Цели урока:
- повторить и обобщить понятие параллельных прямых, свойство углов при параллельных прямых;
- развивать способности применять теорию на практике, развивать логическое мышление;
- воспитывать умение работать коллективно
Ход урока:
I. План урока (записан на обратной стороне откидной доски)
II. Вводная часть
III. Постановка цели урока и формулирование темы урока
IV. Повторение:
- блиц – опрос “я тебе – ты мне”;
- составление вопросов для работы по готовым чертежам
V. Самостоятельная работа
VI. Изучение нового материала (учащиеся0
VII. Закрепление
VIII. Итог урока
Оборудование:
плакаты с готовыми чертежами, карточки учета знаний, тесты по данной теме, модель треугольника.
II. Вводная часть
Ученики читают стихотворение.
“Прямая – сейчас я вертикальна
Могу, однако же, любой принять наклон.
Могу и лечь горизонтально
Я между точек двух короче линий всех.
При том одно лишь, я имею измеренье
Коль речь сегодня у нас идет о параллельных прямых
Послушайте и стихотворение о них”.“Параллели”.
“Откуда мы идем, Куда придем?
Не знаем сами никогда.
К друг другу мы стремимся вечно
Как две сестры, бок о бок мы идем
Нас по прямым углам прямая пересекает.
Ее отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера
И сократить ее нам силы не дано”.
III. Учащиеся пытаются поставить цель урока и сформулировать тему урока
(исходя из смысла стихотворения и домашнего задания).
IV. Повторение (раздать карточки учета)
Блиц – опрос “я тебе – ты мне”.
Ученик задают вопросы друг другу.
Учащиеся оценивают работающих у доски, их ответы в карточках учета. По готовому чертежу приготовить вопросы.
Дано: < 1=130, < 2 =50
Дано: MN параллельно AC
Дано: а параллельно в
Дано: ABC, < 1= < 2
Данные ученики задают вопросы, говоря кому его адресуют, учащиеся класса отвечают.
V. Самостоятельная работа (разноуровневая)
Работа по готовым чертежам.
1 группа.
Дано: а в, с-секущая, < 1= 85
Найти: < 3, < 2, < 4
Назвать внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы.
Назвать параллельные прямые и объяснить их параллельность
2 группа.
Назвать пары параллельных прямых и доказать их параллельность.
AO=OD, BO=CO
3 группа.
Выполняют тест, задание которого раздаются до урока.
Тест № 5, 1 вариант, первые три задания.
VI. Изучение нового материала.
- проверка домашнего задания (практическая работа: определение суммы остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников.);
- подготовительная работа.
Задание выполняются устно.
Найдите сумму углов ABC по готовому чертежу, если PD параллельно AC.
После решения поставить проблему: “Всегда ли сумма углов треугольника равна 180 ?” (показ по модели).
Сформулировать теорему, а доказательство рассмотреть по учебнику (стр. 1460), затем оформить на доске доказательство.
Дано: АВС.
Существует другой способ доказательства теоремы (учащиеся находят его, и он рассматривается всем классом).
VII. Закрепление.
1. “Сколько тупых, острых, прямых углов в треугольнике?”;
2. Угадай по рисунку.
< A = ?, < С= ?
< A = ?
AB = BC < B = ?, < С = ?
AB =BC, < A - < B = 30 Найти: < A, < B, < С
VIII. Итог урока.
Ученикам необходимо ответить на вопросы:
- Может ли в треугольнике быть:
- два тупых угла? Почему?;
- тупой и прямой угол?;
- два прямых угла?.
- Может ли быть тупой угол при основании равнобедренного треугольника?
Домашнее задание.
П. 33, другой способ доказательства.
1 группа: № 18 (1), № 20;
2 группа: № 21, № 22;
3 группа: № 26, 31 (доказать)
Дополнительные задачи.
1 группа.
Найти углы при основании в равнобедренном треугольнике, если угол между боковыми сторонами равен 70? .
2 группа.
Найти углы AHC
3 группа.
Прямая, параллельная OP стороне МК МNK отсекает о него NOP, у которого < N = 81, NOP = 33. Определить угол MNK.