Программа "Родительские университеты: методический аспект"

Разделы: Работа с родителями


Изменения современной социокультурной ситуации в России и Республике способствуют тому, что в отечественной педагогике постепенно утверждается гуманистический идеал воспитания и образования. В принятых Министерством образования РФ «Программах развития воспитания в системе образования на 1999-2001 и 2002-2004 годы», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» подчеркивается, что необходимо уделить внимание созданию условий для выполнения воспитательной миссии образования. Решение этой задачи может быть обеспечено системными научными разработками концептуальных подходов к его осуществлению, моделированием воспитательного процесса в непрерывном образовании. Данная концепция актуальна для нашей Республики, прежде всего в связи с положением детей.

В настоящее время в Республике большинство детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав либо отказавшихся от ребенка.

Значительная часть детей, воспитывающихся в таких семьях, в условиях школ – интернатов, детских домов, испытывает большие трудности социально-психологической адаптации, проявляющиеся в росте числа правонарушений и других социальных девиаций.

Трудности, которые испытывают дети, можно разделить на два блока:

  • Комплекс социальных затруднений: бедность, жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т.д.

  • Комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т.п.

Поэтому на первый план выдвигается проблема развития личности и подготовки детей к самостоятельной жизни, т.е. их интеграция в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Большая роль в решении выше обозначенных проблем принадлежит всем участникам учебно-воспитательного процесса и представителям окружающего социокультурного комплекса, так как реализация принципа гуманизации образования предполагает перестройку позиции выше перечисленных представителей по отношению к ребенку, подростку, семье. Перестройка позиции связана с отказом от авторитарных методов, когда дети воспринимаются как объект педагогического воздействия. Признавая самоценность детства, права ребенка на индивидуальную траекторию развития, мы должны стоять на позиции личностно-ориентированного образования и воспитания, означающего поворот к личности, опору на индивидуальные возможности, склонности, интересы и потребности детей и подростков.

Одним из направлений деятельности республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» («Развитие») является: оказание информационно – методической помощи работникам образовательных учреждений по вопросам профилактики асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди детей и молодежи.

Специалистами Центра большое значение придается созданию системы информационно-методической поддержки всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей обучающихся (см. Приложение 1, Приложение 2), учащихся по предупреждению асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.

Комплексный, системный подход к профилактической работе по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних большое значение приобретает при создании искусственных, то есть возникших при участии человека, систем.

Создание системы информационно-методической поддержки участников образовательного процесса обусловлено тем, что образовательные учреждения реализуют право детей на образование, а также частично некоторые другие их права – на отдых и на досуг, на уровень жизни, необходимый для личностного развития. Созданная система информационно-методической поддержки (см. схемы – Приложение 1, Приложение 2, Приложение 4) позволяет более оперативно и гибко реагировать на изменение социальной ситуации, перераспределять средства и силы в рамках образовательного учреждения с целью создания безопасного образовательного воспитательного пространства каждого образовательного учреждения, использовать достижения психолого-педагогических наук (см. Приложение 3, Приложение 5).

Основной задачей данной программы является:

  • Построение адекватной системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка и его родителей.

  • Обеспечение успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Программа может быть использована:

  • специалистами муниципальных органов образования, образовательных учреждений, педагогическими коллективами;

  • специалистами дополнительного образования.

Примерное содержание программы

При построении системы информационно-методической поддержки участников образовательного процесса следующие положения выступают как общеметодологические принципы:

  • признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства независимо от уровня его развития и воспитания, способностей и социального статуса, когда каждый ребенок – не только «правильный», «хороший», но и «трудный», развитие и поведение которого не соответствует общепринятым нормам и правилам, - воспринимается как самоценная личность;
  • признание ребенка субъектом права, что предполагает при осуществлении любой деятельности, направленной на ребенка, соблюдение и обеспечение его неотъемлемых прав;
  • гуманизацию отношения государственных структур, общества к детям, предусматривающую, что во всех законотворческих, нормативно-правовых, организационно-управленческих, административных действиях в отношении детей обеспечению их интересов должно уделяться первоочередное внимание.

Система информационно-методической поддержки участников образовательного процесса ориентирована:

  • на учет социальной ситуации в современных условиях;
  • использование культурологического подхода к отбору содержания образовательных программ;
  • раскрытие психолого-педагогических механизмов проведения профилактической работы по предупреждению асоциального поведения, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних;
  • освоение прогрессивных моделей и технологий проведения профилактической работы;
  • освоение основ педагогической рефлексии и валеологической культуры.

Специалистами Центра практикуются выезды для проведения семинаров, консультаций, психолого-медико-социально-педагогических консилиумов (по заявкам ОУ).

По заявкам образовательных учреждений готовятся и проводятся совместные психолого-медико-социально-педагогические консилиумы, разрабатываются и реализуются комплексно-целевые профилактические программы (Приложение 4), целью которых является показать методику работы по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями обучающихся и их детьми.

Также, в помощь педагогическим работникам ОУ разрабатываются методические рекомендации, памятки, программы, буклеты.

Специалистами Центра разработана комплексно-целевая программа «Несущая свет».

Программа определяет цель, задачи и специфику профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, предназначена для сопровождения детей следующих категорий: дети с асоциальным поведением, дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия, дети-сироты, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, дети с невротическими расстройствами, дети с психосоматическими заболеваниями, дети с аддиктивным поведением, дети с проблемами социализации. Основные направления программы «Несущая свет» обслуживают три комплекса:

  1. Профилактика асоциального поведения.

  2. Сопровождение семьи.

  3. Здоровье и развитие.

Комплексы предназначены для всех участников образовательного процесса: педагогов, психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, учащихся и их родителей. С 2004 года программа внедряется в образовательные учреждения Республики Тыва.

Статьи, методические рекомендации специалистов Центра печатаются в республиканских газетах, журнале «Башкы», распространяются по школам. Специалисты Центра выступают на ТВ и радио.

Критерии эффективности системы информационно-методической поддержки участников образовательного процесса по вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, внедрения в учебно - воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

1. Повышение педагогической и психологической культуры участников образовательного процесса.
2. Создание широкого социального взаимодействия.
3. Сформированность у родителей осознания важности и необходимости специальной работы по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних, приемов организации семейной профилактики.

Приложения:

  1. Приложение 1. Схема «Система информационно-методической поддержки родителей сопровождаемых детей и подростков».
  2. Приложение 2. Схема «Организационная схема поддержки родителей сопровождаемых детей и подростков в условиях Центра».
  3. Приложение 3. Положение о родительском университете».
  4. Приложение 4. Комплексно-целевая программа для участников образовательного процесса «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних».
  5. Приложение 5. Программа курсов повышения квалификации «Создание информационно-методической поддержки, психолого-медико-социально-педагогического воздействия на родителей обучающихся в условиях школы».

Презентация

Основная литература:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  2. Внутришкольное управление: теория и практика. / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.
  3. Долженко Ю. А. Слагаемые эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Практико-ориентированное пособие для заместителей директоров школы. Барнаул, 1998.
  4. Методическая работа в школе: организация и управление. / Сост. А.Н. Зевина, И.М. Курдюмова, А.М. Моисеев, О.И. Патрушева, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник, В.И. Скляной. М., 1988.

Дополнительная литература:

  1. Антропова М.В., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. М., 2002.
  2. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? М., 2002.
  3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара, 2000.
  4. Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым. М., 2002.Безруких М.М. Пора ли в школу?. М., 2002.Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
  5. Дармодехин С.В. и др. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999.
  6. Действия по проблемам алкоголя на местном и муниципальном уровне. Региональная публикация ВОЗ. Европейская серия, № 63.
  7. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм, наркоманию у подростков. М., 1999.
  8. Здоровье подростков. Пособие для добровольцев. Барнаул, 1999.
  9. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Методическое объединение РФ, исполнительная дирекция президентской программы «Дети России».

© Министерство образования РФ
© Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России»
© Коллектив авторов
© Издательство АПКиПРО

  1. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка. М., 2002.
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Изд. Центр «Академия», 1998.
  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1997.
  4. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий. Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1993.
  5. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Метод. материал для школьного педагога / Частный образовательный лицей. Владимир, 1993г.