Урок русского языка в 4-м классе на тему "Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах"

Разделы: Начальная школа

Цели: закреплять умение правильно писать безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах; формировать каллиграфический навык письма; развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление учащихся; повторить изученные виды разбора слов и предложений; осуществлять межпредметные связи; воспитывать чувство любви к Родине, интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: плакат с изображением космоса, на нём на скотч прикреплены планеты, с обратной стороны которых написаны буквы Р, П, Н, И, Ц; картинки с изображением Маленького принца, двух мальчиков-близнецов, трёх мудрецов; инопланетян, танцующих в хороводе, а также инопланетян с большими ушами; нарисованный звездолёт; книга Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; “Прописи-ступеньки”, - Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
    На занятиях, в игре
    Смело, чётко говорим
    И тихонечко сидим.
    Тихо сели девочки,
    Тихо сели мальчики.
    Ну-ка, проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке:
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Долгожданный дан звонок,
    Начинаем наш урок.

II. Слово учителя.

- Ребята, на сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с одним сказочным героем. Он очень любит путешествовать по разным планетам. Вот и мы с вами сейчас отправимся в такое путешествие с целью узнать, как же зовут нашего героя. Т. к. он пришёл к нам из сказки, то и планеты будут сказочными, поэтому они содержат в своём названии по одной букве. Это и является разгадкой: узнав названия всех планет, мы догадаемся, как зовут нашего путешественника. А полетим мы с вами вот на таком сказочном звездолёте.

Но, прежде всего, мы должны в своих космических тетрадях записать дату нашего отправления (дети записывают дату урока, классная работа).

• А теперь в путь.

III. Каллиграфические минутки.

• Приземляемся на первой планете. Посмотрите, какая она зелёная. Это потому, что живут здесь только растения. Как выглядят сейчас растения на нашей планете? Почему? (Сейчас осень.)
  • А какая сейчас осень? (Поздняя)
  • По каким приметам вы догадались об этом?
  • Да, сейчас поздняя осень, и у нас уже убран весь урожай, а на этой планете урожай ещё не собрали. Поэтому, чтобы узнать название планеты, мы должны помочь её жителям в этом. Для этого откроем прописи на странице 27.

Мм ЛММЛ МШМ

Мир что огород: в нём всё растёт.

• Как вы понимаете это предложение?
  • Итак, урожай собран, и теперь мы можем узнать название первой планеты (Р).

IV. Работа над темой урока.

1.Сообщение темы урока.

• А сейчас снова в путь. Приземляемся на следующей планете. Здесь живёт семья, в которой есть близнецы Витя и Коля. Сегодня у них День рождения. Среди прочих подарков они обнаружили два вот таких (учитель показывает подарки с надписями “Подарок Коли”, “Подарок Вити”). Мальчики удивлённо переглянулись: они подумали, что получили подарки друг от друга. Но близнецы удивились ещё больше, когда Витя, развернув упаковку с надписью “Подарок Коли”, обнаружил там то, что хотел получить Коля – книгу, а Коля получил масляные краски, о которых мечтал Витя. Как оказалось позже, подарки были от их младшей сестрёнки – Лены. Почему же мальчики перепутали подарки? В чём была ошибка Лены?
  • Молодцы, ребята! Вы помогли мальчикам разрешить их проблему, и теперь мы можем узнать название следующей планеты (П).
  • А чтобы в вашей жизни таких ошибок не было, сегодня на уроке мы закрепим правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

2. Работа с учебником.

• Летим дальше. На третьей планете нас встречают три мудреца. Первый мудрец думает над упражнением 91 нашего учебника. Давайте ему поможем. (Самостоятельная работа, фронтальная проверка)

3. Словарная работа.

• С какими словарными словами вы встретились в этом упражнении?
  • Сейчас мы с вами повторим ещё несколько словарных слов и поможем разгадать кроссворд, над которым задумался второй мудрец.

По горизонтали.

1. Как называется человек, который совершает поездку на поезде, самолёте, автомобиле или другом виде транспорта.

2. Это слово пропущено в следующем отрывке из стихотворения:

Дама сдавала в …

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачёнку.

• Как называется это стихотворение?
  • Кто его автор?
  • Какие произведения С. Я. Маршака вы ещё читали?

3. Это слово обозначает поездку или передвижение пешком с какой-либо целью.

По вертикали.

4. Это слово состоит из двух греческих слов. Первое в переводе на русский язык обозначает “вселенная” или “мир” (космос), второе – плаватель (наутэс).

5. Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.

4. Работа по развитию речи.

• Используя любые из записанных словарных слов, придумайте предложение по следующим

вопросам (записаны на доске):

кто? что сделал? куда? на чём?

(Одно из предложений записывается на доске с комментированием)

• В каком слове встретилась изучаемая орфограмма?

5. Синтаксический разбор записанного предложения (у доски).

6. Работа по развитию орфографической зоркрсти.

• Чтобы узнать название планеты, нам осталось помочь третьему мудрецу. Посмотрите, какое

послание он получил с планеты Земля (учитель показывает послание, записанное на листе

бумаги)

Я шёл па уской трапинки кдачи бабушке.

• Как вы думаете, от кого может быть это послание?
  • Давайте поможем мудрецу в нём разобраться? (Дети устно исправляют ошибки, затем предложение записывается в тетради самостоятельно).
  • Найдите слова, которые соответствуют схеме:

• В каких словах встретились изучаемые орфограммы?

7. Работа в парах.

• Сделайте морфологический разбор слова к даче.
  • Вы очень помогли мудрецам, и теперь мы узнаем название их планеты (Н)

8. Физкультминутка.

• Прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного отдохнём.

Летает – не летает.

Учитель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый им предмет может летать. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, ракета, бабочка, белка, звездолёт.

V. Закрепление.

1. Запись предложения под диктовку.

• А теперь продолжим путешествие. Наш звездолёт держит курс на четвёртую планету. Здесь живут вот такие весёлые инопланетяне. Они очень любят танцевать, поэтому их зовут плясуны. Чтобы они открыли нам название своей планеты, мы должны записать о них предложение.

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в пляске.

• В каких словах встретились изучаемые сегодня орфограммы?
  • С какими ещё орфограммами встретились в этом предложении?
  • Молодцы, теперь давайте посмотрим, как же называется эта планета (И).

2. Фонетический разбор слова.

• Держим курс на последнюю планету, где живут вот такие инопланетяне с огромными ушами. Это говорит о том, что они любят и умеют очень хорошо слышать все звуки. И вот их задание для вас: найдите в записанном предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие (двери). Сделайте фонетический разбор этого слова (один человек работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях).
  • Давайте узнаем последнюю букву в имени нашего героя (Ц). Какое слово получилось? (РПНИЦ)
  • Есть в русском языке такое слово?
  • Всё дело в том, что буквы здесь переставлены местами, и, расставив их в нужном порядке, вы узнаете, как зовут нашего героя (ПРИНЦ)
  • Знаете путешественника с таким именем?
  • Его полное имя Маленький принц. Пришёл он к нам из одноимённой сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта сказка может обогатить своей мудростью и добротой не только детей, но и взрослых. Поэтому я вам советую прочитать её вместе с родителями.

3. Воспитательная беседа.

• Мы посетили сегодня много планет. Но как бы не были прекрасны другие миры, нет ничего лучше нашей планеты Земля. Поэтому держим курс на планету Земля, где находится наша Родина. А за что мы любим свою Рюдину?
  • Ребята, куда бы вы в своей жизни не отправились, никогда не забывайте места, где родились и людей, которые вас вырастили – ваших родителей. Помните о том, сколько бессонных ночей провела у вашей кроватки мама, напевая вам колыбельные песни. Вот и сегодня в домашнем упражнении вы познакомитесь с одной из таких колыбельных.

VI. Домашнее задание.

Упражнение 92.

V. Итог урока.

• Чем мы занимались сегодня на уроке? Какие орфограммы и разборы слов повторили?

Что особенно понравилось вам на сегодняшнем уроке?