Цели:
- Развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце или в середине слова;
- Овладевать последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.
3. Минутка чистописания.
- А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.
- Откройте тетради. Запишите число, чтобы запомнили, когда мы побывали в сказке.
СС сссс ссс СС с ссс ссс
сказка сказочка сказочник
Сказка – мёд, так и течёт.
- Какие два звука обозначает буква с ?
- Что вы можете рассказать про этот звук?
- Как называются эти слова?
- Что у них общего, что их объединяет?
- А какая орфограмма в слове сказка?
- Будут ли слова сказочка и сказочник проверочными словами? Почему?
- А как понять эту поговорку? (сказка, как мёд – сладкая, любимая, так и течёт, как речка)
- Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.
4. Словарная работа.
- Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.
(прикрепляю Красную Шапочку)
- Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже.
- Прочитайте хором то, что записано на доске.
Заяц, лисица, медведь, сорока
- Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
Проверка.
5. Повторение. Имена собственные.
- Шла Красная Шапочка, шла, но как – то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. Чтобы понять, куда девочке нужно идти, запишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.
- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)
Записывают с комментированием.
(собака Бим, сова Клара, бабушка Анна, лесник Жак)
- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
- Отлично! Теперь – то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден. Но что это? Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне – «злой волк»
- Это проделки злого волка! Что же будет?
6. Тема урока.
(Рядом с Красной Шапочкой прикрепляется фигура волка выглядывающего из – под одеяла; волка в кружевном чепце)
- Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то!)
- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? – говорит волк басом.
- А девочка ей в ответ: «ш – ш – ш …» (рядом с ними прикрепляется фигура пчелы)
- А пчела мимо летит: «ж – ж –ж…»
- Чем – то похожи эти звуки?
- Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них – звонкий, а другой – глухой.
(На доске картина; в окошках домика – парные согласные – буквы – человечки)
На доске таблица:
б | в | г | д | ж | з | - звонкие: | из голоса и шума |
п | ф | к | т | ш | с | - глухие: | из шума |
- От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый лоб и огромный волчий зуб (картинка волка)
Но она нисколько не испугалась, и мы тоже.
- Давайте запишем слова: глаз, зуб, нос, лоб.
- А рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
- Проверяем.
- В проверочных словах парный согласный слышится чётко! Почему? (за ним стоит гласный)
- Правильно, рядом с ним гласный звук!
- А теперь немного отдохнём – зарядка!
7. Физкультминутка.
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж…
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдёшь.
Все любят сказки добрые –
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!
8. Закрепление.
- Красная Шапочка загадала волку – бабушке загадку:
На зелёной ножке
Выросли серёжки.
- Что это? (ландыш)
- Правильно! Запишите загадку и отгадку.
- А какие согласные здесь спрятаны?(ж – парные)
Запись на доске:
ножка
слышим [ ш ], а пишем [ ж ]
серёжка
- Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять!
- Проверяем эти слова: ножка – ноженьки, серёжка – серёжечки, ландыш – ландыши.
- Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
- Но вернёмся к красной Шапочке. Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд».
- А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…»
- «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!»
- «Ничего не понимаю!» - сказал волк.
- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (да)
- Как же проверить нам их? (изменить слово, подобрать родственное, нужно, чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)
- Правильно. А теперь давайте прочитаем стихотворение.
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди!
- А сейчас запишите эти слова, а рядом проверочные слова из стихотворения.
Пруд – пруды, прут – прутик.
- «До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумье в затылке, и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных.
В чаще под берёзкой рос гриб.
- «Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадку, я запишу».
- Ребята, давайте поможем волку. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается.
- «Гриб, гриб… а может, грипп, кашель, насморк? (нет, гриб)
- Докажите.
- Запишите рядом со словом гриб проверочные слова.
Гриб – грибы – грибок.
- И согласный не опасный!
- «Я понял, понял!» - закричал волк.
- А вы ребята?
- Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь.
А у воды рос камыш.
- Запишите эти слова и проверочные к ним.
камыш – камыши
ёж – ежи
уж – ужи
стриж - стрижи
чиж - чижи
мышь - мыши
9. Проверка знаний.
Подведение итогов.
- Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил.
- Запишите, ребята, рассказ волка в тетрадь.
Солнечная пого. ка. Мы плывём на ло. ке к зелёному остро. ку. Под берё. ками и ду. ками прячутся гри. ки. Сла. кие яго. ки манят нас. Скорее на бере. !
Проверка.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
Это стихотворение волк дарит вам на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!