Урок "Мир вокруг нас" с использованием ИКТ по теме "Жизнь луга. Луг — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  2.  Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Стихотворение читает ученица:

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но попозже.

II. Проверка домашнего задания.

А пока я проверю, как вы подготовили домашнее задание. Откройте тетради, запишите тему «Лес». Сейчас будет графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете

– если согласны,

– если не согласны.

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
  2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
  3. В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб – гусеница – птица – микробы.
  4. На дереве обитают кроты и землеройки.
  5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
  6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.
  7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
  8. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
  9. Бурый медведь – хищник.
  10. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответ:

Взаимопроверка, оценивание, сдать тетради.

-Расскажите, что вы узнали из Красной книги.

-Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие).

-Да, очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого, необходимо природное равновесие.

-Молодцы! Я вижу, вы хорошо готовились дома!

III. Работа над новой темой.

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию «Луг» и послушайте:

Стихотворение читает ученица:

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

-Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…).

-Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы).

-Давайте поближе познакомимся с этими растениями и не только. Сейчас вы 10 минут работаете в группах: с учебником, с атласом – определителем и со схемой «Луга».

  • 1 группа: готовит сообщение о растениях луга.
  • 2 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
  • 3 группа: готовит сообщение о птицах луга и других животных.
  1. Итак, слушаем первую группу, что они узнали о растениях луга. А потом я проверю, насколько внимательно вы слушали.
  2. Показ слайдов (2 – 8) и узнавание растений.

-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).

  1. Закройте глаза, представьте летний луг. Богат луг разнообразием животных. О них нам расскажет 2 группа. Слушаем.
  2. Показ слайдов (9- 15) и узнавание животных. Молодцы! Вы очень внимательны.
  3. О других животных нам поведает 3 группа.
  4. Показ слайдов (16 -18) и узнавание птиц.
  5. А теперь посмотрим тех обитателей луга, о которых не сказали, узнаем и прочитаем о них. Показ слайдов (19 – 23).

Хорошо! Молодцы!

IV. Обобщение.

-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща).

-Как по этому можно назвать луг?

V. Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула
Крыльями взмахнула
Тут кузнечик скок-скок-скок,
Пчёлка перелетает с цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт,
Дружно все вздохнули
Мы немного отдохнули.

VI. Продолжение новой темы.

-А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью «Луг и человек». Перескажите содержание текста друг другу в парах.

-Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

-Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

VII. Закрепление изученного.

  1. Иллюстрация на стр. 184 – 185 учебника: запишите 2 – 3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
  2. Травы – гусеницы – птицы: найти животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга.
  3. Загадки:

Что несеяно родиться?

(Трава.)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар

(Одуванчик.)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчик.)

Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?

(Ромашка.)

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

  1. Стр. 183 – 190, пересказ;
  2. Ответить на вопросы «Проверь себя»;
  3. Выполнить задания 3, 5;
  4. Прочитать в Красной Книге о растениях и животных луга.

Презентация (Луг природное сообщество)