Цели: закреплять умение правильно писать безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах; формировать каллиграфический навык письма; развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление учащихся; повторить изученные виды разбора слов и предложений; осуществлять межпредметные связи; воспитывать чувство любви к Родине, интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование: плакат с изображением космоса, на нём на скотч прикреплены планеты, с обратной стороны которых написаны буквы Р, П, Н, И, Ц; картинки с изображением Маленького принца, двух мальчиков-близнецов, трёх мудрецов; инопланетян, танцующих в хороводе, а также инопланетян с большими ушами; нарисованный звездолёт; книга Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; “Прописи-ступеньки”, - Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
II. Слово учителя.
- Ребята, на сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с одним сказочным героем. Он очень любит путешествовать по разным планетам. Вот и мы с вами сейчас отправимся в такое путешествие с целью узнать, как же зовут нашего героя. Т. к. он пришёл к нам из сказки, то и планеты будут сказочными, поэтому они содержат в своём названии по одной букве. Это и является разгадкой: узнав названия всех планет, мы догадаемся, как зовут нашего путешественника. А полетим мы с вами вот на таком сказочном звездолёте.
Но, прежде всего, мы должны в своих космических
тетрадях записать дату нашего отправления (дети
записывают дату урока, классная работа).
III. Каллиграфические минутки.
- Приземляемся на первой планете. Посмотрите, какая она зелёная. Это потому, что живут здесь только растения. Как выглядят сейчас растения на нашей планете? Почему? (Сейчас осень.)
- А какая сейчас осень? (Поздняя)
- По каким приметам вы догадались об этом?
- Да, сейчас поздняя осень, и у нас уже убран весь урожай, а на этой планете урожай ещё не собрали. Поэтому, чтобы узнать название планеты, мы должны помочь её жителям в этом. Для этого откроем прописи на странице 27.
Мм ЛММЛ МШМ
Мир что огород: в нём всё растёт.
- Как вы понимаете это предложение?
- Итак, урожай собран, и теперь мы можем узнать название первой планеты (Р).
IV. Работа над темой урока.
1.Сообщение темы урока.
- А сейчас снова в путь. Приземляемся на следующей планете. Здесь живёт семья, в которой есть близнецы Витя и Коля. Сегодня у них День рождения. Среди прочих подарков они обнаружили два вот таких (учитель показывает подарки с надписями “Подарок Коли”, “Подарок Вити”). Мальчики удивлённо переглянулись: они подумали, что получили подарки друг от друга. Но близнецы удивились ещё больше, когда Витя, развернув упаковку с надписью “Подарок Коли”, обнаружил там то, что хотел получить Коля – книгу, а Коля получил масляные краски, о которых мечтал Витя. Как оказалось позже, подарки были от их младшей сестрёнки – Лены. Почему же мальчики перепутали подарки? В чём была ошибка Лены?
- Молодцы, ребята! Вы помогли мальчикам разрешить их проблему, и теперь мы можем узнать название следующей планеты (П).
- А чтобы в вашей жизни таких ошибок не было, сегодня на уроке мы закрепим правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
2. Работа с учебником.
3. Словарная работа.
По горизонтали.
1. Как называется человек, который совершает поездку на поезде, самолёте, автомобиле или другом виде транспорта.
2. Это слово пропущено в следующем отрывке из стихотворения:
Дама сдавала в …
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачёнку.
- Как называется это стихотворение?
- Кто его автор?
- Какие произведения С. Я. Маршака вы ещё читали?
3. Это слово обозначает поездку или передвижение пешком с какой-либо целью.
По вертикали.
4. Это слово состоит из двух греческих слов. Первое в переводе на русский язык обозначает “вселенная” или “мир” (космос), второе – плаватель (наутэс).
5. Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
4. Работа по развитию речи.
вопросам (записаны на доске):
кто? что сделал? куда? на чём?
(Одно из предложений записывается на доске с
комментированием)
5. Синтаксический разбор записанного предложения (у доски).
6. Работа по развитию орфографической зоркрсти.
послание он получил с планеты Земля (учитель показывает послание, записанное на листе
бумаги)
Я шёл па уской трапинки кдачи бабушке.
- Как вы думаете, от кого может быть это послание?
- Давайте поможем мудрецу в нём разобраться? (Дети устно исправляют ошибки, затем предложение записывается в тетради самостоятельно).
- Найдите слова, которые соответствуют схеме:
7. Работа в парах.
8. Физкультминутка.
Летает – не летает.
Учитель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый им предмет может летать. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, ракета, бабочка, белка, звездолёт.
V. Закрепление.
1. Запись предложения под диктовку.
- А теперь продолжим путешествие. Наш звездолёт держит курс на четвёртую планету. Здесь живут вот такие весёлые инопланетяне. Они очень любят танцевать, поэтому их зовут плясуны. Чтобы они открыли нам название своей планеты, мы должны записать о них предложение.
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в пляске.
- В каких словах встретились изучаемые сегодня орфограммы?
- С какими ещё орфограммами встретились в этом предложении?
- Молодцы, теперь давайте посмотрим, как же называется эта планета (И).
2. Фонетический разбор слова.
3. Воспитательная беседа.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 92.
V. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке? Какие орфограммы и разборы слов повторили?
Что особенно понравилось вам на сегодняшнем уроке?