Цели:
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Вооружение родителей психолого-медико-педагогическими знаниями и умениями.
- Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Оформление:
- Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?”
- Изображение цветка.
- Плакат “Условия успешности обучения в школе”
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.
Ход встречи.
I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок.
- Опять сложите лист пополам.
- Снова оторвите правый верхний уголок.
- Сложите лист пополам.
- Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
II. Ведущий: Как вы думаете, все ли благополучно будет у вашего ребенка в школе?
Попробуем определить, готов ли ваш ребенок к обучению в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
- Мой ребенок сидит на занятиях спокойно.
- Внимательно слушает воспитателя и старается выполнять все его задания.
- Все работы старается выполнять самостоятельно и аккуратно.
- Мой ребенок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.
- Быстро запоминает стихи и песенки.
- Мой ребенок быстро сближается с товарищами, чувствует себя в детском коллективе хорошо.
- Мой ребенок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада.
Если Вы на все вопросы ответили “+”, то ваш ребенок к школе готов.
А если при ответе на вопросы вы поставили “-”, то вам необходимо задуматься, все ли вы, как родитель, сделали для успешного обучения ребенка в школе.
III. Ведущий: Как же правильно подготовить ребенка к школе?
Многие родители знают, что надо заранее готовить свое чадо к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.
- Родителям необходимо научить ребенка
элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности (любое поручение проверять)
б) научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”. - Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться (знать правила вежливости).
- Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
- Научить слушать и выполнять требования взрослых.
Есть и другие важные задания:
- Нужно психологически настроить ребенка к школе. Нужно воспитывать интерес к школе, желание учиться, уважение к педагогам, к их труду. Нужно рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе. Показать заранее школу, где ребенок будет учиться.
- Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей, нередко предупреждают ребенка, что с начала учебного года он лишится всех игрушек и игр. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребенка, что все его игрушки будут помогать ему учиться.
- Нужно приучать ребенка к труду. Воспитывать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Установите для ребенка круг обязанностей, которые должны систематически выполняться. Навыки самообслуживания у дошкольника нужно отрабатывать и развивать.
- Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение, радио и телепередачи. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
- Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго- это их утомляет( достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка, должны быть разнообразными по темам и жанрам. Не следует думать, что чем больше книг, тем лучше. Нужно оставить ребёнку лишь несколько книжек, которые вы будете читать в ближайшие дни, а остальные спрячьте. Постепенно меняйте: если даете ребенку новую книгу, уберите старую. Через месяц вы ее достанете и снова прочтете, а ребенок будет с интересом ее слушать. Научите не только слушать, но и пересказывать. (Речь, мышление, творческое воображение).
- Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Некоторые не проговаривают р, я, х, щ. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к педагогу-логопеду.
- Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Пусть у него в специальной коробочке лежат палочки, камушки и др. по десятку. Дети должны знать, как получить любое число в пределе 10. Знать состав любого числа. Знать предыдущее, последующее, соседей числа. Это должны не заучивать, а сами устанавливать. Родители могут придумать простые задачи сначала на сложение, затем на вычитание. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме. Продолжительность занятия 20 минут.
- Лепить, рисовать – 30-40 минут. Все время сравнивать предметы, числа: у кого больше, меньше, делать поровну.
- Когда ребенок лепит, рисует, родители обязательно должны поинтересоваться работой, сделав замечания.
- Ну и если хотите обучить грамоте (по азбуке), очень важно и полезно проводить звуковой анализ слова – учить его выделять, слышать в слове отдельные звуки. Так звук, который вы хотите выделить, произносите протяжно, затем предложить придумывать или находить слова, которые начинаются с этого звука, показать предметы, которые начинаются с этого звука. Когда ребенок поймет и научится выделять звуки, тогда можно учить буквы. Лучше учить не по школьному букварю, а купить кубики-азбуку. Складывая кубики, ребенок будет знакомиться с начертаниями букв, и постепенно овладевать грамотой. Произносить букв следует кратко [ б ] [ в ].
- Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы–почемучки. Внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность, воспитывается любовь к городу и своему родному краю.
- Родителям нужно задуматься над тем, воспитано ли у дошкольника чувство товарищества, черты коллективизма. Родители должны готовить ребенка к жизни в коллективе, к участию в общем труде.
- Нужно развивать в ребенке чувство сострадания и заботу о ближнем (родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, животные).
- Родителям будущих первоклассников необходимо помнить о соблюдении режима дня и правильном полноценном питании ребенка. Правильный режим не только укрепит здоровье, но и поможет выработать привычки делать все по порядку в определенное время.
Вывод: учебная деятельность вашего ребенка не будет ему в тягость и обузой для вас, если вы примите к сведению эти рекомендации.
IV. Работа с изображением цветка.
Цветок – это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка - дошкольная зрелость.
Листья – общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.
V. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. (Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.)
Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.
С уважением, учитель-логопед школы.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаю Вам всего доброго.