Урок литературного чтения во 2-м классе: сказка "Два Мороза"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать и совершенствовать технику чтения,
  • развивать речь,
  • мышление,
  • память учащихся,
  • учить понимать текст,
  • любить и знать сказку,
  • расширять словарный запас учащихся,
  • воспитывать интерес к обучению.

Оборудование:

  • учебники,
  • индивидуальные зеркала,
  • снежинки, картина «Зима»,
  • предметные картинки – валенки, варежки, шуба.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе. За работу на уроке вы будете получать снежинки. А девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, давайте её прочитаем «Упустишь минутку – потеряешь час». Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Разминка.

Учитель:

- Начнём наш урок с речевой разминки.

Упражнение 1. Постановка дыхания:

  1. Вдох - выдох
  2. Вдох - задержать дыхание – выдох
  3. Вдох – задержать дыхание – выдох порциями (на счёт 1-2-3)

Упражнение 2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами):

  1. «Язычок проснулся»
  2. «Часики»
  3. «Вкусное варенье»

Упражнение 3 для артикуляции:

  • чтение гласных (А, Е, Ё, И, Ю, Я)
  • чистоговорка НЁ-ВЁ-ЧЁТ, ГНЁТ, ОВЁС, УЧЁТ, ЗАЧЁТ

Учитель:

- Молодцы, ребята, мы закончили разминку и переходим к основной части нашего урока.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворения «Здравствуй, гостья зима…»

4. Гимнастика для глаз.

5. Новая тема.

Учитель:

- Поэты говорят о морозе как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: «Ай, да мороз!»

Игра «Отгадай, что одевают зимой?» (загадки)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу,
Днём – домой (валенки)

В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама (варежки)

Чёрная, серая, а не земля,
Пушистая, а не снег,
Греет, а не печка (шуба)

Учитель:

- Вспомните, кто сочиняет сказки? (ответы детей)

- А какие сказки вы читали ранее? (ответы детей).

И вот сегодня мы познакомимся с ещё одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.

(дети читают название сказки, которое записано на доске)

Русская народная сказка «Два Мороза».

И если мы сможем отгадать зашифрованные слова, то узнаем главных героев сказки.

ДВА МОРОЗА

КУПЕЦ

ДРОВОСЕК

ДВА МОРОЗА

 КУПЕЦ

ДРОВОСЕК

6. Словарная работа.

Учитель:

- В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.

КУПЕЦ – богатый человек, живущий в городе.

КРЕСТЬЯНИН – человек, который занимается обработкой земли, беден, живёт в деревне.

ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.

ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.

7. Первичное чтение сказки. (учитель читает сказку)

Беседа после прочтения.

- Поднимите руку, кому понравилась сказка?

- Что необычного в этой сказке?

- Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?

8. Физминутка.

Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах!

9. Работа с произведением.

Учитель:

- Ребята, в сказке встретятся несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

  • ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА
  • СВИСТ-НУ-ЛИ
  • КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК
  • БУ-БЕН-ЧИК
  • ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ
  • ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ

(чтение по слогам учителем – затем читают ученики хором – выборочно по одному – хором прочитывать целое слово – выборочно по одному чтение целого слова)

Чтение текста учащимися самостоятельно:

в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами»

Беседа после прочтения

  • Как хотели позабавиться два Мороза?
  • Куда ехал купец? А крестьянин?
  • Как хотели позабавиться братья Морозы?
  • Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина?
  • Удалось ему это?

Чтение сказки учащимися по «цепочке» (каждый ученик прочитывает по 2 предложения)

Перед чтением учитель говорит:

- Закройте глаза и повторяйте за мной «Я должен читать красиво! Я буду читать грамотно!»

10. Домашнее задание

Учитель:

- Ребята, дома вы должны будете подготовить выразительное чтение 2 части сказки.

11. Итог урока.

Учитель:

- Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

- А кто в сказке решил заморозить людей? (ответы детей)

Учитель:

- Кроме того, что морозы морозят людей, они ещё умеют красиво рисовать, а вот что именно вы ответите мне, если отгадаете загадку.

Побелело на ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез –
Там волшебный вырос лес! (морозный узор)

- Так что рисует мороз на окнах? (ответы детей)

Учитель:

- За работу на уроке вы все получили снежинки, давайте сейчас и мы с вами составим свой необычный, неповторимый узор.

- Ребята, скажите, красивый у нас получился узор?

- Он вам понравился?

- А мне понравилась ваша работа на уроке!

Я говорю вам большое спасибо! Наш урок закончен.