какие- то изменения. Эти изменения существуют непродолжительное время и называются МОДОЙ, благодаря которой одежда постоянно обновляется и совершенствуется.
Направления моды в одежде показывают лини одежды:
- силуэтные: линии плеча, талии и низа изделия (они определяют пропорции);
- конструктивные: линии швов (плечевой, боковые, по линии талии, швы втачивания рукавов, линии вытачек, складок);
- декоративные (образуются различными отделками: мережкой, вышивкой, защипами, сборками) и декоративными деталями (воротниками, клапанами, манжетами).
Линии в одежде - обладают важной особенности особенностью: они ведут наш взгляд по поверхности объемной формы, создавая те или иные впечатления, эмоции. Так горизонтальная линия создает эмоции покоя, вертикальная – стремление вверх, ломаная – переменного движения, наклонная – неустойчивости или падения.
Формы силуэтов:
- прямой;
- прилегающий;
- полуприлегающий;
- свободный (трапециевидный).
Важным элементом в одежде являются пропорции ее составных частей относительно друг друга и по отношению к фигуре человека.
Пропорции выявляются в линейных измерениях одного свойства.
Например: Длина изделия до талии с длиной рукава.
Или: Ширины изделия в груди с шириной в бедрах.
Ткани. Фактура.
- Мягкая, ворсистая, в рубчик, шероховатая, блестящая. Фактурные поверхности увеличивают объем.
- Прозрачная, блестящая, гладкая – придают легкость, зрительно уменьшают объем.
- Необходимо учитывать и рисунок. Его размер.
- Крупный – зрительно увеличивает, мелкий – скрывает объем.
Цвет.
Для художественного оформления одежды также велико значение цвета ткани.
Ведь определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее.
Цветовые ряды:
- Хроматические: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Ахроматические: то есть бесцветные – от белого до черного.
- От хроматического до ахроматического: например – от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному.
Основные цвета:
- красный;
- желтый;
- синий.
Родственные цвета – ближние.
Контрастные – противоположные.
Холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый – отдаляют предмет.
Теплые – красный, желтый, оранжевый – приближают.
Эти примеры подтверждают значение цвета при создании одежды.
И еще одной составляющей частью одежды являются отделки, где используют: трикотаж, мех, фурнитуру, сутаж, тесьму, шнур, вьюнок, кружева, кисти, бахрому, ленты, различные строчки, аппликации, вышивку, бисер, цветы, украшения, буфы, бейки, жабо, рюши, воланы, оборки, рулики, фестоны, мережки, складочки, защипы, плиссе, банты и галстуки.
5. Вводный инструктаж.
- Разбиться на 3 группы. Фамилии внести в табличку для оценивания.
- Вытянуть по 2 задания на группу.
- Выполнение задания. Цель: Найти необходимые сведения в дополнительной литературе. Сделать сообщение, дать ответ, используя таблицы.
Оценивание по ходу ответов.
Зад.1.1. Определение «силуэта». Их виды.
Зад.1.2. Линии в одежде.
Зад.1.3. Цвет в одежде.
Зад.1.4. Ткани. Их виды.
Зад.1.5. Пропорции в одежде.
Зад.1.6. Отделка в одежде.
Зад.1.7. Стиль в одежде.
Зад.2. По таблице (на доске) проанализировать элементы композиции костюма.
Делается вывод. И так подведем итог. Главные выразительные средства:
СИЛУЭТ, ЛИНИИ, ЦВЕТ, ПРОПОРЦИИ, ТКАНИ, ОТДЕЛКА, СТИЛЬ.
Пользуясь ими, художник «строит», организует костюм. НО главное, чем он руководствуется – это ЦЕНТР КОМОЗИЦИИ.
Центр композиции (центр внимания) – это элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Это может быть что угодно: форма костюма; цветовое решение; фактура и пластика материала – текучесть, обтянутость, мягкость; это могут быть детали – шарф, бант, ремень, пояс, кружевной воротник, украшения и даже пуговицы; орнамент на свитере и так далее - т.е. то ради чего вы создаете этот костюм, что вы в нем хотите проявить своего, личного. При этом все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать, гармонировать, «не спорить» между собой и, конечно, с человеком.
Зад.3. Ателье для модниц «Мой стиль».
Каждая группа, зная основные составляющие костюма:
- Создает свою «модель» на манекене, используя ткани (набор), булавки, ножницы, скотч, дополнения, журналы;
- Дает анализ своей модели по таблице;
- Выявляет центр композиции;
- Оценивает свою работу.
Не забывайте о том, что стиль находится в тесной взаимосвязи модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он, стиль, регулирует и направляет моду. Пожалуйста, используйте в качестве ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА – силуэты и стили.
Не забывайте о безопасных приемах труда!
УДАЧИ ВАМ В СОЗДАНИИ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ !
Разрешается моя консультация.
Оценка за задание вносится в карточку. (Приложение 1)
6. Закрепление материала:
- Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке?
- Понравилось ли вам создавать и оформлять костюм?
- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня?
- Какое новое понятие вы узнали? (композиция).
7. Подведение итогов урока. Оценки по карточкам.
8. Мой мастер – класс.