Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме
- закрепить и откорректировать умение составлять формулы веществ и химические уравнения
- повторить и закрепить понятие “валентность” и “степень окисления”, “окисление” и “восстановление”.
- закрепить знания по типам химических реакций
- развивать у школьников умение выделять главное, умения сравнивать и делать выводы
- формировать умение работать в коллективе
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы работы: самостоятельная и под руководством учителя.
Средства обучения: таблица ПСХЭ и ряд напряжений металлов.
Ход урока.
1 этап – организация начала урока.
Учитель говорит о плане работы на уроке, цели урока, формах работы и системе оценивания работы. Ученики подписывают индивидуальные рабочие листы, которые в конце урока сдают учителю. Каждой парте присваивается порядковый номер (это будет нужно на 3 этапе работы). Учитель просит положить на парты “шпаргалки” по этой теме (составление таких “шпаргалок” было задано на дом, и объявлен конкурс на лучшую “шпаргалку”. Лучшие работы этого конкурса могут быть оценены отдельно и затем представлены на стенде в кабинете.)
2 этап – активизация учебной деятельности.
Учитель проводит фронтальную беседу, в ходе которой ученики отвечают на вопросы:
- Каковы химические формулы изученных веществ - кислорода, водорода, воды?
- Какие валентности и степени окисления проявляют элементы в этих веществах?
- К каким веществам (простым или сложным) можно отнести изученные вещества?
- Какой тип связи реализуется в этих веществах?
- Какие физические свойства определяются типом химической связи в изученных веществах?
- Какие реакции характерны для кислорода?
- Что такое “окислитель” и “окисление”?
- Дайте определение оксидам.
- Какие реакции характерны для водорода?
- Что такое “восстановитель” и “восстановление”?
- Как изменяется степень окисления элементов при окислении и восстановлении?
- Какой класс веществ содержит в своем составе атомы водорода?
- Как кислоты реагируют с металлами? Как в лабораторной практике используется эта реакция?
- К какому классу веществ можно отнести воду?
- Как металлы реагируют с водой?
- Как проявляют себя металлы с точки зрения окислительно-восстановительных процессов в реакциях с водой и с кислотами?
Во время беседы с классом учитель раздает за правильные ответы синие карточки, за два не прозвучавших ответа желтую карточку. Когда ученик получает 5 синих карточек в течение одного или нескольких уроков, он получает “5”; когда две желтых – “2”.
В конце урока карточки сдаются учителю, и учитель учитывает их у себя в журнале.
Ответы учащихся учитель записывает на доске, а ученики – на индивидуальных листах.
Этот этап урока позволяет проверить выполнение домашнего задания (на дом было задано повторение пройденного материала по данной теме).
3 этап – парная работа. На этом этапе ученики могут пользоваться рабочими тетрадями, “шпаргалками” и получать консультации учителя.
Учащиеся работают на индивидуальных листах. Парты с четными номерами выполняют 1-ый вариант, с нечетными – 2-ой вариант заданий.
1 задание. Допишите уравнения реакций, поставьте коэффициенты, определите степень окисления элементов, укажите переход электронов, окислитель и восстановитель в реакциях, укажите тип реакции:
- 1 –ый вариант Сu + O2 = ? CuO + H2 = ?+?
- 2-ой вариант ? + O2 = Fe2O3 Fe2O3+ H2 = ?+?
2 задание. Допишите уравнения реакций получения водорода, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.
- 1 –ый вариант Fe + серная кислота? FeSO4 + ?
Fe + Н2О —> FeO + ? - 2-ой вариант Zn + соляная кислота ? ZnCl2 + ?
Zn + Н2О —> ZnO + ?
3 задание. Допишите уравнения химический реакций получения кислорода, укажите тип реакции
- 1 –ый вариант KMnO4 —> ? + K2MnO4 + O2
- 2-ой вариант KClO3 —> ? + O2
На этом этапе урока учитель может оказывать помощь слабым учащимся.
4 этап – контроль и самопроверка знаний, умений навыков проходит в игровой форме.
Класс делится на три команды по рядам рабочих мест: “Кислородики”, “Водородики” и “Паровозики”.
Команды получают задания.
“Кислородики” - написать известные им способы
получения кислорода и реакции, отражающие
химические свойства кислорода, указать тип
каждой реакции.
“Водородики” - написать возможные способы
получения и химические свойства водорода,
указать тип каждой реакции.
“Паровозики” - написать возможные реакции, при
которых образуется вода, и реакции, отражающие
химические свойства воды, указать тип каждой
реакции.
Учитывая мотивированность учащихся, учитель для более слабых классов может написать заранее на доске названия предлагаемых к написанию реакций (перечень реакций учитель может изменять в зависимости от объема изученного материала).
- для команды “Кислородиков”
способы получения кислорода
1. разложение перманганата калия
2. разложение хлората калия
3. разложение оксида ртути (II)
4. электролиз воды
5. разложение перекиси водорода
химические свойства кислорода
6. окисление простых веществ
7. горение сложных веществ
- для команды “Водородиков”
способы получения водорода
1. Взаимодействие активных металлов с водой
2. Взаимодействие металлов средней активности с
водой при нагревании
3. Взаимодействие металлов средней активности с
кислотами
4. электролиз воды
5. горение водорода
химические свойства водорода
6. восстановление металлов из их оксидов
7. реакции соединения водорода с неметаллами
- для команды “Паровозиков”
реакции, имеющие продуктом воду
1. горение водорода
2. восстановление металлов из их оксидов
3. разложение перекиси водорода
4. горение водородных соединений неметаллов
химические свойства воды
5. взаимодействие металлов средней активности с
водой при нагревании
6. взаимодействие активных металлов с водой
7. электролиз воды
На этом этапе ученики не могут пользоваться дополнительной литературой.
Ученики каждой команды выходят по очереди к доске и пишут уравнения реакции или исправляют ошибки, допущенные ранее их товарищами по команде. Учащиеся, которые в данный момент работают на рабочем месте, а не у доски,записывают уравнения реакций по теме команды на свои индивидуальные листы, которые в конце урока сдают учителю.
После написания указанных реакций ученики разных команд проверяют друг друга и исправляют ошибки. Учитель подводит итоги выполнения задания, учитывая как правильность написания уравнений, так и быстроту выполнения задания. Команда-победитель получает “5”. Ученики, чаще других выходившие к доске, получают дополнительную оценку.
5 этап – подведение итогов урока и домашнее задание: проработать повторно материал, вызвавший затруднения на уроке, и решить задачу на определение массовой доли растворенного вещества в растворе.
Учитель может указать номера заданий в учебнике для домашней доработки. Например,
а) учебник Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина “Химия”, 8 класс
- стр.77, в.1-3 (кислород)
- стр.116, в.6,8,9 (водород)
-стр.145, в.1 (вода)
б) учебник Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана “Химия”, 8 класс
- глава II (кислород)
- глава III (водород)
- глава IV (вода)