Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Полезные ископаемые Челябинской области"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить с полезными ископаемыми Челябинской области, их свойствами, месторождениями.
  2. Развивать умение ориентироваться по карте.
  3. Воспитывать интерес к родному краю, его богатствам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Физическая карта Челябинской области, образцы горных пород, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  • Устный рассказ о горючих полезных ископаемых (торф, уголь, нефть) по плану:

- свойства
- способ добычи
- применение
- крупные месторождения

  • Письменно у закрытой доски

Сравни уголь с торфом:

- общие признаки
- отличительные признаки

Сравни нефть с каменным углем:

- общие признаки
- отличительные признаки

III. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках узнали о многих полезных ископаемых. Цель сегодняшнего урока узнать о полезных ископаемых нашей области, их свойствах и месторождениях.

Но прежде послушайте одну легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

- Здесь богатство нашего народа, - сказал вождь, - оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня узнаем о полезных ископаемых только Челябинской области.

Как вы думаете, какой металл называют главным среди других металлов?

Конечно, это железо.

Железо есть везде. Нон есть в воде, в растениях, но его там очень мало. И если кто-то из вас начнет его искать там, то не найдет. Если бы не было железа в цветах, то они потеряли бы свои краски и аромат. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Без железа человек оказался бы без одежды, без пищи, без жилья. Многие машины, приборы сделаны из железа. Вот поэтому железо называют главным металлом.

Повсюду – дома и на улице мы видим множество железных предметов, но железо в чистом виде можно получить только в лаборатории, а в земле оно находиться с различными соединениями и примесями других веществ.

Шагаете вы по лесной тропинке, под ногами попадаются камни. Они разного цвета – тяжелые темно-серые, желто-бурые, похожие на твердую глину. Вы перешагнули через них, даже не подумав о железе, а ведь это и было железо, но в соединении с другими веществами. Таких соединений в природе много, те которые содержат много металла, называют рудой.

Железные руды бывают разные. В нашей области большое количество руды, которые называют бурый железняк и магнитный железняк.

Свойства: прочные, твердые, тяжелые, плавятся. Бурый железняк – бурого цвета, без блеска. Магнитный железняк – темно-серого цвета, притягивает магнит.

Место, где добывают железную руду, называют рудником.

Раньше в нашей области были большие запасы железной руды, но почти все уже использованы (Ахтинское и Бакальское месторождения).

Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называются домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита, твердой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру. Единственное, крупное месторождение магнезита находится в нашей области в городе Сатка. Сначала из руды получают чугун, затем, добавляя различные металлы, получают сталь.

С давних времен в нашей области добывали медь. Но медь тоже встречается в соединении с другими веществами. Эти соединения называют медной рудой. В нашей области добывают медную руду, которую называют – медный колчедан. Медь – мягкий металл, его употребляют в разных сплавах с другими металлами.

Челябинская область богата мрамором высокого качества. Добывают его в городе Коелга. Белую глину – каолин, из которой делают посуду, добывают в городе Кыштым. Бурый уголь, который используется как топливо для различных предприятий добывают в городах Копейск, Коркино, Еманжелинск. Под городом Карабаш добывают графит, из которого делают грифели для карандашей, краски, используют графит в промышленности. Знаменита наша область и месторождениями золота. С 17 века его добывают здесь и до сих пор еще известно более 100 месторождений.

IV. Закрепление.

- Как называются соединения железа с другими веществами (руда)
- Какую железную руду добывают в нашей области? (бурый, магнитный железняк)
- Какое главное свойство магнезита использует человек? (выдерживает высокую температуру)
- Почему чаще всего медь используют в сплавах с другими металлами? (медь – мягкий металл)
- Где используют каолин? (для изготовления посуды)
- Отгадайте ребус: LЬ (уголь). Какой уголь добывают в Челябинской области?

V. Домашнее задание.

Нанести на контурную карту месторождения бурого, угля, мрамора, каолина.