Тема урока: «Константин Дмитриевич Бальмонт. "Снежинка". Рисование снежинки»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • продолжить знакомить детей с выразительными средствами языка;
  • продолжать расширять читательский кругозор;
  • продолжить знакомство учащихся с восприятием лирических текстов;
  • продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний;
  • формирование умений воссоздавать картины, нарисованных автором.

Развивающие:

  • продолжить обогащение словарного запаса учеников;
  • способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, фантазии, чувства формы;
  • продолжить формировать умение понимать и ценить произведения искусства;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе через лирическое произведение;
  • продолжить работу по воспитанию аккуратности в работе;
  • воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук с ОС Виндоус и офисным приложением Пауэр Поинт, экран.

Для учителя: диски со слайд-шоу, кассета с записью музыки П. И. Чайковского “Времена года”, “Детский альбом”.

Для ученика: листы с текстом произведения К. Д. Бальмонта “Снежинка”. Гуашь, кисть, картон синего цвета, баночка с водой,

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок. Я надеюсь на вашу активную работу. (компьютер – картина зимней природы)

2. Тема урока.

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно отгадать загадку:

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.

-Что это? (компьютер – снежинка)

- Вам нравится рассматривать снежинки?
- В какое время года мы их можем поймать на свою ладонь? (зимой)
- Какие они, опишите.

3. Первичное восприятие произведения К. Д. Бальмонта.

- А теперь послушайте и представьте все, о чем услышите:

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызвало, что вы представляли, о чем думали?

- Вы представили себе эту падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки.

- Как бы вы назвали стихотворение?

- Возьмите листочки и прочитайте авторское название стихотворения. (Снежинка).

- Вы оказались внимательными и понимающими слушателями. Наше название совпало с авторским.

- Кто автор этого стихотворения? (Константин Дмитриевич Бальмонт.)

4. Сведения об авторе. (компьютер – портрет К. Д. Бальмонта)

- Кто знаком с произведениями этого поэта? Что знаете о нем?

- Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта.

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина, и детство провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет Бальмонт начал писать стихи.

Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.

5. Подготовка к чтению.

- Обратите внимание на экран. Чтобы лучше понять тексты, вначале познакомимся со словами из раздела “Предварительное чтение”. Прочитаем слова.

  • Проносится – двигается очень быстро стремительно;
  • Взметается – поднимается высоко к верху;
  • Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро;
  • Веющим – веять, т. е. дуть обдувать,
  • Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь;
  • Утешена – успокоить чем-нибудь радостным
  • Светло-пушистая – светлая и пушистая
  • Лазурную – цвет лазури, светло-синий (компьютер с цветом)
  • Звезда кристальная – звезда в форме кристалла (компьютер)

6. Чтение хорошо читающим ребенком.

- Ребята послушайте внимательно, как …. прочтет стихотворение, и отметьте, какие слова вам еще непонятны.

7.Анализ произведения.

- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

- Что понравилось Бальмонту в снежинке?

- Почему автор считает снежинку смелой?

- С чем бы вы сравнили полет снежинки Бальмонта?

8. Самостоятельная работа над текстом.

- Возьмите листочки и прочитайте стихотворение. Постарайтесь определить темп чтения каждой строфы (четверостишия).

9. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?

- Как нужно читать первую строфу? Прочитайте.

- Читаем четверостишие плавно. Здесь происходит знакомство со снежинкой.

- Как нужно читать вторую и третью и четвертую строфы? Прочитайте.

- Читаем, передавая голосом движение и бурную жизнь.

- Подумайте и прочитайте пятую строфу.

- Голос передает усталость жизненного пути.

- И прочитайте последнюю строфу.

- Она напоминает первую строфу. И показывает начало новой жизни.

- Теперь прочитаем стихотворение по строфам цепочкой (друг за другом). Посмотрите внимательно на схему рядом со стихотворением, она поможет вам правильно прочитать.

- Когда вы читали стихотворение, наш экран вывел танцующих снежинок. Послушайте музыку и скажите, какая подошла бы к танцу наших снежинок.

10. Физкультминутка.

- Покажите движения под эту музыку.

  1. Марш.
  2. А теперь под эту музыку.

- Так какая мелодия подойдет для снежинок первая или вторая и почему?

11. Музыкальная пауза.

- Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении! (Чтение учителем под музыку.)

- Каким должен быть человек, который смог словами передать это мгновение жизни снежинки? (наблюдательным, терпеливым, внимательным, чутким)

- Ребята, вот и мы должны быть такими же, чтобы увидеть и понять всю красоту каждого мгновения жизни.

12. Рисование по представлению снежинки.

- Эта зима не балует нас снежинками. А так хочется зимней красоты. Давайте создадим эту красоту в нашем классе сами. Мы нарисуем чудесное творение природы – снежинку. А поможет нам наш экран.

- Положите перед собой лист синего картона. Откройте баночку белой гуаши и возьмите кисточку.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, какую форму имеет снежинка. (Форму многоугольника.)

- Посчитайте сколько углов у многоугольника. (Шесть)

- Кто знает, почему снежинка имеет такую форму?

- Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Если снежинка упадет на ладошку и на пальто, где дольше она сохраниться, почему? (На пальто. Ладошка – теплая)

- Попробуем изобразить снежинку на листе.

- Проведем три пересекающиеся прямые. Отложите кисточки.

- Что теперь напоминает изображение? (букву ж)

- А что вы можете сказать о звуке, который дает эта буква? (дает звук согласный, твердый, звонкий, парный)

- Но природа очень хитрая. 2-х одинаковых снежинок мы не увидим. Поэтому у нас у всех получатся разные снежинки. Когда снежинка падает, к ней прикрепляются другие кристаллы и образуется каждый раз новый узор. На одной основе мы видим много разных деталей: кружочки, лучики, решетки, различные геометрические фигуры… Соединяясь они образуют разный узор снежинки. Наш волшебный экран увидел снежинки такими….

- Дополните основу своими элементами. (Самостоятельно)

- Отложите кисточку и закройте гуашь.

- Покажите свои снежинки. Какие замечательные снежинки у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Люди тоже имеют общее строение. Но все разные по характеру, физическому и интеллектуальному развитию. Надо стремиться воспитывать в себе лучшие качества характера и развивать интеллект, ум, кругозор.

13. Итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги.

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (“Снежинка” К. Д. Бальмонта.) (компьютер – портрет + название произведения)

14. Домашнее задание.

- Перечитайте стихотворение дома, не откроется ли вам что-то новое, о чем мы не говорили. Поделитесь своими впечатлениями на следующем уроке.

- Что интересного узнали о снежинках? (Общая основа – три пересекающихся прямых.)

- Спасибо мне было приятно с вами работать, я хочу вам подарить эти снежинки за вашу активную работу.

- На память об этом уроке вам останутся снежинки, сделанные мной и нарисованные вами.

- Урок окончен.

Приложение здесь!