Цели и задачи урока:
Обучающие:
- продолжить знакомить детей с выразительными средствами языка;
- продолжать расширять читательский кругозор;
- продолжить знакомство учащихся с восприятием лирических текстов;
- продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний;
- формирование умений воссоздавать картины, нарисованных автором.
Развивающие:
- продолжить обогащение словарного запаса учеников;
- способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы;
- продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к природе через лирическое произведение;
- продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
- воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук с ОС Виндоус и офисным приложением Пауэр Поинт, экран.
Для учителя: диски со слайд-шоу, кассета с записью музыки П. И. Чайковского “Времена года”, “Детский альбом”.
Для ученика: листы с текстом произведения К. Д. Бальмонта “Снежинка”. Гуашь, кисть, картон синего цвета, баночка с водой,
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок. Я надеюсь на вашу активную работу. (компьютер – картина зимней природы)
2. Тема урока.
-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно отгадать загадку:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.
-Что это? (компьютер – снежинка)
- Вам нравится рассматривать снежинки?
- В какое время года мы их можем поймать на свою
ладонь? (зимой)
- Какие они, опишите.
3. Первичное восприятие произведения К. Д. Бальмонта.
- А теперь послушайте и представьте все, о чем услышите:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое настроение оно вызвало, что вы представляли, о чем думали?
- Вы представили себе эту падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки.
- Как бы вы назвали стихотворение?
- Возьмите листочки и прочитайте авторское название стихотворения. (Снежинка).
- Вы оказались внимательными и понимающими слушателями. Наше название совпало с авторским.
- Кто автор этого стихотворения? (Константин Дмитриевич Бальмонт.)
4. Сведения об авторе. (компьютер – портрет К. Д. Бальмонта)
- Кто знаком с произведениями этого поэта? Что знаете о нем?
- Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта.
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина, и детство провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет Бальмонт начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
5. Подготовка к чтению.
- Обратите внимание на экран. Чтобы лучше понять тексты, вначале познакомимся со словами из раздела “Предварительное чтение”. Прочитаем слова.
- Проносится – двигается очень быстро стремительно;
- Взметается – поднимается высоко к верху;
- Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро;
- Веющим – веять, т. е. дуть обдувать,
- Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь;
- Утешена – успокоить чем-нибудь радостным
- Светло-пушистая – светлая и пушистая
- Лазурную – цвет лазури, светло-синий (компьютер с цветом)
- Звезда кристальная – звезда в форме кристалла (компьютер)
6. Чтение хорошо читающим ребенком.
- Ребята послушайте внимательно, как …. прочтет стихотворение, и отметьте, какие слова вам еще непонятны.
7.Анализ произведения.
- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Что понравилось Бальмонту в снежинке?
- Почему автор считает снежинку смелой?
- С чем бы вы сравнили полет снежинки Бальмонта?
8. Самостоятельная работа над текстом.
- Возьмите листочки и прочитайте стихотворение. Постарайтесь определить темп чтения каждой строфы (четверостишия).
9. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?
- Как нужно читать первую строфу? Прочитайте.
- Читаем четверостишие плавно. Здесь происходит знакомство со снежинкой.
- Как нужно читать вторую и третью и четвертую строфы? Прочитайте.
- Читаем, передавая голосом движение и бурную жизнь.
- Подумайте и прочитайте пятую строфу.
- Голос передает усталость жизненного пути.
- И прочитайте последнюю строфу.
- Она напоминает первую строфу. И показывает начало новой жизни.
- Теперь прочитаем стихотворение по строфам цепочкой (друг за другом). Посмотрите внимательно на схему рядом со стихотворением, она поможет вам правильно прочитать.
- Когда вы читали стихотворение, наш экран вывел танцующих снежинок. Послушайте музыку и скажите, какая подошла бы к танцу наших снежинок.
10. Физкультминутка.
- Покажите движения под эту музыку.
- Марш.
- А теперь под эту музыку.
- Так какая мелодия подойдет для снежинок первая или вторая и почему?
11. Музыкальная пауза.
- Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении! (Чтение учителем под музыку.)
- Каким должен быть человек, который смог словами передать это мгновение жизни снежинки? (наблюдательным, терпеливым, внимательным, чутким)
- Ребята, вот и мы должны быть такими же, чтобы увидеть и понять всю красоту каждого мгновения жизни.
12. Рисование по представлению снежинки.
- Эта зима не балует нас снежинками. А так хочется зимней красоты. Давайте создадим эту красоту в нашем классе сами. Мы нарисуем чудесное творение природы – снежинку. А поможет нам наш экран.
- Положите перед собой лист синего картона. Откройте баночку белой гуаши и возьмите кисточку.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, какую форму имеет снежинка. (Форму многоугольника.)
- Посчитайте сколько углов у многоугольника. (Шесть)
- Кто знает, почему снежинка имеет такую форму?
- Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Если снежинка упадет на ладошку и на пальто, где дольше она сохраниться, почему? (На пальто. Ладошка – теплая)
- Попробуем изобразить снежинку на листе.
- Проведем три пересекающиеся прямые. Отложите кисточки.
- Что теперь напоминает изображение? (букву ж)
- А что вы можете сказать о звуке, который дает эта буква? (дает звук согласный, твердый, звонкий, парный)
- Но природа очень хитрая. 2-х одинаковых снежинок мы не увидим. Поэтому у нас у всех получатся разные снежинки. Когда снежинка падает, к ней прикрепляются другие кристаллы и образуется каждый раз новый узор. На одной основе мы видим много разных деталей: кружочки, лучики, решетки, различные геометрические фигуры… Соединяясь они образуют разный узор снежинки. Наш волшебный экран увидел снежинки такими….
- Дополните основу своими элементами. (Самостоятельно)
- Отложите кисточку и закройте гуашь.
- Покажите свои снежинки. Какие замечательные снежинки у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Люди тоже имеют общее строение. Но все разные по характеру, физическому и интеллектуальному развитию. Надо стремиться воспитывать в себе лучшие качества характера и развивать интеллект, ум, кругозор.
13. Итог урока.
- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? (“Снежинка” К. Д. Бальмонта.) (компьютер – портрет + название произведения)
14. Домашнее задание.
- Перечитайте стихотворение дома, не откроется ли вам что-то новое, о чем мы не говорили. Поделитесь своими впечатлениями на следующем уроке.
- Что интересного узнали о снежинках? (Общая основа – три пересекающихся прямых.)
- Спасибо мне было приятно с вами работать, я хочу вам подарить эти снежинки за вашу активную работу.
- На память об этом уроке вам останутся снежинки, сделанные мной и нарисованные вами.
- Урок окончен.
Приложение здесь!