Методическая разработка урока в 7-м классе по теме "Формула разности квадратов"

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. Доказать справедливость утверждения (a-b)(a+b)=a2-b2 и формировать умение применять данную формулу.
  2. Повторить и закрепить правила умножения многочленов, возведение многочленов в степень.
  3. Развивать умения учащихся сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, аргументировать.

Ход урока:

I. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Учитель: На доске записаны 3 примера:

1003*997
102*98
79*81.

Сможете ли вы найти произведения данных чисел быстро, не используя вычисления в столбик или на калькуляторе? (пауза) Я могу сразу назвать ответы ко всем примерам. А как я это смогла сделать, и какой рациональный способ при этом применила хотели бы узнать сегодня на уроке?

Тогда, сначала вспомним, с какими выражениями вы работаете на уроках в последнее время? (предполагаемый ответ – одночлены, многочлены)

-А что это такое?

Ученики дают определения данных понятий.

Учитель. Какие действия вы умеете выполнять с многочленами и одночленами? (предполагаемый ответ-сложение, вычитание, возведение в степень, умножение, деление).

На доске записано задание для устной работы:

Учитель.

  1. Прочитайте данные выражения: x-y;a+b; (c-b)(c+b); b22; (x-y)(x+y); а2+(2в)2
  2. Возведите в квадрат следующие выражения: 82; 102; 72; (2а)2; (3в)2.
  3. Представьте в виде квадрата: 16; 81х2; 36 а2.

II. “Открытие” нового знания.

Учитель. Сейчас в тетрадях приведите пример умножения одночлена на многочлен.

Один из учеников записывает свой пример на доске и проговаривает правило.

Учитель. Приведите пример умножения двучлена на двучлен.

Один из учеников записывает на доске свой пример и проговаривает правило.

Учитель. Запишите произведение следующих многочленов и, используя правило умножения многочлена на многочлен, упростите их:

(x-y)(x+y) =
(c+b)(c-b) =
(k-p)(k+p) =
(q+s)(q-s) =

Ученики работают самостоятельно, решают в тетрадях, а затем записывают свои ответы на доске, остальные проверяют правильность выполнения задания.

Учитель. Какую закономерность вы заметили?

Ученики делают анализ записанных выражений, выявляют сходство и различия.

Учитель. А что если вместо одной из переменных подставить какое-нибудь число, будет ли выполняться данная закономерность? Например, в выражении (x-y)(x+y) замените переменную y на число 7.

Ученики записывают ответ на доске и делают анализ полученного результата.

Учитель. А теперь сформулируйте полученное правило.

Ученики проговаривают соответствующее правило.

Учитель. Как вы знаете правило, записанное с помощью букв, называется формулой.

Записывает на доске в виде формулы: (a-b)(a+b)=а2-b2.

Учитель. Оказывается, еще в древности было замечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. А вы сегодня сами сумели вывести эту формулу, которая так и называется формулой сокращенного умножения. Ну а теперь вы сможете догадаться, какой способ я использовала при решении этих примеров?

Один из учеников показывает на доске решение одного из примеров:

102*98=(100+2)(100-2)=10000-4=9996.

Учитель. А теперь в формуле сокращенного умножения поменяем местами правую и левую часть: а2-b2=(a-b)(a+b).

Как вы думаете, для чего нам понадобится эта формула в этом виде?

Учащиеся дают варианты ответов.

Учитель. Эта формула применяется при разложении многочлена на множители и называется формулой разности квадратов.

Приведите пример с применением данной формулы.

Ученики записывают в тетрадях свои примеры, а затем выборочно проверяют на доске.

Учитель. А теперь мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока. Учащиеся дают свои варианты темы.

III. Первичное закрепление.

Решаем №352(1,3), №353(1,3), №356(1,3), №357(1,3). Задания заранее написаны на доске, выполняются с комментарием с места в тетрадях, учитель пишет на доске.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Ученикам раздаются задания с выбором ответа. Они в тетради записывают букву, которой соответствует правильный ответ.

  Примеры А Б В Г
1 (p-7)(p+7) 49-p2 P2-49 2p-14 P2-14
2 4x2-9y2 (4x-9y)(4x+9y) (2x-3y)(2x+3y) (3y-2x)(3y+2x) (9y-4x)(9y+4x)
3 (4+5y)(4-5y) 25y2-16 16-25y2 16-5y2 25y2-4
4 (2x+3y)(3y-2x) 4x2-9y2 9y2-4x2 4x2+9y2 9y2+4x2
5 9-z2 (z-3)(z+3) (3-z)(3+z) (9-z)(9+z) (3+z)(3+z)

На обратной стороне доски записаны ответы:1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б.

После самопроверки анализируются допущенные ошибки.

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Достигли мы поставленной цели?

Задание на дом: п.21,№352(2,4), №353(2,4), №354, №356(2,4)(выучить формулы).