Урок русского языка в 5-м классе. "Эти многоликие слова" (Обобщающий урок по теме "Лексика")

Разделы: Русский язык


Тема урока: “Эти многоликие слова…” Обобщающий урок по теме “Лексика”

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • повторить и обобщить тему “Лексика”;

  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме:Обобщающий урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, игровой.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная аппаратура

  • презентация урока <Приложение 1>

  • тестовые задания по теме, рисунки, кроссворды

Выставка словарей:

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 2-е изд. М., 1995.
  2. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. СПб, 1992.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1955.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
  5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1981.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
  7. Орфоэпический словарь русского языка. М., 1989.
  8. Словарь русского языка АН СССР в 4-х т. Изд.2-е. М., 1981-1984.
  9. Учебный словарь синонимов русского языка. М., 1994.
  10. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка задачи <Приложение 1, слайды 1-2>

Слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку станут слова М Горького: “Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…” Что такое эпиграф?

Запишем тему урока и оформим эпиграф как прямую речь.

М. Горький советовал: “Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…”

Что такое лексикон? (словарный состав языка) лексика? (дословный перевод с греческого – относящийся к слову; словарный состав языка) лексикология? (наука о лексике)

Без слов не бывает языка, слову свойственно свое, особое, индивидуальное значение – лексическое. Черное мы не назовем белым, трамвай – автобусом… Но слова имеют и грамматическое значение – каждое слово является какой-то частью речи.

II. Создание проблемной ситуации. Чтение сказки Л. Петрушевской “Пуськи бятые” (читает учащийся). <Приложение 1, слайд 3>

Слово учителя. Почему не все ясно в сказке? (нет лексического значения). Но в целом смысл текста понятен. Чем это объяснить? (есть грамматическое значение слов). На какие части речи похожи слова по своему строению? (на глаголы, существительные, прилагательные, наречия)

Задание 1: сделать синтаксический разбор 1-го предложения (устно).

Задание 2: сделать морфологический разбор слова “по напушке” (устно).

Главная роль слова в языке, его основная задача – быть названием. Слова способны включаться в предложение, если они обладают и лексическим, и грамматическим значением.

III. Запишем предложение. Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. <Приложение 1, слайд 4>

Задание: сделать пунктуационный разбор предложения (письменно).

1. Слово учителя. “Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: “Столько, сколько звезд на небе!” Это очень неверный ответ Почему? Узнали вы автора этих слов? (Л.Успенский “Слово о словах”). Сколько же все-таки слов в русском языке?

2. Сообщение учащегося. Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.

3. Слово учителя. “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Какие бывают словари? (выставка словарей) Давайте проверим ваш словарный запас. Решим кроссворд и узнаем спрятанное слово, которым называется одно из самых удивительных лексических явлений.

Решение кроссворда №1 (многозначность). <Приложение 2>.

IV. Слово учителя. Что значит выражение “многозначные слова”?

1. Выразительно прочитаем стихотворение В.Остена и подумаем вместе, “как много значений у слова “дорога”…” <Приложение 1, слайд 5>

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синее небо над нами…

И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
– До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова “дорога”!

Слово учителя. Послушаем юных языковедов о том, как объясняют слово “дорога” толковые словари.

2. Сообщение учащихся о значении слова “дорога”

1) Словарь Даля

2) Словарь Ожегова

3. Словарный диктант (проводит учащийся). Записать слово по его толкованию:

1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам (аллея).

2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов (тротуар).

3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием (шоссе).

4. Большая проезжая дорога (уст.) (тракт).

5. Грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами (проселок).

6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен).

7. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (тропинка).

8. Дорога для автомобильного движения (автострада).

9. Наезженная дорога, путь (на Украине и юге России) (шлях).

10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).

Слово учителя. Каким понятием объединяются все записанные вами слова? Как называется это лексическое явление? (синонимия)

Запишем предложение: Труд – дорога к успеху. В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь) Что означает выражение “праведный путь”? Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.

Давайте найдем спрятанное слово, называющее еще одно замечательное лексическое явление.

Решение кроссворда №2 (омоним). <Приложение 3>

V. Сообщение учащихся. Занимательные задачи. Многозначные слова или омонимы?

1. Загадки. а) Я у человека, животного, у плодов растений, могу быть гусиной, в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-нибудь угодить (кожа); б) Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

2. Выразительное чтение стихотворения Ф.Кривина “Оркестр”. В чем заключается игра слов в этом стихотворении?

У скрипки не хватает настроенья,
А у кларнета – вдохновенья.
Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры расстроенной гитаре…
И только барабан восторженно стучит,
Поскольку он всегда в ударе.

(Предложение содержит двусмысленность: прямое и переносное значения пересекаются).

Каламбур - игра слов, основанная на звуковом сходстве при различном смысле.

3. Инсценированное чтение загадки

– Кто вы?
– Мы лисички, дружные сестрички.
– Ну а вы-то кто же?

– Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, еще со шляпкой.

Слово учителя. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка) Какой омоним? (лисички лексические омонимы) Какие разновидности омонимов вы знаете? (омографы, омоформы, омофоны)

4. Сообщение учащегося “Это интересно” (этимологический словарь).

Чтобы не смешивать омофоны кампания и компания, полезно знать, что слово кампания происходит от латинского “кампус” – поле. И сейчас, имея в виду военные действия, мы часто говорим: поле битвы, поле брани. Теперь значение этого слова расширилось: мы говорим посевная кампания, избирательная кампания.

Слово же компания происходит от латинского “ком” – совместно, вместе и “панис” – хлеб, первоначально оно означало “сотрапезники”. Сейчас компанией называют группу людей, проводящих вместе время или чем-нибудь объединенных.

VI. Слово учителя. Закончите пословицу: Ученье – свет, а неученье – тьма. Пословиц разных в нашей жизни тьма.

Какое лексическое явление встречается здесь? (антонимия, омонимия)

Что же такое антонимы? Ответить на этот вопрос нам поможет еще один кроссворд.

Решение кроссворда №3 (противопоставление). <Приложение 4>

VII. Слово учителя. Да, огромна страна Русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружной компанией прошли по дороге знаний и подошли к самому главному испытанию, которое предстоит каждому выпускнику. Готовы ли мы к сдаче ЕГЭ по русскому языку?

VIII. Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.

Тест №1 Словарный состав языка изучает наука. <Приложение 1, слайд 6>

1. Грамматика

2. Лексикология (правильный ответ)

3. Морфология

4. Синтаксис

Тест №2. Найдите ряд слов в переносном значении. <Приложение 1, слайд 8>

1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

Тест №3. Найдите “лишнее” слово. <Приложение 1, слайд 10>

1. Водный

2. Водяной

3. Водитель (правильный ответ)

4. Наводнение

Тест №4. Какой разновидностью омонимов являются выделенные слова? <Приложение 1, слайд 12>

1. Графические омонимы (омографы)

2. Грамматические омонимы (омоформы)

3. Фонетические омонимы (омофоны) (правильный ответ)

4. Лексические омонимы

Хорошая книжка привыкла к почтению.

И тот получает пятерку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

IХ. Домашнее задание <Приложение 1, слайд 14>. Написать сочинение на тему “Многоликое слово “учитель”. Определить значение слова по толковому словарю. Кого можно называть словом “учитель”? Только ли школьного учителя? Кто (или что?) может стать учителем?

Пример сочинения учащегося.

Учитель – многоликое слово. Учитель – это сама жизнь и личный опыт, любимые и родные мама и папа, строгие и мудрые школьные преподаватели.

Жизнь учит человека новым навыкам, терпению, снисходительности, доброте, любви. Жизнь – это учитель, уроки которого запоминаются на долгие годы.

Опыт учит делать выводы из ошибок, которые когда-то совершил, и не повторять их вновь.

Но самые первые и самые главные учителя – это родители. Они учат маленького человечка ходить, говорить, любить природу. Когда ребенок подрастает, мама и папа дают ему новые уроки – уроки этикета, вежливости, уважения к старшим. Родители – учителя на всю жизнь. Даже тогда, когда ребенок уже стал взрослым человеком.

Есть еще один важный учитель – преподаватель. Школьного учителя часто называют второй мамой. И это правильно! Ведь он не только дает знания, но и тоже, как родители, учит жизни. Некоторые учителя становятся примером в жизни для своих учеников.

Так хочется быть похожими на них!

Габзалилова Эльмира,

ученица 5 Ж класса гимназии №52

Х. Подведение итогов урока.