Цели урока-праздника:
1. Образовательная – обобщить и обогатить знания детей по теме.
2. Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к старине, к языку прошлого, к традициям.
3. Коррекционная – коррекция психического и физического здоровья, речи, внимания, мышления, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, обеспечение возможности проявить свои способности и почувствовать себя творческой личностью.
В содержании представленного урока я использовала следующие приемы:
Приемы |
Задачи |
1. Исполнение песен |
Оздоровительная: бодрящие песни оказывают бодрящее влияние на нервную систему, вызывают ощущение притока сил и энергии; лирические песни оказывают убаюкивающее действие, вызывают состояние покоя. Музыкальная: позволяет формировать устойчивый навык ненапряженного звучания, развивается умение мягкого напевного пения. Развитие речи: дети учатся четко произносить звуки, слова. |
2. Исполнение танцев, хороводов. |
Музыкально-ритмическая: совершенствуется выразительность танцевальных движений под музыку в соответствии с ритмом, характером, развивается ориентировка в пространстве. Оздоровительная: идет обмен биоэнергетикой. |
3. Игра на музыкальных инструментах. |
Музыкальная: дети учатся чувствовать сильную долю такта при звучании музыки, развивается музыкальный слух. Познавательная: учащиеся знакомятся с различными музыкальным инструментами, их звучанием. |
4. Игры |
Развитие и коррекция психических функций и способностей: а именно развивается эмоциональность, выразительность, сообразительность, раскованность движений, координация и другие. |
5. Театрализация. |
Развивается творческое отношение к произведениям народного искусства, дает возможность проявить свои способности и проследить за их развитием. Решаются задачи двигательной активности: развивается умение передавать характерные черты персонажа (мимика, жесты, эмоции, движения) Развитие речи: умение четко и выразительно произносить текст. Развиваются коммуникативные умения. |
6. Рассказывание стихов, потешек, дразнилок, скороговорок. |
Развитие речи: идет обогащение, уточнение словаря, формируется навык выразительного чтения. |
7.Сюрпризная ситуация. |
Вносит элемент неожиданности, снимает интеллектуальное напряжение, заинтересовывает учащихся. |
Каждый использованный мною прием несет свои задачи, но в целом они активизируют познавательную активность детей и мотивируют их к учению.
Оборудование:
- русские костюмы для детей,
- костюм домового,
- декорация печки,
- музыкальные инструменты,
- самовар,
- балалайки.
Ход урока
Звучит музыка. Дети входят в горницу под песню « Зимушка».
1.
Зимушка, зимушка к нам пришла,
Снегом все покрыла, дорожки замела.
Будем бабу лепить,
Будем санки точить.Пр.: К нам зимушка пришла!
К нам снежная пришла!
2.
Зимушка, зимушка пришла!
Снегом все покрыла, дорожки замела.
Будем коней запрягать,
Зиму в саночки сажать.
3.
Зимушка, зимушка к нам пришла,
Снегом все покрыла, дорожки замела.
А мы в горницу войдем,
Посиделочки начнем.
Дети:
- По селу молва идет
В эту горницу народ
Часто созывают
Да так ласково встречают,
Песни, пляски затевают,
Леденцами угощают. - В давние времена в каждом селе собирались зимой люди в горнице на посиделки.
- Собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть.
- Переброситься частушкой.
- Посоперничать в потешках и забавах.
- Умением и мастерством блеснуть.
Все: Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие. - Собрались со всех сторон
Наши все, родные. - Я смотрю на ваши лица
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Дети исполняют хоровод, инсценируют «В хороводе были мы».
В хороводе были мы – 2 р.
Были мы, были мы. –2 р.
Кого надо, видели, видели, видели.
Красавицу – девицу, девицу, девицу.
Встань, девица, подбодрись, подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево поклонись, поклонись, поклонись.
Ну-ка, ну-ка, потанцуй, потанцуй, потанцуй.
Кого хочешь поцелуй, поцелуй, поцелуй.
Ребенок:
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки
Да говорят потешки.
1. Ехала деревня | «Тпру» сказала лошадь, | |
Мимо ямщика, | А ямщик заржал, | |
Вдруг из подворотни | Лошадь пошла в гости, | |
Лают ворота. | А ямщик стоял. | |
Крыши полетели, | Лошадь ела шаньги, | |
Сели на ворон, | А ямщик овес. | |
Лошадь понукает | Лошадь села в сани, | |
Ямщика кнутом. | А ямщик повез. | |
2. Наша-то хозяюшка | Чашку собачка моет языком, | |
Счастлива была. | Мышка собирает крошки под окном. | |
Всем работу к празднику. | По столу котище лапою скребет, | |
В избе своей дала. | Половички курочка веником метет. | |
3. У нас лошади в галошах, | 4. На заборе чепуха | |
А коровы в сапогах. | Жарила варенье, | |
У нас пашут на телегах, | И кормили петуха | |
А боронят на санях. | Куры в воскресенье. |
Дети исполняют пляску с балалайками под русскую народную мелодию.
Сценка « Фома и Ерема»
- Уж как жили-то два брата Ерема да Фома.
- Что Ерема, что Фома два удалых молодца.
Ерема: Пора, брат Фома,
Подковы ковать! - Ерема – простота купил лошадь без хвоста.
- А Фома-то – волокита купил лошадь без копыта.
- У Еремы-то гнедая, у Фомы-то вороная.
- Вот Еремина не едет, у Фомы-то не везет.
Фома:
Эх, бросим-ка, Ерема,
С тобой это ремесло.
Ерема:
А давай-ка, брат Фома,
Лучше деньги ковать! - Вот Ерема стал ковать,
А Фома-то поддувать. - У Фомы-то не дует,
У Еремы не кует.
Все:
Ах, Фома да Ерема,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки.
Фома:
Эх, бросим-ка, Ерема,
С тобой это ремесло.
Ерема:
А давай-ка, брат Фома,
По селеньям ходить,
Народ веселить.
Фома:
Вы послушайте, ребята, | (поёт) А по нашей улице | |
Моей сказки небогатой. | Едет кот на курице, | |
От конька-горбунка. | А лиса на петухе, | |
От медведя-плясуна. | А Ерема на свинье! |
Ерема: Кто? Кто? Кто?
Фома:
Дедушка Пихто,
Да бабушка Нихто!
Все:
Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
И Ерема и Фома
Мастера на враки.
Ерема:
Ехала деревня | (поёт) Доктор едет на свинье, | |
Середь мужика, | Балалайка на спине. | |
Глядь, из-под собаки. | А по Волге по реке | |
Лают ворота. | Плывет Маша в решете |
(Кланяется) - Тебе поклон послала.
Фома:
- Кто?
- Маша!
- Какая Маша?
- Маша, да не наша.
Все (поют):
Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
И Ерема и Фома
Мастера на враки.
Ерема:
Полно, красны девицы,
Попусту болтать.
Фома:
Лучше, красны девицы,
Выйти и сплясать.
Девочки исполняют песню с инсценировкой «Уж ты, прялица.»
Дразнилки:
Адка-помадка | Коля-Коля-Николай | |
На улицу вышла, | Сиди дома, не гуляй, | |
На кочку села, | Чисти картошку, | |
Комарика съела. | Ешь понемножку. | |
Асад-акробатист | Ваня-Ваня-простота | |
На веревочке повис. | Купил лошадь без хвоста. | |
Как веревка оборвется, | Сел задом наперед | |
Так Асад перевернется. | И поехал в огород. | |
Костя оглянулся, | Наша Ленка-пышка | |
Пузыриком надулся. | На улицу вышла, | |
А пузырик у двора. | На камушек села, | |
Надувает комара.… | Три лягушки съела. |
Мальчик: Ну, девчонки! Мы тоже не лаптем щи хлебаем. А ну, ребята, нашу любимую!
Мальчики исполняют танец с ложками под музыку «Лапти».
Мальчики:
- Бубны! Румбы! Трещотки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?- Становись в ряд,
Выбирай подряд.- Красиво – приятно,
Для всех занятно.- Берите трещотки, гармошки и дудки
Играйте на празднике целые сутки
Дети исполняют игру на музыкальных инструментах « Как у наших у ворот».
Девочка (выходит из-за печки и несет самовар):
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денечек.
Дети исполняют русскую игру «У бабы Фроси».
Вдруг из-за печки звучит голос:
- Расшумелись, распелись, не могут тихо сидеть.
- Кто это из-за печки с нами разговаривает?
- Это я, запечный житель.
- Запечный житель? А как тебя зовут? Может, ты вылезешь из-за печки да снами поговоришь?
- Зовут меня известно как. Зовусь я домовой.
- Слыхали, слыхали. Как не слыхать?
Домовой, домовой,
Приходи к нам домой.
- Здрасьте, вы меня звали?
Дед хозяйственный такой,
Старый добрый домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться домовой.
Чтобы мир и лады,
Охраняю от беды.
Я за печкой ухаживаю, сковородки серебрю, да ночью, когда все спят, сны сладкие навеваю. Посмотреть хочу, что же вы умеете.
Кто из вас скороговорки
Рассказать сумеет звонко?
Дети читают скороговорки:
- В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
- При Прокопе кипит укроп и без Прокопа кипит укроп.
- Сверчок сверчи на горячей печи.
- Сорок сорок клевали сырок.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
А кто из вас скороговорку
Повторить сумеет звонко? Три тараторки тараторили на горке.
Домового приглашают за стол. А дети стараются развеселить домового танцем с самоварами.
Дети читают стихи:
- Чай с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном. - После бани свежий чай
Русским удальцам подай. - Он бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней. - Кто здоровым хочет быть
Больше чая надо пить. - Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.
Дети исполняют частушки:
1. Ставьте ушки на макушки, | 2. Я плясала у реки, | |
Слушайте внимательно, | Потеряла каблуки. | |
Пропоем мы вам частушки | Обернулася назад, | |
Очень замечательно. |
Каблуки мои лежат. |
|
3. А у нас во дворе. | 4. Ах, гармошка заиграла, | |
Квакали лягушки. | Значит надо выходить. | |
А я с печки босиком. | Самому повеселиться | |
Думала - подружки. | И других повеселить. |
|
5. Ветры дуйте, ветры дуйте, | 6. Что же это за Мотанька | |
Буйные кружитеся. | Словно рыба-чебачок. | |
По деревне мы пройдем, | То и дело тараторит | |
Все посторонитеся. | Балалайка-язычок. |
|
7. Гармонист у нас чудак, | 8. Мы частушки пели всем | |
Залез с гармошкой на чердак. | Больше, чем полвечера. | |
Гармониста-чудака | Мы пойдем, а вы сидите, | |
Стащили девки с чердака. | Вам ведь делать нечего. |
Домовой: Ох, и развеселили меня, ребята. И петь умеете, и танцевать. А играть вы умеете?
Домовой проводит игру «Жмурки» с колокольчиком.
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон
Угадай, откуда звон.
Ох, и весело у вас. Да устал я, старый уже. Завалюсь-ка я на печку. Там тепло.
Дети:
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла.
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям.
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - М.: «Просвещение», 2001
- Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М: «Просвещение», 1994.
- Гришкова Ю.С. «Сценарии детских праздников». Мн.: «Юнипресс», 2002.
- Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб.: «Нева», 2006.