Цель. Научить определять спряжения глаголов.
Показать зависимость безударного личного окончания глагола от спряжения.
I. Вводная часть.
Запись на доске:
“Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.”
Учитель. Кто догадался, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
Дети. О глаголе.
Учитель. Назовите глаголы, которые встречаются в стихотворении.
Дети. Приду, придет, летит, строят, цветут, растет.
Учитель. Назовите признаки I и II спряжения.
Дети. Признаки I спряжения:
-у; -ю; -ешь; -ет; -ем; -ете; -ют; -ут.
Признаки II спряжения:
-у; -ю; -ишь; -ит; -им; -ите; -ат; -ят.
Учитель. Определите спряжения глаголов из стихотворения.
I спр. | II спр. |
приду | летит |
придет | строят |
цветут | |
растут |
II. Работа по теме урока.
Учитель. А теперь поставьте глаголы поешь и строят в неопределенную форму.
Дети. Что делать?
Петь. Строить.
Учитель. Расскажите об этих глаголах.
Дети. Эти глаголы не имеют ни лица, ни времени, ни числа.
Учитель. Зачем же нужна неопределенная форма глаголов?
Дети. Это начальная форма слова, от которой образуются все остальные глаголы.
Учитель. Придумайте и запишите несколько глаголов неопределенной формы.
Дети. – Цвести
– Хранить.
– Болеть.
Учитель. А что может делать глагол?
Дети. Изменяться по лицам.
Учитель. Запишите глаголы хранить, петь, изменяя по лицам, выделите окончания и поставьте ударения.
Ты поешь, хранишь
Он поет, хранит
Они поют, хранят
Аналогичная работа проводится с глаголами: читать, красить.
Ты читаешь, красишь
Он читает, красит
Они читают, красят
Учитель. Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?
Дети. Одно лицо, а окончания разные: ударные и безударные.
Учитель. Как же не ошибиться и правильно написать безударные окончания?
Дети читают правило на стр.115 (Полякова А.В. Русский язык 4-ый класс)
Учитель. Какую информацию вы получили?
Дети. – Глаголы I спряжения оканчиваются на –ут, -ют в 3-м лице мн.ч.
– Глаголы II спряжения оканчиваются на –ат, ят в 3-м лице мн.ч.
Учитель. Для того, чтобы закрепить этот материал, давайте сыграем в игру. Я буду называть глаголы, а вы будете хлопать в ладоши –
I спр – один хлопок,
II спр – два хлопка.
Кормить, пахать, боронить, сеять, полоть, косить, молотить, веять, возить, молоть, варить, гулять.
Как же вы рассуждали?
Дети. Чтобы определить спряжение, глаголы надо поставить в 3-м лице мн.ч. настоящего времени.
Учитель. Проведем наблюдения. Выполним упр.169, стр.117 (Полякова А.В. Русский язык 4-ый класс)
Какую особенность имеют глаголы II спряжения?
Дети. Глаголы II спряжения в неопределенной форме имеют суффикс –и–.
Вывод: Чтобы определить спряжение глагола, надо учитывать два фактора: суффикс неопределенной формы и окончание 3-го лица мн.числа.
III. Письмо по памяти.
Ночь настала, месяц всход . т,
Поле все Иван обход . т,
Звезды на небе счита . т
Да краюшку уплета . т.
Учитель. Определить спряжение глаголов.
Какие буквы пропущены в глаголах?
Докажите.
IV. Итог урока.
Учитель. Как определить спряжение глаголов с безударным окончанием?
V. Дом. Задание. Упр.172 стр.117 (Полякова А.В. Русский язык 4-ый класс)