Цели урока:
- через устные упражнения провести актуализацию знаний учащихся;
- через самостоятельное решение задач закрепить знания учащихся в нахождении дроби от числа, развивать логическое мышление, формировать навыки самоконтроля и самооценки своих знаний и умений; для развития интереса к предмету урок проводится в виде игры.
Ход урока.
1. Орг. момент. Постановка цели урока учащимися (2-3мин). Класс делится на 5 групп.
2. Устные упражнения - разминка (5-7 мин; 1 бал ставится команде, которая быстрее всех решила задание):
А) расшифруй слово 0,320=
К; П; О; Я; М; Т; Д; Ь
Б) Реши задачи:
1 – В букете всего было 50 цветов. Розы составляли часть всех цветов. Сколько роз было?
2 – На стоянке было 30 машин. “Жигули” составляли 0,3 часть всех машин. Сколько машин марки “Жигули” было на стоянке.
3 – Всего в вазочке было 60 конфет. Шоколадных конфет было 40%. Сколько штук шоколадных конфет было в вазочке?
В) Составьте не менее 7 слов из букв, входящих в слово МАТЕМАТИКА
Г) Иван-дурак прыгнул из чана с кипятком в бассейн с Золотой рыбкой. Туда же прыгнул Глупый царь из чана с ледяной водой. Сидя в бассейне, Иван кричит, что рыбка обледенеет, а царь – что она сварится. Что сказала бы по этому поводу сама Золотая рыбка?
3. Решение задач (каждая команда выбирает задачи по баллам; чем больше баллов наберёт команда, тем выше оценка)
3балла | В банке 120 ложек варенья. Карлсон съел 0,6 этой банки. Сколько ложек варенья съел Карлсон? |
3балла | Мальвина задала прочитать Буратино 120 страниц. Буратино прочитал этого задания. Сколько страниц прочитал Буратино? |
3балла | Вини-Пух насчитал на дереве 120 пчёл. 60% этих пчёл полетели на Вини-Пуха. Сколько пчёл полетело кусать Вини-Пуха? |
4балла | На компьютерном диске вмещается 60 игр. Игры по стратегии занимают 60% всех игр. Остальные игры – стрелялки. Сколько стрелялок на диске? |
4балла | Смешарик Пинк сделал 30 фейерверков. На от всех фейерверков упал метеорит. Сколько фейерверков осталось? |
4балла | Эльфы и гномы решили построить общий дворец. Всего они собрали 240 монет. Гномы дали 0,6 всего количества монет. Остальное дали эльфы. Сколько монет дали эльфы? |
5баллов | На острове Мамба-Тамба живут рыжие, блондины и черноволосые островитяне. Рыжие составляют 40% всех островитян, блондины 0,7 от числа рыжих островитян. Сколько процентов составляют чёрные островитяне? |
5баллов | Чебурашка и крокодил Гена надували шары к празднику. В первый день они надули часть всех шаров, во второй день оставшейся части. Какую часть всех шаров они надули во второй день? Какую часть всех шаров они надули за два дня? |
5баллов | Гарри Потер посадил дерево высотой 60 см и стал колдовать. За первый день оно выросло на 15%, а за второй на 12%. Какова стала высота дерева после двух дней колдовства? |
Дополнительные задания на развитие логического мышления.
А) На острове живут эльфы и гномы. Гномы никогда не говорят правду, а эльфы никогда не лгут. Однажды 15 жителей этого острова выстроились в круг, и каждый заявил, что один из его соседей гном, а другой – эльф. Сколько было среди них гномов и сколько эльфов? (6 баллов)
Б) У Карлсона было 40 банок варенья. Когда он съел часть варенья, то у него осталось в 7 раз больше, чем было съедено. Сколько банок варенья съел Карлсон? (6 баллов)
В) Лесорубы хотят вырубить часть таёжного леса. Экологи – против. Лесорубы возражают, что вырубать они будут только лиственницу – доведут её количество в лесу до 98%, а сейчас её в тайге – 99%. Какую часть тайги они хотят вырубить? (6 баллов)
4. Итог: выдаётся лист ответов, и учащиеся самостоятельно проверяют свои решения. Затем учащиеся должны поднять лакмусовые бумажки в зависимости от достижения своей цели урока ( черная – нет, желтая – частично, красная – да) по ним выставляются оценки.
5. Дома: № 498, №514.