Цели:
- Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы;
- Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объём предмета;
- Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
- Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Оборудование:
- Для учителя: набор открыток изображением изделий Хохломы, изделия Хохломы.
- Для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, тряпочка, палитра, печатка.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Компьютер;
- Экран;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация «Золотые узоры Хохломы».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
- Тема нашего урока «Красота в умелых руках". "Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота." (В.А.Сухомлинский)
- Сегодня наш урок посвящён изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.
Мир волшебной хохломы.
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.Б. Дубровский
- Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
III. Вводная беседа.
(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Золотые узоры Хохломы»)
- Послушайте стихотворение.
"Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?"П. Синявский
1. Историческая справка.
Название "золотая хохлома" - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. (Слайд 2, 3)
2. Легенда о Хохломе.
- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.
Говорят, будто давным-давно жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота! (Слайд 4)
- Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
- Какие чувства вызывают эти предметы? (Ответы учащихся)
- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.
В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?
3. Процесс изготовления хохломских изделий.
- Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию «лачения» повторяют несколько раз. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной, расписанной золотом. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома». (Слайд 5)
IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
- Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров и сравним их с другими предметами.
- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)
- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)
- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность)
- Какой орнамент лежит в основе росписи?
- Хохломская роспись делится на два основных вида: “верховое” письмо и “фоновое”. Как вы понимаете эти названия?
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов. Особенность «фоновой» росписи или росписи «под фон» заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов. (Слайды 6, 7, 8)
Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.
Упражнение по выполнению хохломской росписи.
- Самый любимый у художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской травки. (Слайды 9, 10, 11)
- Выполним ягодки. Можно нарисовать малинку, брусничку, клубничку, смородинку, рябинку. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью по часовой стрелке. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
- Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
- Выполним «кудрину». «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
- Выполним листочек. Это чаще всего стилизованный лист смородины.
- Из таких элементов можно составить узор.
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор.
Физкультминутка.
V. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка.
- Сначала изображаю стебель с крупными завитками;
- Пишем самые крупные травинки. Они наносятся лёгкими движениями без нажима;
- Пишем ягодки;
- Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы.
- Травный узор закончен.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Выполните рисунок самостоятельно.
VII. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Обобщение изученного материала.
- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?
- Какие основные элементы хохломской росписи мы сегодня учились рисовать?
- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на следующих уроках?
Литература:
- Составитель Гуреева И.В. «Изобразительное искусство» 3-4 классы. Внеклассная работа. Волгоград, «Корифей», 2007.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г.Обухова. М.: Сов. художник, 1961.
- Кузин. В.С. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы и тематическое планирование для начальной школы: Изобразительное искусство в начальной школе / Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
- Костерин Н.П. «Учебное рисование». М. Просвещение 1984.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. М.: Просвещений, 1997.
- Орлова Л.В. «Хохломская роспись» Рабочая тетрадь по основам народного искусства М."Мозаика-Синтез" 1998.
- Составитель Садкова Л.М «Изобразительное искусство» 3-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Курышкина. Волгоград «Учитель» 2006.
- Сухомлинский В.А. "О воспитании" Москва, 1973.