Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: обобщение знаний об имени прилагательном.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим! (дети садятся за парты)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь! (записывают в тетрадях число, месяц, название работы)

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня весь наш урок посвящен очень интересной теме. А как звучит эта тема, вы узнаете из песни.

Учитель исполняет песню под караоке (на мотив “Дважды, два – четыре”):

Есть на свете части речи (речи),
Нам без них никак, поверьте (верьте).
Их не две, не три, не пять,
Их нетрудно сосчитать.
Есть вопрос- дай ответ:
Это что? И какой у предмета цвет?

Учитель показывает два ЗАМКА, дети дают им характеристику: черный, квадратный, маленький, металлический, дверной, белый, длинный, для одежды… Учитель продолжает петь:

На вопрос “какая?” – говорим “большая”,
На вопрос “какой?” – говорим “большой”,
Спросите “какое?” – отвечу “большое”,
Признаки вещей, называй скорей!
Существительное,
Прилагательное,
Междометье, глагол -
Дружная семья!
Есть еще часть речи,
Ее зовут наречьем,
Есть предлоги, союз…
Пока все, друзья!

Учитель. Как звучит тема урока? (Имя прилагательное как часть речи)-на доске открывается запись.

III. Актуализация опорных знаний.

1) Игра “Вопрос-ответ” (с мячом).

Задавая вопрос, учитель бросает мяч учащемуся, получает его обратно с ответом.

- Что вы знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначает признаки предметов, имеет род, число, изменяется по вопросам, т.е. склоняется по падежам…)

Приведите примеры (спелая, добрые, нежный…)

2) Упражнение в нахождении имен прилагательных на слух.

- Найдите и запишите имена прилагательные из текста песен.

Учитель или подготовленные дети исполняют отрывки из песен (по очереди):

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И не ясно прохожим в этот день непогожий,
Почему я веселый такой?

Осенью в дождливый, серый день
Проскакал по городу олень,
Он летел по гулкой мостовой,
Рыжим лесом, пущенной стрелой.

(После перечисления детьми написанных имен прилагательных открывается запись на доске всех прозвучавших в тексте песен).

- Почему слова “прохожим”, “мостовой” не являются именами прилагательными? (они отвечают на вопросы кому? чему?)

- Определите число и род записанных имен прилагательных.

- Как определить число имен прилагательных? (по вопросу, по существительному, по окончанию).

- Как определить род имен прилагательных? (по вопросу, по существительному, по окончанию).

3) Работа по учебнику. Стр. 20, упр.27 (устно)

IV. Физминутка.

Включается танцевальная мелодия. Ребята под нее исполняют движения, выученные ранее.

V. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1) Работа над обогащением словарного запаса.

-Какое слово получите, если переставите в нем ударение? ЗАМОК (ЗАМОК)

-Что значит это слово? Где можно найти научное его толкование? (в словаре)

ЗАМОК- дворец и крепость феодала. Средне-вековой замок. Развалины замка// замковый -ая, -ое, Замковые укрепления.… (читает из словаря учащийся).

- А знаете ли вы, кто построил первый замок?

Идея постройки замка была связана с обороной. Фактически английское слово “замок” произошло от латинского слова “ крепость”. Поэтому замок- это дом правителя или лорда, который можно было защищать. (иллюстрации)

Раньше замки были одинаковые, будь то во Франции, Германии, Испании или Англии. Одним из первых таких сооружений был лондонская ТАУЭР, заложенный в 1078 году Вильгельмом Завоевателем. Там было несколько этажей, двойные стены, маленькие окна и винтовые лестницы по углам башни. В ТАУЭРЕ жил лорд и его воинский гарнизон.

2) Комментированное письмо (один учащийся у доски).

В Гедингемском замке был огромный двухэтажный центральный зал.

- Найдите ошибкоопасные места, объясните написание.

- Найдите грамматическую основу предложения. (был зал)

- Найдите имена прилагательные, выделите их. (в Годингемском, огромный, двухэтажный, центральный)

- Каким членом предложения они являются? (определением)

- Определите их падеж. (П.п.,И. п.,И.п., И.п.)

- Как определить падеж имени прилагательного? (задать вопрос от имени существительного к прилагательному и посмотреть на окончание, можно воспользоваться таблицей)

3) Упражнение в склонении имен прилагательных (на выбор).

лютый февраль   снежная карусель    морозное утро

* Подсказки: таблица окончаний имен прилагательных женского, мужского и среднего рода (в учебниках).

-Как проверить безударные окончания имен прилагательных? (по вопросу)

VI. Закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику: стр. 23, упр.32 .

2) Упражнение в распознавании частей речи.

- Запишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, не понятные части речи (на доске расположены в хаотичном порядке слова разных частей речи).

Снежинка, сугроб, снежный, лепить, я, метель, вьюжный, мы, строить, убирать, они, ледяной

- По каким признакам их записывали ? (по вопросу, по значению, по окончанию)

- В чем трудность определения части речи у слов третьего столбика? (не подходит к существительному или прилагательному по какому либо признаку)

- С новой частью речи, к которой относятся слова “я, мы, они”, вы познакомитесь на следующем уроке русского языка.

VII. Итог урока.

1) Работа в парах (на партах учащихся лежат листы с вопросами, на которые они отвечают письменно, сообща):

- Что такое имя прилагательное?

- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

- От чего зависит род число и падеж прилагательного?

- Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

- Каким членом предложения является прилагательное?

2) Исполнение песни детьми всего класса (на партах тексты):

Есть на свете части речи (речи),
Нам без них никак, поверьте (верьте).
Их не две, не три, не пять,
Их нетрудно сосчитать.
Есть вопрос – дай ответ:
Это что? И какой у предмета цвет?
На вопрос “какая?” – говорим “большая”,
На вопрос “какой?” – говорим “большой”,
Спросите “какое?” – отвечу “большое”,
Признаки вещей, называй скорей!
Существительное,
Прилагательное,
Междометье, глагол -
Дружная семья!
Есть еще часть речи,
Ее зовут наречьем,
Есть предлоги, союз…
Пока все, друзья!