Девиз урока. “Знания имейте отличные по теме “Формулы сокращенного умножения”
Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме “Формулы сокращенного умножения”, продолжить формирование познавательной активности, умение логически мыслить, рационально работать, закрепить программный материал.
Форма проведения урока. Аукцион математических знаний.
Класс разбит на одноуровневые группы.
Оборудование:
1. Плакаты:
1. “Великая книга природы написана
математическими символами”.
2.“Формулой называется символьная запись,
содержащая некоторое утверждение”.
3. Изображение 7 корзин, на которых записаны
формулы:
а) (а + б)2 |
в) а2 – б2 |
д) (а – б )2 |
ж) а3 – б3 |
б) ( а - б)2 |
г) а3 + б3 |
е) ( а + б)3 |
Ход урока.
Учитель: “Вы знаете много формул, объясните, для чего они нужны и в каких случаях они применяются” ( привести примеры)
Командам предлагаются задания.
1 задание. Игра “ Лото”
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек .
- а2 +2аб + б2
- (а-б)(а+б)
- а2 – 2аб + б2
- (а+б)( а2 -аб +б2)
- а3 – б3 – 3аб (а-б)
- а3 +3а2 б +3 аб2 +б3
“ Большая карта” на которой записаны:
(а+б)2 |
а2 - б2 |
(а – б)2 |
а3 + б 3 |
(а + б)3 |
( а- б)3 |
Команды достают “Большую карту” и карточки и накрывают ими соответствующий ответ на “ Большой карте”. Карточки накладывают лицевой стороной вниз. Если всё решено правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то шифр: рисунок, букву.
2 задание.
Посмотрите на таблицу в течении 30 секунд, в клетках которой изображены различные фигуры.
Задание. На своей таблице изобразите фигуры , за каждую верно заполненную клетку вы получаете 1 балл.
3 задание.
Ученики работают в блокнотах с копиркой. После окончания диктанта первый экземпляр они сдают учителю, второй оставляют для сверки ответов.
Учитель: Имеются 7 корзин и изображение яблок с записанными на них алгебраическими выражениями. Установите соответствие между яблоками и корзинами и разложите яблоки в корзины.
1. а2 + 4аб + 4б2 |
10. (3 + 5х)(3 – 5х) |
2. ( 2а + 3б) ( 2а -3б) |
11. ( 1 - 2х)( 1 +2х + 4х2 ) |
3 .( а – 2б) (а2 + 2аб + 4б2) |
12. 25 – 20 а + 4а2 |
4. б2 - 2аб + а2 |
13. (2х – 7) (2х – 7) |
5. 4х2 + 20ху - 3 у2 |
14. (а – б) ( а2 – аб +б2) |
6. х2 – 3ху + у2 |
15. б2 + 9б2 +27б + 27 |
7. (10 – а)(10 +а) |
16. (х +2)(х2 - 2х +4) |
8. (3а +4)(9а2 – 12а +16) |
17. 16х2 +40ху + 25 у2 |
9. 9 – 12а + 4а2 |
18. 8 – 12а + 6а2 - а3 |
Какие яблоки остались вне корзин и почему?
4 задание.
Проверка результатов работы. Ответы заранее записаны на плакате.
5 задание.
Далее проводится игра “ Кто быстрее”
Какой математический знак зашифрован здесь?
Заполните пустые клетки. (При правильном ответе открывается буква из второго столбца)
_ + _ +16 = ( 3 + _)2 |
у |
342 - 152 = ( _ - 15) ( 34 + _) |
м |
(_ - 2) (_ + 2) = а2 - 4 |
н |
( _ - 7 )2 = а2 - _ + _ |
о |
862 - 2 *36 * 86 + 36 2 =(_ - _)2 = _2 |
ж |
а2 - _ = (_ - 5) (_+ 5) |
е |
992 = 10000 - _ +1 |
н |
(а + _)2 = _ + _ + 4б2 |
и |
2500 + _ + 1 = 512 |
е |
6.задание
Решите разными способами уравнение.
( 3-а )2 - (3 + а)2 = - 24.
7 задание.
Сколько прямоугольников в окне.
(18)
6 задание.
Два лучших игрока из команд отгадывают крылатую математическую фразу. Можно открыть по 1 или 2 буквы каждого слова. На обдумывание даётся 1 минута.
М |
а |
т |
е |
м |
а |
т |
и |
к |
а |
ц |
а |
р |
и |
ц |
а |
н |
а |
у |
к |
В конце урока подводятся итоги игры.
Итог урока.
Что вам сегодня запомнилось на уроке? Что показалось трудным?