Формирование вычислительных навыков учащихся основной школы

Разделы: Математика


 

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе. Однако результаты проверки знаний учащихся, проводимых Центром оценки качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют.  (статистика) 
Учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой.
Важно в процессе обучения математике в 5-6-х классах формировать, а в 7-9х классах развивать у учащихся:

  1. Опыт в вычислениях, умение выбрать способ получения результата;
  2. Умение пользоваться приёмами проверки ответа;
  3. Предвидение возможностей использования математических знаний.

  Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.

2. Ведущая педагогическая идея опыта.

Концептуальные основы: теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной;теория психического развития ребенка Л.С.Выготского;

Педагогические идеи: идея деятельностного подхода к процессу обучения;идея соединения воспитания и обучения в деятельности;знание учениками их собственных возможностей и результатов учения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская);технология управления качеством образования (М.М. Поташник);технология поэтапного формирования умственных действий (Гальперин);технология мониторинга уровня обученности по П.И.Третьякову.

Особое внимание придается формированию мыслительной деятельности. Обучение строится на создании ситуации успеха.

3. Теоретическая база опыта.

Осознана внутренняя потребность и социальная необходимость вести преподавание на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения, что способствует усвоению материала на максимальном уровне.

Перед началом работы по теме изучила брошюру В.Н. Зайцева «С чего начать?», статьи в журналах и газетах. Хорошим подспорьем в работе оказался «Математический тренажер», разработанный В.И.Жоховым и В.Н.Погодиным. Основное назначение тренажёра – формировать у детей прочные навыки вычислений, эффективно развивая попутно внимание и оперативную память детей – необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Оттачивается не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость».

4. Новизна опыта.

Новизна опыта проявляется в системности и технологичности формирования вычислительных навыков.

5. Технология опыта работы.

Государственный стандарт основного общего образования по математике первостепенной определяет следующую цель:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых  для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения учебных дисциплин. Вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащегося.
Технология состоит из четырёх частей:

  1. Оценки реального состояния умений учеников;
  2. Диагностического выделения главных задач;
  3. Определение методики - системы упражнений;
  4. Подбор средств обучения.

Оценка  реального состояния умений учеников.

Замер скорости вычислений лучше всего проводить в начале 5 класса, перемножая двузначные числа. Умножение занимает центральное место в арифметике. В соответствии с прогностической таблицей отметка «5» ставится за 40 цифр в минуту, «4»-за тридцать, а «3» - за 20.

Диагностическое  выделение  главных задач    

Проведённые замеры позволяют  разделить учеников на три группы:

в первую группу войдут те, кто плохо знает таблицу умножения;
во вторую группу - те, у кого следует совершенствовать умение умножать;
третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем  уровне.

Определение методики - системы упражнений.

В соответствии с результатами диагностики система упражнений состоит  из двух частей.

1) Для качественного  освоения умножения  включаются упражнения с переключением канала восприятия.
2) Технологический тренаж – это способ организации упражнений, позволяющий увеличить частоту тренировок, не перегружая учителя.

Подбор средств обучения.

Для качественного усвоения  умножения требуются  демонстрационные карточки с элементами таблицы.
Для формирования вычислительных умений используются карточки математического тренажёра. С  их помощью можно проводить:

  1. Математические  эстафеты;
  2. Работу в парах;
  3. Тренировочные упражнения индивидуально;
  4. Замеры скорости вычислений.

Диагностика.

Первый замер показал следующие результаты. Из 37 исследуемых 2 человека выполнили норму в 30 знаков, 13  - вторая группа (15-30 знаков), остальные 22 ученика  показали результат от 0 до 15 знаков.
После месяца тренировок  результаты были таковы: лишь 4 человека  не выполнили нормы 15 знаков.
После второго месяца тренировок 18 человек справились с нормой в 30 знаков, 17 человек с нормой в 15-30 знаков, 2 человека не уложились в норму.
Со всеми остальными приступили к формированию вычислительных умений по программному материалу 5-го, а затем и 6-го классов.

6. Программа упражнений.

При планировании основного содержания программы на год  подбирается и вычислительный дидактический материал из тренажёра.

7. Примеры использования тренажёра  и результаты.

8. План урока.

Приложение