Урок обучения грамоте по теме "Что такое язык" (по системе Л.В. Занкова), 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ:

  • Показать роль языка, его многогранность.
  • Расширить представление о языке, учить навыкам диалога.
  • Развивать творческие способности учащихся путем вовлечения в процесс театрализации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Азбука (авт. Н. В. Нечаева, К.С. Белорусец),
  • толковый словарь,
  • карточки с текстом о русском языке (для читающих ребят),
  • детские книги: русские народные сказки,
  • костюмы лисы и петуха,
  • домик.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и загадки
Игры, шутки - все для вас.
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час.

2. Постановка темы и цели

У. Урок хочется начать с загадки, отгадав ее, вы назовете предмет нашего сегодняшнего разговора:

Если бы не было его,
Не сказал бы ничего.

Или

Всегда во рту,
А не проглотишь.

- Что вы представляете, когда мы произносим слово “язык”?

- Для чего нужен язык?

(беседа)

3. Творческая работа в парах

(с. 84 Азбука)

Нарисуйте каждому предмету язык.

Проверяем:

а) у колокольчика - металлический стержень, производящий звон

б) у пламени костра - языки

в) на обложке учебника

г) у человека - язык во рту

д) у кроссовка - продолговатый кусок кожи или ткани

Вывод: (делают дети) Слово язык имеет много значений, значит это слово многозначное. О многозначности языка прочитать в толковом словаре.

Язык может быть не только у одушевленным, но и неодушевленных предметов.

Учитель: А теперь послушаем рассказ, который приготовили ребята. А вы скажите, о каком языке они прочитали.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Наш родной язык русский. Сколько в нем метких слов!

Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, журчание ручейка и жужжание пчелы. На этом языке писал стихи А.С. Пушкин, сочинял маленькие рассказы для детей Лев Толстой.

Учитель: О каком языке вы услышали?

Дети: О литературном языке.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: “Ш -ш-ш”
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали
И за кустиком пропали!

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПР. ДЛЯ ЯЗЫКА

  • “тля”
  • “конфетки”
  • “лошадки”

Учитель: Сейчас мы прочитаем рассказ, из которого вы узнаете, что, разговаривая на русском языке, мы говорим с вами по-разному.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ:

Чтение текста в азбуке

- самостоятельно

- вместе

Учитель: Объясните, как можно разговаривая на русском языке, говорить по-разному?

Дети: Люди, живущие в разных уголках нашей страны, имеют свой говор.

Учитель: Это будет вашим д/з.

  • 1 ряд - читают как волжане
  • 2 ряд - читают как москвичи
  • 3 ряд - читают как южане

О языке люди придумали и пословицы, поговорки, образные выражения:

  • держи язык за зубами
  • как корова языком слизала
  • найти общий язык. (обсуждение)

Учитель: А знаете ли вы такие выражения?

Дети: Прикусит язык, длинный язык, проглотить язык, болтать языком.

Учитель: Сейчас мы с вами поговорим на языке искусства.

Идем в театр.

Хлопаем в ладоши и говорим: “Занавес открывается!”

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

- Какая сказка изображена у нас в учебнике?

“Кот, петух и лиса”

Дети разыгрывают сцены из сказки (используя костюмы)

ИТОГ, РЕФЛЕКСИЯ:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- О чем вы расскажите дома?

- Как вы себя сегодня ощущали?

Урок хочется закончить стихотворением А.Шибаева “Родной язык”.

В день солнечный июльский -
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой -
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес!

И в радости, и в грусти -
Он всякий час со мной
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!