Цели урока: Обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова, развивать умение находить группу однокоренных слов и доказывать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
Этапы | Содержательный материал | Записи на доске | ||
1. Актуализация знаний, ситуация успеха. | Практическое задание. Выписать однокоренные слова в столбик и обозначить корень. |
Вася и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела к домику лесника. За ним начинался молодой лесок. | ||
Учитель: | Ученики: | |||
-Докажите, что это однокоренные слова.
- Молодцы! Вы хорошо научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень. |
а) все слова имеют разное значение. Лес –
это множество деревьев, растущих на большом пространстве. Лесник – это
лесной сторож или работник лесного хозяйства. Лесок – это небольшой лес.
Лесная (дорожка) – это дорожка, находящаяся в лесу. б) Все слова имеют общую буквенную часть – корень (лес) в) Хотя все слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова родственные. |
|
||
2.Создание проблемной ситуации. | Продолжим работать с однокоренными словами. Практическое задание. Выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень. |
На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу. | ||
Учитель: | Ученики: | |||
- Вспомним, какое задание было. -Все справились с заданием? - Что мы имеем? - Получились разные ответы. Как вы искали однокоренные слова? |
-Выписать из текста однокоренные слова и обозначить
корень. -Да. - В первой группе– 2 слова, корень –све -; во второй группе – 3 слова, корень – све -). Задание было одно, а решения разные. - По алгоритму. |
|
||
3.Осознание противоречия. | -В чем возникли затруднения?
- Что мы получили в результате выполнения задания?
- Встречалась ли раньше такая задача?
- Во время выполнения задания пользовались алгоритмом? |
-В данном случае нельзя точно определить слово свеча
относится к этой группе однокоренных слов или нет. - Выписывая однокоренные слова, получилось разное количество слов и разный корень. Разное количество слов – да, разный корень – нет, всегда выделяли общую часть родственных слов. Итак, пользуясь уже известным нам алгоритмом, не смогли правильно выделить количественный состав однокоренных слов и обозначить корень. |
||
4. Постановка учебной проблемы и цели. | - В чем же мы сегодня должны разобраться? - Сформулируйте цель нашей работы. |
- Сколько в этом тексте однокоренных слов, какой корень, что же особенного в выделении корней этих слов. | свет = ? свеч |
|
5. Решение учебной проблемы. | - Как мы будем это делать? | - Опять будем использовать известный алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы. | ||
Учитель: | Ученики: | |||
- Докажите, что эти слова
однокоренные.
- Кто-то может добавить или не согласиться с этим объяснением? - Докажите, что эти слова однокоренные.
- Все ли пункты алгоритма соблюдаются? - Посмотрите на корень – све -, понимаем ли мы к какому предмету относится этот корень? - Могу ли я сказать, что здесь спрятались однокоренные слова? Какие слова здесь могут быть? - Прочтите те слова, которые здесь написаны.
Какие слова здесь совсем чужие? Значит по этой части слова можем понять смысл слова? Значит у нас не выполняется один пункт алгоритма: в корне – све - не удерживается значение слова. А что это значит? (корень не – све -) Но если это родственные слова, значит, какой будет корень? (-свет-, -свет -, -све-) Вам понятно, о чем речь? |
- Слова имеют разное значение. Светильник
– осветительный прибор. Светло – светлого оттенка, не темный. Слова
имеют общую буквенную часть – корень (свет) в) Хотя слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова родственные. - Нет. - Слова имеют разное значение. Светильник – осветительный прибор. Светло – светлого оттенка, не темный. Свеча – предмет из определенного вещества с фитилем внутри, которая служит для получения света. Слова имеют общую буквенную часть – корень (све); в) Хотя слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова родственные - Да.
- Да (нет).
- Да (нет).
- Свеча, свекровь, сверло, светло… |
На доске карточки со словами, открыто только начало слов – све -, остальная часть слов закрыта:
|
||
- Какие слова здесь совсем
чужие? - Значит, у нас не выполняется один пункт алгоритма: в корне – све - не удерживается значение слова. - А что это значит? - Но если это родственные слова, значит, какой будет корень? - Вам понятно, о чем речь?
- Какая задача сейчас у нас? - Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать последнюю букву в корне в слове свечу и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми. - Прочитайте предложение.
- Что можно сказать о слове?
- Что нам помогло понять значение этих слов?
- Итак, последняя буква в корне слова меняется, а смысл слова меняется? - Сколько однокоренных слов в тексте?- Какой корень в этих словах? - Какие неверные гипотезы были?- В чем их ошибочность?
|
-Сверло, свежесть, свекольный.
Корень не – све –
(-свет-, -свет -, -све-) - Значения слов разные, частичка общего значения ясна, а последние буквы почему-то разные. - Понять, могут ли корни однокоренных слов отличаться последней буквой.
- А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свету. - Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно. т – ч
Значит, в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова. Буква наоборот указывает на значение слова. - Три.
- свет-, -свеч- - В тексте только два однокоренных слова. |
|
||
- Почему мы допустили эти ошибки?
- Как мы пришли к верному решению? - Что нового узнали о словах? - Вернемся к словам, выделим корень. - Что заметили? - Сформулируйте тему урока. - Какие буквы чередуются? - Можно ли добавить некоторые слова в группу однокоренных слов? - Что происходит? Значит, могут чередоваться не 2, а 3 буквы. - Ребята, а может быть это случается только с этой группой слов. Давайте проверим. Загадка: Я – антоним к слову смех, Но от радости, утех – Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач, Догадались? Это… - Объясните значение слова плач. - Придумайте однокоренные слова - Докажите, что эти слова однокоренные. - Какой корень?
|
- Не знали, что последние буквы в корне могут меняться. - Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент. - В однокоренных словах последние буквы могут чередоваться.
- Буквы меняются, чередуются. -Чередование согласных в корне слова. -т-ч - Освещает – делает светлым. - Есть частичка общего значения, но корень -свещ-. - Чередование согласной –щ.
плач Это звуки голоса, сопровождающиеся слезами. Плакать, плакса, расплакался, поплачу. -плак-, -плач-. |
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. |
||
6. Проверка верности выдвинутых гипотез. | -Итак, что нового мы узнали?
-Сравните по учебнику, как это правило формулируют ученые? |
Мы узнали, что корни в однокоренных словах могут
различаться последней буквой, чередованием. - (Читают правило по учебнику) |
||
7. Моделирование. | - Как схематично можно показать все признаки нового понятия? | 1.Объяснить значения слов. 2. Найти общую часть слов. 3. Подумать, заключается ли в этой части смысл этого слова. |