Тема урока: Выполнение цветового круга.
Вид занятия: Декоративное рисование.
Цели и задачи урока:
- Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
- Реализация полученных знаний в практическом применении.
- Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.
Оборудование урока:
- таблица цветового круга;
- иллюстрации с изображением радуги, заката;
- акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
- заготовки для упражнений.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение нового учебного материала.
- Практическая работа.
- Анализ выполненной работы.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Оформление классной доски.
- Подготовка рабочих мест.
- Сообщение учителем темы, задач и целей урока.
2. Изложение нового учебного материала.
Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:
- Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).
- Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).
- Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).
- Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).
- Каков порядок цветов в радуге?
Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.
3. Практическая работа.
-Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.
/рисунок 1/
Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.
Последовательность выполнения упражнения:
1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)
/рисунок 2/
2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.
/рисунок 3/
3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.
/рисунок 4/
4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.
/рисунок 5/
4. Анализ выполненной работы.
В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.
5. Подведение итогов урока.
- Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Задание на дом.
Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.
Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).
Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.
Правильность выполнения проверить вращением волчка.
Литература:
- Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
- И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.