Включение проектных работ учащихся в учебный процесс является средством обновления содержания образования и формирования личности учащихся как субъекта учения. Это приводит к:
- обновлению содержания образования;
- формированию критического мышления;
- новому качеству образования;
- самообразованию в учебном процессе;
- взаимодействию через диалог;
- взаимодействию в группе.
Метод проектов относится к новым педагогическим технологиям, однако надо иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики - чрезвычайно редкое явление. Только осмысление и применение их в новой учебной, культурно – социальной ситуации и дает основании говорить о новых педагогических технологиях.
История метода проектов и методические приемы. (Приложение 1)
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой проблемы.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта. (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей)
- Использование исследовательских методов - определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждения методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Особенно хорошо использовать метод проектов при обучении ин. яз. в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. тематика учебников проведена с учетом практической значимости для школьника «Человек и его окружение».
Суть метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывать применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Критическое мышление:
- аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений);
- ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);
- самостоятельное мышление;
- логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.);
- системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).
Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Кроме того, считаем необходимым добавить, что проекты бывают разных типов.
Исследовательские проекты. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию, (аргументация актуальности, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач, определение методов, источников, выдвижение гипотез, обсуждение результатов, оформление результатов…). Мы думаем, что научно-исследовательская работа наших учащихся, создание сайта «Мой Оренбург», подпадают под эту категорию.
Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они как правило не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Следует договориться о результатах и форме их представления - видеофильме, сценарии, ролевой игре. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием произведения, фильма или как в нашем случае жизненной ситуации. Именно к творческим проектам я бы отнесла буклеты, созданные членами элективного курса с использованием компьютерной технологии, по краеведению.
Ролево-игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Так, например учащиеся выбирали любимого актера, в проекте « Фанаты», его роль брал на себя один из учащихся, собирал о нем всевозможную информацию. Остальные готовились к роли журналистов, фанатов. Затем проводилась пресс конференция или круглый стол.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, и они часто интегрируются в исследовательские проекты.
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. (проект закона, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома)
Также хотелось бы выделить моно проекты, которые проводятся в рамках одного предмета, межпредметные проекты и международные.
Теперь на конкретном примере отдельного проекта осмыслим дидактическую сущность этой педагогической технологии. Важно при этом понять, что метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Проекты либо органично вписываются в учебный процесс (создание сайта «Мой Оренбург»), либо выполняются во внеурочное время (на элективном курсе по краеведению).
Рассмотрим на последнем примере, как это происходит.
Курс по краеведению разработан на основе:
- программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. 2-11 класс. Изд. «Просвещение». Москва 2006 г.
- программы «Вестник Образования», 1994.
- материалов доцента ОГПУ Дорофеева В. А. для студентов исторического факультета (авторская программа).
В начале учебного года были сформированы следующие цели и задачи:
Цели и задачи курса:
- Содействовать средствами иностранного языка совершенствованию общего, языкового и культурологического образования школьников, их развитию.
- Способствовать развитию мировоззрения школьников в духе нового мышления, эстетических взглядов.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру.
- Повысить уровень учебных навыков самостоятельности в русле учебного предмета с ориентацией на знание истории своей страны, воспитание любви и бережного отношения к созданному руками человека и самой природой.
- Способствовать максимальной реализации индивидуальных интеллектуальных и креативных способностей каждого ученика, вовлекать их в исследовательскую работу по предмету.
Первый этап. На первом занятии работы над этой темой мы предложили ребятам проблему составления туристических буклетов на английском языке по достопримечательностям Оренбургской области.
Начинается обсуждение, фронтально, всем классом, на английском языке, в виде естественного обсуждения. Инициатива полностью исходит от ребят. Они решили, что будет интересно собрать информацию и оформить туристические буклеты по тем местам, где они уже побывали. На первое место вышел п. Саракташ с его интересной историей.
Вопросы записаны на доске, и класс делится на подгруппы, каждая из которых выбирает понравившуюся тему. Так, например, часть группы взяла на себя изучение истории возникновения церковного комплекса, другие ребята собирали информацию по съемке фильма о Пугачеве, третьи, зная, что Саракташский район является пуховязальным центром, занялись этой проблемой.
Второй этап. Вводится новая лексика по теме.
Чтение. Предлагается текст о Саракташской церкви. Сначала по картинкам необходимо догадаться о происшедшем, затем прочитать историю с точки зрения местного жителя, затем с точки церковнослужителя и верующих. И только затем написать историю возрождения церкви.
Аудирование. Прослушивание информации об истории создания Оренбургского пухового платка с опорой на картинки. Прослушивание с заполнением пропусков в тексте. Попутная отработка грамматики - пассивный залог. После отработки необходимой лексики учащиеся получают задание написать историю на английском.
Групповая работа. Учащиеся разыгрывают ролевую игру и делятся на 2 группы. Одна группа – репортеры, другая –создатели фильма о восстании Пугачева. Следующий этап –разыграть интервью. Домашнее задание – написать газетную статью об этой истории.
Во втором же этапе происходит распределение ролей внутри групп.
Третий этап. Работа внутри групп, представление своего варианта на обсуждение. После того, как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы других групп, было организовано обсуждение. Все трудности языкового плана снимались либо мною, либо самими учащимися, так, как подсказки одобрялись. Интерес проявлялся только к содержанию.
Четвертый этап. Каждая группа работает отдельно. Учащиеся собирали информацию, ходили брать интервью, производили поиск в Интернете.
Пятый этап. Создание буклета. Оформление результатов работы в буклет в программе Publisher, используя знания уроков информатики.
Подобным образом учащиеся работали и над созданием буклета по Малому Иерусалиму, созданием сайта «Мой Оренбург». (см. публикация 2,3) Приложение №2 вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи.
При подготовке проекта весьма полезной оказывается и технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Изложу свой опыт применения проектной методики при изучении темы «Глобальные проблемы»
Сначало мною были разработаны методические и дидактические задачи. (Приложение 4)
В учебнике уже были сформированы проблемы современности, поэтому я свела их в свою презентацию, которую и представила учащимся. (Приложение 5)
Учитель, после презентации всех проблем, просит сформулировать проблему, решение которой они бы хотели найти. Несколько наводящих вопросов помогли детям сделать это.
Как вы думаете, что является главной проблемой?
Влияет ли перенаселение на уровень жизни?…
Все ответы записываются на доске, чтобы сформулировать из них гипотезу исследования.
Формулировка гипотезы.
Хорошо сформулированная гипотеза служит ориентиром в поиске необходимой информации.
В процессе над проектом ребята могут убедиться в ошибочности выдвинутой гипотезы, и это тоже будет значимый результат, потому что это их исследование, их поиск решения.
Качество жизни выше в регионах, не страдающих перенаселением. Поэтому контроль над перенаселением желателен. Важно знать, что влияет на эту проблему:
- образование;
- пища;
- контроль над рождаемостью;
- кто в ответе.
Группа была поделена на 2 и каждая выбрала проблему.
Решение – Изобретение чипа с парадигмой общественного сознания, когда все не только увидят,но и почувствуют проблему перенаселения и наступающего голода, на этом фоне создадут экспертные комиссии в каждом регионе, которые и будут распределять помощь нуждающимся, будет проведено улучшение образования, активизируется репродуктивный контроль, и решена проблема финансирования.
Вторая группа решала проблему глобального потепления и использовали не только картины мира и текстовое оформление, но и различные графики и диаграммы.
Кроме этого компьютерные презентации и проекты я использую в изучении грамматики. Презентацию «Косвенная речь» я сбросила на дискеты детям для повторения (Приложение 6)
Нужно отметить, что работать с проектами ребятам очень нравится. Так, в проведенной мною анкете среди учащихся, занимающихся на элективном курсе, учащиеся отметили, что им нравится этот курс из-за интересных проектов. Из этапов работы ребята в основном выделили этапы обсуждения и оформления, менее всего им нравится этап защиты. Тут есть над чем подумать. Скорее всего, это из-за того, что приходиться много учить наизусть.
Оценивание проекта мы проводим по 5 параметрам:
- Оформление.
- Содержание.
- Грамотность.
- Подача.
- Лексический запас.
В среднем в процентном соотношении с оформлением учащиеся справляются на 99-100%, содержание-70-80%, грамотность-50-60%, подача-70%, лексический запас-80%.
Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.