Цели урока:
1) повторить основные формулы тригонометрии;
2) обучение учащихся решению тригонометрических уравнений;
3) развитие логического мышления;
Оборудование: дидактические карточки, самодельные плакаты.
Ход урока
I. Два ученика работают у доски по карточкам:
1. Вывести формулу понижения степени.
2. Вывести формулу для преобразований тригонометрических функций в сумму.
С остальными учениками проводим фронтальный устный опрос (вопросы выписаны на листе ватмана).
Задание. Как решаются уравнения указанного вида? Опишите ход решения каждого из уравнений.
1)
(a,b,c-некоторые
числа, a?0);
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
;
II. Объяснение нового материла.
На предыдущих уроках занимались решением тригонометрических уравнений. Рассмотрим пять типов тригонометрических уравнений. Все эти уравнения так или иначе сводились к квадратным уравнениям и решались заменой переменных. Сегодня на уроке рассмотрим еще три типа уравнений. Многие тригонометрические преобразования подчиняются трем правилам, которые в шутливой форме можно выразить так:
1. Увидел сумму – делай произведение.
2. Увидел произведение – делай сумму.
3. Увидел квадрат – понижай степень.
Примечание.
Эти правила заранее пишутся на плакат.
Рассмотрим некоторые уравнения.
1.
Решение:
а) По второму правилу левые и правые части уравнения преобразовать в сумму функций.
б) По первому правилу сумму функций преобразуем в произведение и получаем
или
или
где n и kZ
Вторая серия решений полностью входит в первую серию
Рисунок 1.
Ответ: , nZ.
III. Закрепление темы.
Ученикам предлагается уравнения:
1)
2) ;
Задачи решаются в парах с последующим обсуждением.
Решение первого уравнения.
Сумму преобразуем в произведение
|
или
,
;
n и k –целые числа.
Отметим эти углы соответствующими точками на единичной окружности.
Рисунок 2.
Углы второй серии входят в первую серию.
Выпишем ответ: , где n-целое число.
Решение второго уравнения:
Произведение преобразуем в сумму:
Обозначим 2x через t.
или
,
n и k –целые числа.
,
Ответ: , n,kZ.
IV. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
V. Оценки за урок.
VI. Домашнее задание: § 27, № 563(б), № 562 (а,б).