ЦЕЛИ:
- Показать роль языка, его многогранность.
- Расширить представление о языке, учить навыкам диалога.
- Развивать творческие способности учащихся путем вовлечения в процесс театрализации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Азбука (авт. Н. В. Нечаева, К.С. Белорусец),
- толковый словарь,
- карточки с текстом о русском языке (для читающих ребят),
- детские книги: русские народные сказки,
- костюмы лисы и петуха,
- домик.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и загадки
Игры, шутки - все для вас.
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час.
2. Постановка темы и цели
У. Урок хочется начать с загадки, отгадав ее, вы назовете предмет нашего сегодняшнего разговора:
Если бы не было его,
Не сказал бы ничего.
Или
Всегда во рту,
А не проглотишь.
- Что вы представляете, когда мы произносим слово “язык”?
- Для чего нужен язык?
(беседа)
3. Творческая работа в парах
(с. 84 Азбука)
Нарисуйте каждому предмету язык.
Проверяем:
а) у колокольчика - металлический стержень, производящий звон
б) у пламени костра - языки
в) на обложке учебника
г) у человека - язык во рту
д) у кроссовка - продолговатый кусок кожи или ткани
Вывод: (делают дети) Слово язык имеет много значений, значит это слово многозначное. О многозначности языка прочитать в толковом словаре.
Язык может быть не только у одушевленным, но и неодушевленных предметов.
Учитель: А теперь послушаем рассказ, который приготовили ребята. А вы скажите, о каком языке они прочитали.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Наш родной язык русский. Сколько в нем метких слов!
Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, журчание ручейка и жужжание пчелы. На этом языке писал стихи А.С. Пушкин, сочинял маленькие рассказы для детей Лев Толстой.
Учитель: О каком языке вы услышали?
Дети: О литературном языке.
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: “Ш -ш-ш”
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали
И за кустиком пропали!
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПР. ДЛЯ ЯЗЫКА
- “тля”
- “конфетки”
- “лошадки”
Учитель: Сейчас мы прочитаем рассказ, из которого вы узнаете, что, разговаривая на русском языке, мы говорим с вами по-разному.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ:
Чтение текста в азбуке
- самостоятельно
- вместе
Учитель: Объясните, как можно разговаривая на русском языке, говорить по-разному?
Дети: Люди, живущие в разных уголках нашей страны, имеют свой говор.
Учитель: Это будет вашим д/з.
- 1 ряд - читают как волжане
- 2 ряд - читают как москвичи
- 3 ряд - читают как южане
О языке люди придумали и пословицы, поговорки, образные выражения:
- держи язык за зубами
- как корова языком слизала
- найти общий язык. (обсуждение)
Учитель: А знаете ли вы такие выражения?
Дети: Прикусит язык, длинный язык, проглотить язык, болтать языком.
Учитель: Сейчас мы с вами поговорим на языке искусства.
Идем в театр.
Хлопаем в ладоши и говорим: “Занавес открывается!”
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
- Какая сказка изображена у нас в учебнике?
“Кот, петух и лиса”
Дети разыгрывают сцены из сказки (используя костюмы)
ИТОГ, РЕФЛЕКСИЯ:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- О чем вы расскажите дома?
- Как вы себя сегодня ощущали?
Урок хочется закончить стихотворением А.Шибаева “Родной язык”.
В день солнечный июльский -
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский
Как этот летний луг.Иду тропинкой узкой -
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес!И в радости, и в грусти -
Он всякий час со мной
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!