Предложена разработка урока химии для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О.С. Габриеляна “Химия, 8 класс” Московского издательства “Дрофа”. Представлена распечатка модуля, протокола и трёх приложений для учащихся. Может рассматриваться как обобщающий урок после изучения Главы первой “Атомы химических элементов”. Выполнен с использованием модульной технологии, преимущества которой безграничны:
- Перед учащимися алгоритм всего урока.
- Урок разделён на несколько этапов, т.е. учебных элементов (УЭ - ).
- В каждом учебном элементе чётко и понятно для учащихся прописана цель.
- Есть возможность для индивидуальной работы и коллективной.
- Задания к учебным элементам подбираются максимально разнообразные.
- Формируется умение работать с текстом.
- Задание 1 РАЗМИНКИ развивает слуховую память, Задание 2 формирует умение сопоставлять информацию.
- Включение тестовых заданий ориентирует в перспективе на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
- Между учебными элементами возможна формулировка выводов, обобщений.
- Обязательным элементом подобного урока является решение проблемных ситуаций, выдвижение версий и доказательство истины.
- Задания на вычисления, решение задач развивают математические способности.
- Работа по образцу исключает страх не справиться с заданием.
- Возвращение к тексту учебника и поиск нужных слов развивает внимательность.
Наиважнейшей частью такого урока является подведение итогов. Здесь имеется ряд положительных моментов. Прежде всего, формируется адекватная самооценка:
- Сверить результаты своего труда с результатами Приложения 2, исправить свои ошибки, подумать, чем вызваны допущенные недочёты.
- Внести в таблицу протокола оценки за выполненные задания, используя критерии оценивания Приложения 3.
- Возможность оценить собственные знания и умения.
- Вывести средний балл, по которому выбрать себе домашнее задание.
- Возможность не выставлять себе нежелательную оценку в журнал и дневник.
Возможно, оценки могут быть завышены учащимися, но выявить, какие затруднения были у них при выполнении заданий, не составит большого труда учителю. Допущенные исправления в протоколах при выполнении заданий тому свидетельство.
После двух проведённых в такой форме уроков учащимся была предложена следующая анкета:
8 класс ___ Ф.И. ______________________________________
Модульные уроки.
Проведены два урока по модульной технологии. Поделитесь своим мнением.
Ответьте на вопросы, выбрав ответ из предложенных или добавьте свой.
- Работа с модулями:
- Работа оказалась:
- Самым сложным оказалось:
- При самооценке вызвало затруднение:
- Выбранное домашнее задание:
- В дальнейшем работать с модулями хочется:
- Какие эмоции сопровождали при работе с модулем:
а) радость; б) раздражение; в) досада; г) обида; д) гнев; е) ______________________.
а) понравилась; б) не очень понравилась; в) не понравилась; г) ___________________.
а) простой; б) не очень сложной; в) сложной; г) ___________________.
а) ориентироваться в модуле; б) выполнять задания; в) провести самооценку; г) ___________.
а) применить критерии оценивания; б) рассчитать средний балл; в) оценить свои умения; г) __________________________________.
а) выполнено; б) выполнено не в полном объеме; в) не выполнено; г) ___________________.
а) часто; б) не очень часто; в) редко; г) __________________________________.
Анализ анкетных данных позволит в дальнейшем избежать допущенных методических ошибок при составлении новых модулей.
Далее идёт текст раздаточного модуля, бланк протокола.
8 класс
Модульный урок
Атомы химических элементов
Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах, вспомнить механизм образования химических связей.
Внимание! Все записи на уроке ведите в протоколе к уроку. Оформите его.
УЭ – 1. РАЗМИНКА. Знаки химических элементов, формулы веществ.
Цель: вспомнить знаки химических элементов, отработать навык записи формул веществ на слух.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.
Задание 1.
- Под диктовку учителя запишите в строчку знаки химических элементов и формулы веществ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание 2.
- Выполните задание по карточке. (Приложение 1)
УЭ – 2. Строение атома
Цель: вспомнить элементарные частицы атома, их обозначение, заряд, массу, нахождение в атоме.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.
Задание 1. Ответьте на вопросы учителя и заполните таблицу.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание 2. Выполните тест.
- В ядре атома алюминия протонов …
- Масса атома алюминия …
- Электронов в атоме алюминия …
- Нейтронов в атоме алюминия …
- Энергетических уровней в атоме алюминия …
а) три; б) два; в) четыре.
а) 26; б) 13; в) 27.
а) 26; б) 13; в) 27.
а) 26; б) 13; в) 14.
а) 27; б) 13; в) 14.
УЭ – 3. Изотопы.
Цель: дать современное определение понятия “химический элемент”.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ.
Почему относительную атомную массу хлора при расчетах берём равную 35,5 в отличие от других элементов, массу которых округляем до целых единиц?
1 этап. Рассмотрите примеры некоторых изотопов, встречающихся в природе:
7
Li, 6Li; 12C, 13C, 14C; 16O, 17O, 18O; 35Cl, 37Cl.2 этап. Ответьте на вопросы: чем отличаются между собой изотопы лития, углерода, кислорода, хлора; почему в расчетах применяем относительные атомные массы лития – 7, углерода – 12, кислорода – 16, а у хлора – 35,5?
3 этап. Делаем расчёты:
В природе изотопов 35Cl - 75% или в долях от единицы 0,75, а изотопов 37Cl – 25% или в долях от единицы 0,25.
Рассчитайте 35 · 0,75 + 37 · 0,25 =
Выводы:
- Изотопы имеют одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, поэтому у них разная масса;
- Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е совокупность изотопов;
- Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковые, т.к. они имеют один и тот же заряд ядра (число протонов), одинаковое число электронов, в том числе и на внешнем уровне.
УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества
Цель: отработать умение вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовые доли элементов.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.
Образец.
Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Решите задачу самостоятельно.
Задача 2. Вычислите относительную молекулярную массу оксида серы (VI) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.
УЭ – 5. Химическая связь
Цель: Работая с учебником, вспомнить механизм образования ионной и ковалентной химических связях.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание 1. Воспользуйтесь текстом учебника на страницах 53 – 68, чтобы вставить пропущенные слова в тексте. Возле номера предложения запишите слова, которые необходимо вставить вместо многоточий.
- … электронов на внешнем уровне – предельное число для каждого элемента ПСХЭМ, кроме … и …
- Тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня имеют атомы …
- Тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего энергетического уровня электронов имеют атомы элементов - …
- В пределах периода число энергетических уровней …, а вот радиус атома …
- В пределах одной и той же подгруппы радиус атома … с увеличением …
- Заряженные частицы, в которые превращаются атомы, отдавая или принимая электроны, называются …
- Химическую связь, образующуюся между …, называется …
- Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется … или …
- … - это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
- Связь в металлах и сплавах между атом – ионами посредством обобществлённых электронов называют …
УЭ – 6. Подведение итогов урока.
Цель: Подвести итоги урока, выставить оценки
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание 1. Проверьте правильность выполненных заданий по Приложению 2. Если вы допустили ошибки при выполнении заданий, исправьте их в соответствии с приложением.
- Внесите в таблицу протокола оценки за выполнение каждого элемента, пользуясь приложением 3.
- Выведите средний балл.
- Попробуйте оценить собственные знания и умения.
- Мне понятно всё, смогу научить другого. Оценка – 5.
- Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка - 4.
- Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка – 3.
- Сравните свой средний балл (пункт 1) и оценку (пункт 3).
- если они одинаковы, выставьте оценку в дневник;
- если они отличаются, выведите среднее значение, округлите до целых и выставьте в дневник;
- если Вас не устраивает полученная оценка, не выставляйте её в дневник, задумайтесь, что Вам мешало получить более высокий балл.
УЭ – 7. Задание на дом
Цель: определить себе домашнее задание.
1. Для всех: повторить п. 6 – 12 на стр. 38-68,
2. Ваш средний балл – 5. Получите творческое задание у учителя
Ваш средний балл – 4. Дополнительно выполните упр.5, стр.62.
Ваш средний балл – 3. Заучите наизусть все определения в п.6-12, выполните упр. 2, стр. 58, упр.5, стр.62.
Запишите домашнее задание в дневник.
3.Подойдите к учителю с протоколом, чтобы выставить оценку в журнал.
Вам удалось большую часть заданий выполнить самостоятельно?!
Вы молодцы!
8 класс
Протокол модульного урока
Атомы химических элементов
Дата ________ Класс ____ Фамилия, имя __________________________________
УЭ – 1. Знаки химических элементов, формулы веществ.
Задание 1.
Знаки: ____________________________________________________________ ,
Формулы: _________________________________________________________,
Задание 2:
1 - - | 5 - - | 9 - - |
2 - - | 6 - - | 10 - - |
3 - - | 7 - - | |
4 - - | 8 - - |
УЭ – 2. Строение атома
Задание 1.
Элементарные частицы атома
название | обозначение | заряд | масса | местонахождение |
протон | ||||
нейтрон | ||||
электрон |
Задание 2. Тест
1. ___, 2. ____, 3. _____, 4. _____, 5. _____.
УЭ – 3. Изотопы
Расчеты: 35 . 0,75 + 37 . 0,25 =
Выводы:
- Изотопы имеют ______________ число протонов в ядре и ____________ число нейтронов, поэтому у них разная _____________;
- Химический элемент – совокупность атомов с __________________ зарядом ядра, т.е. совокупность ______________;
- Химические свойства изотопов одного и того же элемента________________, т.к. они имеют ______________ заряд ядра (число протонов), _________________ число электронов, в том числе и на _________________ уровне.
УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества
Задача 2.
УЭ – 5. Химическая связь
Задание 1.
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
УЭ – 6. Подведение итогов урока.
1. Выполнение учебных элементов
УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | средний балл |
2.Оцениваю собственные знания и умения.
Я ставлю себе оценку: ______
3. Моя итоговая оценка:
____ + _____ = ______ : 2 = ______