Из истории русского народного костюма

Разделы: Начальная школа


Актуальность проблемы

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.

Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа и создание наглядного пособия.

Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического опроса, который мы провели среди учеников 3-Б и 3-Г класса.

Цель проекта: изучив историю народного русского костюма, изготовить наглядное пособие;

Задачи проекта:

  • привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;
  • собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;
  • вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;
  • через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;
  • воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Этапы реализации социального проекта

Подготовительный этап.

Инициативная группа учащихся 3 “Б” класса провела опрос среди учащихся 3 классов школы.

Вопрос Варианты ответов
Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского костюма. 86% 3% 11%
2 Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей

 

45%

72%

60%

 

31%

5%

13%

 

24%

23%

27%

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86% респондентов дали положительный ответ.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и одежда человека. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.

Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ .У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие.

В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева.

Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

Северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская)

Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм. Девушки одевали много колец, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами, а иногда могли надеть до трех цепочек. Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные. Зимой носили узкие и длинные перчатки без пальцев. Их вязали сами на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нити.

Женский костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи и головного убора – венца. Основной частью костюма была рубаха. Рубаху шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из целых полотнищ) и составными. По синему полю сарафана рассыпаны ярко оранжевые кружочки. Спереди сарафан украшен металлическими пуговицами. Иногда пуговицы делали со вставками из стекла, жемчуга и перламутра. Рубаха была белая с рукавами украшенными кружевной вышивкой. На голову одевали венец (головная повязка) из широкого золотого галуна, завязывающийся на затылке алыми лентами. Иногда одевали кокошник в виде шапочки с алым верхом, сплошь расшитый золотыми нитями и золотыми блестками. Женская одежда очень хороша своей красочностью, мягким силуэтом. На севере, в неярком свете дней и белых ночей большое значение имело прекрасно подобранные друг к другу детали, которые создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивая ее яркими красками.

Женский костюм Ярославской губернии построен на сочетании красного цвета, разных полосок и клеток. Поверх красной с белыми полосками рубахи, одевался клетчатый сарафан покрытый передником с черной бахромой внизу. Нарядность костюму придавала отделка - немного голубого, белого и желтого цвета в вышивке пояса передника и на узкой ленте, украшающей рукава рубахи. В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника. В старину слово “красный” означало еще и “ красивый”. В Ярославской, Костромской и в некоторых других северных губерниях, костюм состоял из красной рубахи и красного сарафана, в жаркий день женщины цвели, как сказочные алые цветы на зеленом лугу. Крестьянские мастера с поразительным искусством использовали мотивы, которые им подсказывала природа. Букеты полевых цветов и трав украшали головные платки.

Южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южно русским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)

Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма.

Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.

Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

- прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

- преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

- использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно.

Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Женский костюм Воронежской губернии.

Начиная с 17 века, на землю Воронежской губернии переселилось много украинцев. Поэтому при всей схожести с другими южно русскими губерниями здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Вокруг головы повязывали налобник, украшая его зеленой полоской ткани. Особенно хороша понева расшитая гладью зелеными, красными, желтыми нитями. Примером умения декорировать одежду, может служить и такой предмет, как передник, он не только защищал одежду, но и создавал цельный цветовой ансамбль.

Женский костюм Тамбовской губернии.

На территории Тамбовской губернии смешались традиции и обычаи людей, переселившихся сюда из разных концов Русской земли. Возможно в этом причина пестроты и разнообразия народных костюмов. Костюм женщины состоял из нарядной юбки (поневы), длинного почти до колен корсета изготовленного из ворсистой хлопчатобумажной ткани, похожей на бархат. Такие корсеты носили крестьянки Рязанской, Тамбовской, Орловской губерний и в Сибири. На голову одевали кокошник, а сверху на кокошник набрасывали белую или красную накидку, обшитую кружевом.

Передники шились из тонкого домотканого холста. Их украшали нарядной тесьмой, кружевами, вышивкой, используя разноцветные нитки, блестки и бисер. Полосы желтой и оранжевой ткани, нашитые на подол темно-синей поневы, завершают наряд. Силуэт костюма, плавный с мягкими очертаниями создавал ощущение устойчивости благодаря большой обуви, которая надевалась обычно на 7-8 пар шерстяных чулок. Толстые ноги считались признаком здоровья и женской красоты.

Основной женской обувью были туфли из темной кожи. Чтобы сделать их наряднее на каблуки набивали медные или железные подковки, задники расшивали бисером, белыми или красными нитями. Иногда туфли шились одинаковыми, без различия правой и левой ноги. Туфли (коты) надевали с белыми или цветными чулками. Чулки делали в виде узкого длинного чулка без пятки.

Женский костюм Орловской губернии.

Одежда Орловской женщины была яркой как радуга. Рубаха со сплошь расшитыми красной нитью рукавами и вышитым подолом. Рукава заканчивались алыми сборчатыми манжетами. Затем одевалась понева – распашная. Понева шилась из трех полотнищ, и передние полы ее подтыкались за пояс, она так и называлась - понева “кульком”. На нее сзади пришивались разноцветные круги из зеленых, желтых, синих и красных нитей. К ним прикреплялись разноцветные ленты с мелким цветочным узором. Головной убор напоминает гребень экзотической птицы. Она состоит из расшитого золотой нитью веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Разноцветные ленты на поневе и головном уборе, развиваясь от ветра при ходьбе, создавали вокруг женщины фантастический красочный ореол.

Зимней одеждой были шубы широкие, длинные с большими воротниками. Богатые использовали мех соболя, а те, кто беднее, бараний мех, а иногда и собачий, поэтому появилась пословица “У него шуба дом стережет”. Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Из овчины шили полушубки мехом во внутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом.

На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой и подушкой, и одеялом. В холодную пору одевали валенки или меховую обувь.

К женскому костюму относился еще длинный опушенный и подбитый мехом плащ. Шапка из лисьего меха или обшитый золотым позументом меховой капюшон. Между боярынями был в употреблении головной убор в виде диадемы, который назывался кокошником. Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы.

Обувь была разнообразной. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти - обувь не простая. Были лапти будничные и праздничные. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались - чуни.

Большинство городского населения носило кожаную обувь, простейшей кожаной обувью были легкие туфли, но больше были распространены сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети. У сапог в древности была одна особенность - правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. Женщины носили бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые украшались вышивкой.

Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной , клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сперва царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев.

Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю.

Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей.

Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. В 16-17 веках знатные женщины носили рубаху, рукава которой широкие и мешковатые вверху книзу сужались, затем- кафтан, который делался шире мужского, по всей длине застегивался с помощью серебренных пуговиц. Этот кафтан подпоясывался шалью.

Военная одежда была монгольского происхождения. Кожаные куртки или полукафтаны не доходившие до колен, усаженные круглыми металлическими пластинками, кольчатые колпаки. Одежда этого периода находилась под татаро-монгольским влиянием и оставаясь такой до Петра I. Войны менее значительных рангов носили стеганные толстые кафтаны, обшитые пластиками. Голову покрывали остроконечными шлемами, плоскими и остроконечными железными колпаками.

Одежда русских священников в этот период находилась под влиянием византийской моды. Начиная с 13 века, костюм патриарха состоял из чулок и башмаков, разной длины одежд. Потом появились небольшой четырехугольный плат с кистями под углом и корона, убранная драгоценными камнями. Издревле принят был наперсный крест, повешенный на ленте и длинный посох.

В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном.

Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды.

Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Литература.

1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.

Приложение