Цели урока:
- формировать и совершенствовать технику чтения,
- развивать речь,
- мышление,
- память учащихся,
- учить понимать текст,
- любить и знать сказку,
- расширять словарный запас учащихся,
- воспитывать интерес к обучению.
Оборудование:
- учебники,
- индивидуальные зеркала,
- снежинки, картина «Зима»,
- предметные картинки – валенки, варежки, шуба.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе. За работу на уроке вы будете получать снежинки. А девизом нашего урока станет пословица, которая записана на доске, давайте её прочитаем «Упустишь минутку – потеряешь час». Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!
2. Разминка.
Учитель:
- Начнём наш урок с речевой разминки.
Упражнение 1. Постановка дыхания:
- Вдох - выдох
- Вдох - задержать дыхание – выдох
- Вдох – задержать дыхание – выдох порциями (на счёт 1-2-3)
Упражнение 2. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами):
- «Язычок проснулся»
- «Часики»
- «Вкусное варенье»
Упражнение 3 для артикуляции:
- чтение гласных (А, Е, Ё, И, Ю, Я)
Учитель:
- Молодцы, ребята, мы закончили разминку и переходим к основной части нашего урока.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Мы с вами начали читать произведения о зиме. Одно из таких произведений вам было задано на дом – выразительное чтение стихотворения «Здравствуй, гостья зима…»
4. Гимнастика для глаз.
5. Новая тема.
Учитель:
- Поэты говорят о морозе как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз - зима не настанет. Явится зима - наведёт мосты на реках, загонит птиц и зверей по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, укутываться потеплее и приговаривать: «Ай, да мороз!»
Игра «Отгадай, что одевают зимой?» (загадки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу,
Днём – домой (валенки)В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама (варежки)Чёрная, серая, а не земля,
Пушистая, а не снег,
Греет, а не печка (шуба)
Учитель:
- Вспомните, кто сочиняет сказки? (ответы детей)
- А какие сказки вы читали ранее? (ответы детей).
И вот сегодня мы познакомимся с ещё одной очень интересной и поучительной сказкой, а как она называется вы узнаете, когда прочитаете тему нашего урока.
(дети читают название сказки, которое записано на доске)
Русская народная сказка «Два Мороза».
И если мы сможем отгадать зашифрованные слова, то узнаем главных героев сказки.
ДВА МОРОЗА КУПЕЦ ДРОВОСЕК |
ДВА МОРОЗА КУПЕЦ ДРОВОСЕК |
6. Словарная работа.
Учитель:
- В этой сказке встретятся новые слова, значение которых, как мне кажется, не все из вас знают. Давайте прочитаем эти слова.
КУПЕЦ – богатый человек, живущий в городе.
КРЕСТЬЯНИН – человек, который занимается обработкой земли, беден, живёт в деревне.
ДРОВОСЕК – человек, который рубит дрова.
ПОЛУШУБОК – короткая зимняя одежда.
7. Первичное чтение сказки. (учитель читает сказку)
Беседа после прочтения.
- Поднимите руку, кому понравилась сказка?
- Что необычного в этой сказке?
- Удалось ли братьям Морозам осуществить задуманное?
8. Физминутка.
Дровосеками мы стали,
Дружно топоры подняли.
По полену – бах!
9. Работа с произведением.
Учитель:
- Ребята, в сказке встретятся несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.
- ПРО-ЕЗ-ЖАЯ ДО-РО-ГА
- СВИСТ-НУ-ЛИ
- КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК
- БУ-БЕН-ЧИК
- ВЫ-КО-ЛА-ЧИ-ВАТЬ
- ПО-ЗА-БА-ВИТЬ-СЯ
(чтение по слогам учителем – затем читают ученики хором – выборочно по одному – хором прочитывать целое слово – выборочно по одному чтение целого слова)
Чтение текста учащимися самостоятельно:
в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами»
Беседа после прочтения
- Как хотели позабавиться два Мороза?
- Куда ехал купец? А крестьянин?
- Как хотели позабавиться братья Морозы?
- Почему младший брат решил, что проще всего ему будет заморозить крестьянина?
- Удалось ему это?
Чтение сказки учащимися по «цепочке» (каждый ученик прочитывает по 2 предложения)
Перед чтением учитель говорит:
- Закройте глаза и повторяйте за мной «Я должен читать красиво! Я буду читать грамотно!»
10. Домашнее задание
Учитель:
- Ребята, дома вы должны будете подготовить выразительное чтение 2 части сказки.
11. Итог урока.
Учитель:
- Сказка обязательно чему-то учит, а выдуманный мир всегда несёт с собой мудрую мысль, ведь многие русские народные сказки заканчиваются словами СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- А кто в сказке решил заморозить людей? (ответы детей)
Учитель:
- Кроме того, что морозы морозят людей, они ещё умеют красиво рисовать, а вот что именно вы ответите мне, если отгадаете загадку.
Побелело на ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез –
Там волшебный вырос лес! (морозный узор)
- Так что рисует мороз на окнах? (ответы детей)
Учитель:
- За работу на уроке вы все получили снежинки, давайте сейчас и мы с вами составим свой необычный, неповторимый узор.
- Ребята, скажите, красивый у нас получился узор?
- Он вам понравился?
- А мне понравилась ваша работа на уроке!
Я говорю вам большое спасибо! Наш урок закончен.