"Атомы химических элементов" – обобщающий урок в 8-м классе с использованием модульной технологии по химии

Разделы: Химия


Предложена разработка урока химии для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О.С. Габриеляна “Химия, 8 класс” Московского издательства “Дрофа”. Представлена распечатка модуля, протокола и трёх приложений для учащихся. Может рассматриваться как обобщающий урок после изучения Главы первой “Атомы химических элементов”. Выполнен с использованием модульной технологии, преимущества которой безграничны:

  1. Перед учащимися алгоритм всего урока.
  2. Урок разделён на несколько этапов, т.е. учебных элементов (УЭ - ).
  3. В каждом учебном элементе чётко и понятно для учащихся прописана цель.
  4. Есть возможность для индивидуальной работы и коллективной.
  5. Задания к учебным элементам подбираются максимально разнообразные.
  6. Формируется умение работать с текстом.
  7. Задание 1 РАЗМИНКИ развивает слуховую память, Задание 2 формирует умение сопоставлять информацию.
  8. Включение тестовых заданий ориентирует в перспективе на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
  9. Между учебными элементами возможна формулировка выводов, обобщений.
  10. Обязательным элементом подобного урока является решение проблемных ситуаций, выдвижение версий и доказательство истины.
  11. Задания на вычисления, решение задач развивают математические способности.
  12. Работа по образцу исключает страх не справиться с заданием.
  13. Возвращение к тексту учебника и поиск нужных слов развивает внимательность.

Наиважнейшей частью такого урока является подведение итогов. Здесь имеется ряд положительных моментов. Прежде всего, формируется адекватная самооценка:

  • Сверить результаты своего труда с результатами Приложения 2, исправить свои ошибки, подумать, чем вызваны допущенные недочёты.
  • Внести в таблицу протокола оценки за выполненные задания, используя критерии оценивания Приложения 3.
  • Возможность оценить собственные знания и умения.
  • Вывести средний балл, по которому выбрать себе домашнее задание.
  • Возможность не выставлять себе нежелательную оценку в журнал и дневник.

Возможно, оценки могут быть завышены учащимися, но выявить, какие затруднения были у них при выполнении заданий, не составит большого труда учителю. Допущенные исправления в протоколах при выполнении заданий тому свидетельство.

После двух проведённых в такой форме уроков учащимся была предложена следующая анкета:

8 класс ___ Ф.И. ______________________________________

Модульные уроки.

Проведены два урока по модульной технологии. Поделитесь своим мнением.

Ответьте на вопросы, выбрав ответ из предложенных или добавьте свой.

  1. Работа с модулями:
  2. а) понравилась; б) не очень понравилась; в) не понравилась; г) ___________________.

  3. Работа оказалась:
  4. а) простой; б) не очень сложной; в) сложной; г) ___________________.

  5. Самым сложным оказалось:
  6. а) ориентироваться в модуле; б) выполнять задания; в) провести самооценку; г) ___________.

  7. При самооценке вызвало затруднение:
  8. а) применить критерии оценивания; б) рассчитать средний балл; в) оценить свои умения; г) __________________________________.

  9. Выбранное домашнее задание:
  10. а) выполнено; б) выполнено не в полном объеме; в) не выполнено; г) ___________________.

  11. В дальнейшем работать с модулями хочется:
  12. а) часто; б) не очень часто; в) редко; г) __________________________________.

  13. Какие эмоции сопровождали при работе с модулем:
    а) радость; б) раздражение; в) досада; г) обида; д) гнев; е) ______________________.

Анализ анкетных данных позволит в дальнейшем избежать допущенных методических ошибок при составлении новых модулей.

Далее идёт текст раздаточного модуля, бланк протокола.

8 класс
Модульный урок
Атомы химических элементов

Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах, вспомнить механизм образования химических связей.

Внимание! Все записи на уроке ведите в протоколе к уроку. Оформите его.

УЭ – 1. РАЗМИНКА. Знаки химических элементов, формулы веществ.

Цель: вспомнить знаки химических элементов, отработать навык записи формул веществ на слух.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Задание 1.

- Под диктовку учителя запишите в строчку знаки химических элементов и формулы веществ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 2.

- Выполните задание по карточке. (Приложение 1)

УЭ – 2. Строение атома

Цель: вспомнить элементарные частицы атома, их обозначение, заряд, массу, нахождение в атоме.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Задание 1. Ответьте на вопросы учителя и заполните таблицу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 2. Выполните тест.

  1. В ядре атома алюминия протонов …
  2. а) 26; б) 13; в) 27.

  3. Масса атома алюминия …
  4. а) 26; б) 13; в) 27.

  5. Электронов в атоме алюминия …
  6. а) 26; б) 13; в) 14.

  7. Нейтронов в атоме алюминия …
  8. а) 27; б) 13; в) 14.

  9. Энергетических уровней в атоме алюминия …
    а) три; б) два; в) четыре.

УЭ – 3. Изотопы.

Цель: дать современное определение понятия “химический элемент”.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ.

Почему относительную атомную массу хлора при расчетах берём равную 35,5 в отличие от других элементов, массу которых округляем до целых единиц?

1 этап. Рассмотрите примеры некоторых изотопов, встречающихся в природе:

7Li, 6Li; 12C, 13C, 14C; 16O, 17O, 18O; 35Cl, 37Cl.

2 этап. Ответьте на вопросы: чем отличаются между собой изотопы лития, углерода, кислорода, хлора; почему в расчетах применяем относительные атомные массы лития – 7, углерода – 12, кислорода – 16, а у хлора – 35,5?

3 этап. Делаем расчёты:

В природе изотопов 35Cl - 75% или в долях от единицы 0,75, а изотопов 37Cl – 25% или в долях от единицы 0,25.

Рассчитайте 35 · 0,75 + 37 · 0,25 =

Выводы:

  1. Изотопы имеют одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, поэтому у них разная масса;
  2. Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е совокупность изотопов;
  3. Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковые, т.к. они имеют один и тот же заряд ядра (число протонов), одинаковое число электронов, в том числе и на внешнем уровне.

УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества

Цель: отработать умение вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовые доли элементов.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Образец.

Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Решите задачу самостоятельно.

Задача 2. Вычислите относительную молекулярную массу оксида серы (VI) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

УЭ – 5. Химическая связь

Цель: Работая с учебником, вспомнить механизм образования ионной и ковалентной химических связях.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 1. Воспользуйтесь текстом учебника на страницах 53 – 68, чтобы вставить пропущенные слова в тексте. Возле номера предложения запишите слова, которые необходимо вставить вместо многоточий.

  1. … электронов на внешнем уровне – предельное число для каждого элемента ПСХЭМ, кроме … и …
  2. Тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня имеют атомы …
  3. Тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего энергетического уровня электронов имеют атомы элементов - …
  4. В пределах периода число энергетических уровней …, а вот радиус атома …
  5. В пределах одной и той же подгруппы радиус атома … с увеличением …
  6. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы, отдавая или принимая электроны, называются
  7. Химическую связь, образующуюся между …, называется …
  8. Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется … или …
  9. … - это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
  10. Связь в металлах и сплавах между атом – ионами посредством обобществлённых электронов называют …

УЭ – 6. Подведение итогов урока.

Цель: Подвести итоги урока, выставить оценки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 1. Проверьте правильность выполненных заданий по Приложению 2. Если вы допустили ошибки при выполнении заданий, исправьте их в соответствии с приложением.

  1. Внесите в таблицу протокола оценки за выполнение каждого элемента, пользуясь приложением 3.
  2. Выведите средний балл.
  3. Попробуйте оценить собственные знания и умения.
    • Мне понятно всё, смогу научить другого. Оценка – 5.
    • Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка - 4.
    • Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка – 3.
  4. Сравните свой средний балл (пункт 1) и оценку (пункт 3).
    • если они одинаковы, выставьте оценку в дневник;
    • если они отличаются, выведите среднее значение, округлите до целых и выставьте в дневник;
    • если Вас не устраивает полученная оценка, не выставляйте её в дневник, задумайтесь, что Вам мешало получить более высокий балл.

УЭ – 7. Задание на дом

Цель: определить себе домашнее задание.

1. Для всех: повторить п. 6 – 12 на стр. 38-68,

2. Ваш средний балл – 5. Получите творческое задание у учителя

Ваш средний балл – 4. Дополнительно выполните упр.5, стр.62.

Ваш средний балл – 3. Заучите наизусть все определения в п.6-12, выполните упр. 2, стр. 58, упр.5, стр.62.

Запишите домашнее задание в дневник.

3.Подойдите к учителю с протоколом, чтобы выставить оценку в журнал.

Вам удалось большую часть заданий выполнить самостоятельно?!

Вы молодцы!

8 класс
Протокол модульного урока
Атомы химических элементов

Дата ________ Класс ____ Фамилия, имя __________________________________

УЭ – 1. Знаки химических элементов, формулы веществ.

Задание 1.

Знаки: ____________________________________________________________ ,

Формулы: _________________________________________________________,

Задание 2:

1 - - 5 - - 9 - -
2 - - 6 - - 10 - -
3 - - 7 - -  
4 - - 8 - -  

УЭ – 2. Строение атома

Задание 1.

Элементарные частицы атома

название обозначение заряд масса местонахождение
протон        
нейтрон        
электрон        

Задание 2. Тест

1. ___, 2. ____, 3. _____, 4. _____, 5. _____.

УЭ – 3. Изотопы

Расчеты: 35 . 0,75 + 37 . 0,25 =

Выводы:

  1. Изотопы имеют ______________ число протонов в ядре и ____________ число нейтронов, поэтому у них разная _____________;
  2. Химический элемент – совокупность атомов с __________________ зарядом ядра, т.е. совокупность ______________;
  3. Химические свойства изотопов одного и того же элемента________________, т.к. они имеют ______________ заряд ядра (число протонов), _________________ число электронов, в том числе и на _________________ уровне.

УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества

Задача 2.

img2.gif (3208 bytes)

УЭ – 5. Химическая связь

Задание 1.

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

УЭ – 6. Подведение итогов урока.

1. Выполнение учебных элементов

УЭ - 1 УЭ - 2 УЭ - 3 УЭ - 4 УЭ - 5 средний балл
           

2.Оцениваю собственные знания и умения.

Я ставлю себе оценку: ______

3. Моя итоговая оценка:

____ + _____ = ______ : 2 = ______