Урок географии в 6-м классе "Подземные воды"

Разделы: География


Цели:

  1. Установить причины образования различных видов подземных вод.
  2. Развивать умение видеть взаимосвязи компонентов природы, формулировать выводы.
  3. Воспитывать любовь к природе и родному краю.

Задачи:

  1. Новые понятия “Водопроницаемые породы”, “Водонепроницаемые породы”, “Сталактит, сталагмит, сталагнат” сформировать в результате проведения опытов; понятие “Карст” - в процессе просмотра авторской презентации.
  2. Сформулировать значение подземных вод в природе и для человека.
  3. Вызвать чувство любви к природе и желание бережного отношения к ней с помощью красивых слайдов и сопровождающие их песни “Живи, родник, живи” и презентации “В краю вечной ночи”.

Наглядность и методическое обеспечение: мультимедийный проектор для показа авторской презентации “Подземные воды”,  песок, глина, известняк или раздробленный гранит, 3 колбы, воронки, свеча, спички, распечатанные задания для учащихся, 4 кубика,  бутылка с минеральной водой, “Дневники путешественника”,  большие и маленькие “капельки” для фиксирования ответов учащихся.

Методические рекомендации к уроку

Форма урока – познавательное путешествие. Форма выбрана исходя из учета возрастных и индивидуальных особенностей шестиклассников. Учащиеся 6-го класса требуют постоянной смены видов деятельности, наглядности материала, эмоционального воздействия на все органы чувств. Поэтому на уроке присутствуют хорошая наглядность, музыка, горные породы и сталактиты, которые можно потрогать, элементы исследования, занимательность. Учащиеся сами преподносят новый материал своим одноклассникам в виде опережающих заданий, которые они себе сами выбрали, исходя из своих способностей и интересов. Накопительные баллы в виде “капелек” и постоянное обращение к краеведческому материалу и жизненному опыту учащихся способствуют повышению познавательной активности на уроке.

Шестиклассники пишут медленно, много времени на уроке ушло бы на вычерчивание схемы видов подземных вод, поэтому для быстрого оформления нового материала и результатов урока используется Дневник путешественника, несущий на себе и функцию развития общеучебных навыков: фиксирование нового интересного материала во время любого путешествия.

Смена слайдов презентации происходит по щелчку, что позволяет учителю ставить акценты на наиболее важных моментах урока и учитывать уровень подготовки класса и степень усвоенности материала. Целесообразно на доске написать названия известных родников и пещер края, что облегчит выполнение домашнего задания.

Ход урока

Все этапы урока сопровождаются слайдами с перерывом на 7-10 минут.

Результативность: образовательная цель урока достигнута. Учащиеся хорошо усвоили новые понятия. Дважды применили их при выполнении практических заданий. Отмечена высокая активность учащихся в процессе познавательной деятельности. 20% учеников получили итоговые оценки “4”. 80% -“5”. Повысилась самооценка Ивановой Лены и Артеменко Лизы. Которые успешно выполнили опережающие задания. Изучение материала происходило в контакте с детьми. Учителем ощущалась обратная связь. На основе анализа домашнего задания , выполненного учащимися после данного урока, можно сказать о достигнутой воспитательной цели: у учащихся возникло желание побывать на Никольском роднике, в Дивьей пещере и на Людмилинской скважине. Ребята испытали чувство гордости за свой неповторимый край.

Литература к уроку:

1. Крылова О.В. Физическая география: Начальный курс: Уч.пособие для 6 кл. Общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 1999.

2. Максимов Н.А. Методическое пособие по физ. географии. – М. : Просвещение, 1997.

3. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям / сост. Касаткина Н.А. – Волгоград: Учитель, 2005.