Цели урока:
1) повторить и обобщить знания и умения по теме “Параллелограмм и его свойства” при подготовке к контрольной работе;
2) повысить познавательную активность и мотивацию изучения геометрии;
3) добиваться воспитания чувства взаимопомощи, развития коммуникативных умений, формирования культуры общения, умения работать коллективно.
Оборудование:
1) карточки с заданиями;
2) плакаты с чертежами к задачам;
3) карточки для устной работы;
4) текст геометрического диктанта;
5) ответы к диктанту;
6) контрольные карты.
Организация:
класс делится на 6 групп по 5 человек в каждой; группы формируются по психологической совместимости, т.е. по желанию (с разным уровнем подготовки). По окончании каждого этапа урока группы заполняют контрольные карты (напротив фамилии каждого проставляют заработанное им количество баллов). В конце урока каждый подсчитывает количество своих баллов и согласно критериям, выставляет итоговую оценку за урок.
Ход урока
1 этап. Теоретическая эстафета.
Учащиеся по одному от каждой группы отвечают на вопрос “Что вы узнали по данной теме?” Свой ответ ученик начинает фразой “Я узнал, что…” (отвечают по одному от каждой группы). За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 этап. Решение задач.
Группам выдаются карточки с задачами (5-6 задач) разного уровня сложности (уровень сложности указан в баллах). Ребята решают задачи, распределив их по своим возможностям. За правильно решенную задачу, каждый себе проставляет в контрольной карте, соответствующее количество баллов.
Чтобы проверить правильность решения, ответственный учащийся в группе вытягивает карточку с номером задачи и тот, кто её решал, объясняет решение у доски.
Затем заполняются контрольные карты.
Задача №1 (5 баллов)
Доказать, что сумма углов параллелограмма равна 360.
Задача №2 (1 балл)
В параллелограмме один из углов равен 70. Найти остальные углы.
Задача №3 (2 балла)
Диагональ ромба образует с одной из его сторон угол 20. Найти углы ромба.
Задача №4 (5 баллов)
Доказать, что ABCD – параллелограмм, если MAB = D = B
B C
M A D
Задача №5 (3 балла)
Диагонали квадрата делят его на четыре треугольника. Доказать, что треугольники равны.
Задача №6 (4 балла)
Стороны прямоугольника пропорциональны числам 3:7, P = 80 см. Найти стороны прямоугольника.
3 этап. Задачи – провокации.
Пока учащиеся у доски готовят решение задач, с группами решаются задачи-провокации. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
1. Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
2. Обязательно ли является прямоугольником четырехугольник, у которого есть прямой угол?
3. Верно ли, что любой квадрат является ромбом?
4. Верно ли, что любой параллелограмм является ромбом?
5. Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник – прямоугольник?
6. Две соседние стороны параллелограмма равны и образуют прямой угол. Как называется такой параллелограмм?
7. Верно ли, что каждый квадрат является прямоугольником?
8. Верно ли, что любой ромб является параллелограммом?
Заполняются контрольные карты.
4 этап. Геометрический диктант.
Геометрический диктант рассчитан на 5 вариантов (каждому участнику группы выдается карточка с текстом своего варианта).
Общие задания к диктанту:
1. Определить вид четырехугольника.
2. Верно ли высказывание?
3. Вычислить.
4. Закончить предложение
5. Дать определение понятия.
1 вариант
1.
угол A равен углу C
угол B равен углу D
B C
A D
2. Любой прямоугольник – квадрат.
3. Периметр ромба – 20 см. Найти его стороны.
4. Параллелограмм, у которого все стороны равны называется…
5. Диагональ
2 вариант
1.
B C
A D
AB=CD
BC=AD A D
угол B=90
2. Любой квадрат – ромб
3. Угол параллелограмма 50. Найти остальные углы
4. Параллелограмм, у которого диагонали пересекаются под прямым углом и равны является…
5. Квадрат
3 вариант
1.
B C
A D
BD и AC пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
2. Любой параллелограмм – ромб
3. Стороны прямоугольника 3 см и 5 см. Найти его периметр
4. Параллелограмм, у которого все стороны и углы равны называется…
5. Четырехугольник
4 вариант
1.
B C
A D
BA CD, BC AD
AB=BC, углы A и D прямые2. Любой прямоугольник – ромб
3. Периметр квадрата 52 см. Найти его стороны
4. Четырехугольник, у которого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, является…
5. Прямоугольник
5 вариант
1.
B C
A D
В четырехугольнике ABCD все стороны равны, диагонали AC и BD перпендикулярны.
2. Любой ромб – параллелограмм
3. Диагонали квадрата делят его на четыре равных треугольника. Найти углы треугольника.
4. Ромб, у которого диагонали равны является…
5. Параллелограмм
В каждой группе учащиеся пишут диктант по вариантам, затем свой диктант отдают на проверку соседу справа. После проверки заполняются контрольные карты (количество баллов – по количеству правильных ответов в диктанте).
5 этап. Устная работа
Задаются вопросы по одному каждой команде (баллы заносятся в контрольную карту на ту фамилию, кто отвечал).
1. Найти лишнюю фигуру
2. Найти лишнее слово: сторона, вершина, диаметр, периметр, угол, диагональ.
3. Назвать четырехугольники, у которых противолежащие стороны параллельны (2, 5, 6, 7, 8)
4. Почему №9 не четырехугольник?
5. Как называется фигура №5?
6. Чем интересен параллелограмм №8?
6 этап. Подведение итогов
Внутри группы подсчитывается количество баллов, заработанных каждым и командой в целом. Карты сдаются учителю.
На доске указаны критерии оценок:
от 4 до 7 баллов – “3”
от 8 до 12 баллов – “4”
от 13 и более – “5”
Контрольная карта
этапы Ф.И. |
1 этап Теоретическая эстафета | 2 этап Решение задач | 3 этап Задачи-провокации | 4 этап Геометрический диктант | 5 этап Устная работа | Итоговая оценка |