Урок русского языка "Парные согласные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце или в середине слова;
  2. Овладевать последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

3. Минутка чистописания.

- А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

- Откройте тетради. Запишите число, чтобы запомнили, когда мы побывали в сказке.

СС сссс ссс СС с ссс ссс

сказка сказочка сказочник

Сказка – мёд, так и течёт.

- Какие два звука обозначает буква с ?

- Что вы можете рассказать про этот звук?

- Как называются эти слова?

- Что у них общего, что их объединяет?

- А какая орфограмма в слове сказка?

- Будут ли слова сказочка и сказочник проверочными словами? Почему?

- А как понять эту поговорку? (сказка, как мёд – сладкая, любимая, так и течёт, как речка)

- Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.

4. Словарная работа.

- Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

(прикрепляю Красную Шапочку)

- Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже.

- Прочитайте хором то, что записано на доске.

Заяц, лисица, медведь, сорока

- Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

Проверка.

5. Повторение. Имена собственные.

- Шла Красная Шапочка, шла, но как – то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. Чтобы понять, куда девочке нужно идти, запишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.

- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

Записывают с комментированием.

(собака Бим, сова Клара, бабушка Анна, лесник Жак)

- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

- Отлично! Теперь – то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден. Но что это? Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне – «злой волк»

- Это проделки злого волка! Что же будет?

6. Тема урока.

(Рядом с Красной Шапочкой прикрепляется фигура волка выглядывающего из – под одеяла; волка в кружевном чепце)

- Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то!)

- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? – говорит волк басом.

- А девочка ей в ответ: «ш – ш – ш …» (рядом с ними прикрепляется фигура пчелы)

- А пчела мимо летит: «ж – ж –ж…»

- Чем – то похожи эти звуки?

- Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них – звонкий, а другой – глухой.

(На доске картина; в окошках домика – парные согласные – буквы – человечки)

На доске таблица:

б в г д ж з - звонкие: из голоса и шума
п ф к т ш с - глухие: из шума

- От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый лоб и огромный волчий зуб (картинка волка)

Но она нисколько не испугалась, и мы тоже.

- Давайте запишем слова: глаз, зуб, нос, лоб.

- А рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.

- Проверяем.

- В проверочных словах парный согласный слышится чётко! Почему? (за ним стоит гласный)

- Правильно, рядом с ним гласный звук!

- А теперь немного отдохнём – зарядка!

7. Физкультминутка.

Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж…
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдёшь.
Все любят сказки добрые –
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!

8. Закрепление.

- Красная Шапочка загадала волку – бабушке загадку:

На зелёной ножке
Выросли серёжки.

- Что это? (ландыш)

- Правильно! Запишите загадку и отгадку.

- А какие согласные здесь спрятаны?(ж – парные)

Запись на доске:

ножка

слышим [ ш ], а пишем [ ж ]

серёжка

- Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять!

- Проверяем эти слова: ножка – ноженьки, серёжка – серёжечки, ландыш – ландыши.

- Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

- Но вернёмся к красной Шапочке. Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд».

- А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…»

- «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!»

- «Ничего не понимаю!» - сказал волк.

- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (да)

- Как же проверить нам их? (изменить слово, подобрать родственное, нужно, чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)

- Правильно. А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди!

- А сейчас запишите эти слова, а рядом проверочные слова из стихотворения.

Пруд – пруды, прут – прутик.

- «До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумье в затылке, и чепчик свалился.

Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных.

В чаще под берёзкой рос гриб.

- «Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадку, я запишу».

- Ребята, давайте поможем волку. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается.

- «Гриб, гриб… а может, грипп, кашель, насморк? (нет, гриб)

- Докажите.

- Запишите рядом со словом гриб проверочные слова.

Гриб – грибы – грибок.

- И согласный не опасный!

- «Я понял, понял!» - закричал волк.

- А вы ребята?

- Сейчас проверим.

В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь.

А у воды рос камыш.

- Запишите эти слова и проверочные к ним.

камыш – камыши

ёж – ежи

уж – ужи

стриж - стрижи

чиж - чижи

мышь - мыши

9. Проверка знаний.

Подведение итогов.

- Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил.

- Запишите, ребята, рассказ волка в тетрадь.

Солнечная пого. ка. Мы плывём на ло. ке к зелёному остро. ку. Под берё. ками и ду. ками прячутся гри. ки. Сла. кие яго. ки манят нас. Скорее на бере. !

Проверка.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

Это стихотворение волк дарит вам на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!