Урок географии с применением технологии личностно-ориентированного обучение. Тема: "Географическое положение и иследование материка Северной Америки"

Разделы: География


Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.[1]

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.

Задачи:

  1. создать условия для развития у школьников:
    • умений самостоятельной работы;
    • решения проблемных ситуаций;
    • потребности в творческой деятельности;
    • информационной и коммуникативной культуры (учителя)
  2.  
    • используя карты полушарий и атласа самостоятельно выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре;
    • изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;
    • объяснить основные особенности ГП материка в сравнении с другим материком;
    • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
    • совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
  3. способствовать формированию у учащихся:
    • индивидуального стиля учебной деятельности;
    • умения адекватно мыслить;
    • действовать в условиях ситуации выбора (учителя)

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютеры, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, СД – диск “География материков и океанов”

Опорные знания: определение направлений, расстояний и географических координат по карте; понятие “географическое положение материка”, план характеристики географического положения материка

Структура урока

I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала. – 4 мин.

  1. Создание положительного настроя.
  2. Определение соответствия: материк – объект

II. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока – 1 мин.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся . Создание образа материка на основе опережающего творческого домашнего задания. – 5 мин.

3. Формулировка учащимися основных задач урока на основе рабочих листов.

(Приложение 1) - 2 мин.

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору) – 15 мин.

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. (Приложение 2) Задания по выбору

5. Проблемная ситуация (работа в группах или индивидуальная работа, по выбору) –3- 4 мин.

6. Исследование Северной Америки. Компьютерная презентация, подготовленная учащейся. (Приложение 5) Заполнение таблицы. – 4 мин. Индивидуальная работа (элемент лекции)

III. Закрепление материала. Разноуровневые задания по выбору. (Приложение 3) Самоконтроль знаний. 4-5 мин.

IVРезультат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ. 2 мин.

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность) (Приложение 4) 1 мин

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор. 1-2 мин.

Ход урока: I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала.

1. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля на один из материков земного шара. [1]

Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врунгеля.

Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?

У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Кофе, песок – Африка

Какао, резина, медь – Южная Америка

Сумка, шерсть овцы - Австралия

Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус . Вывод – это относится к материку Северная Америка.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока с помощью эпиграфа.

(Чтение эпиграфа к уроку).

Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?

2. Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ

(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)

Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?

Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.

( ПРОВЕСТИ качественную САМООЦЕНКУ творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился.):

3. Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока.

(если возникают трудности опора на рабочие листы ( Приложение 1)

(Перед учащимися на парте лежат рабочие листы, здесь описан весь план работы на уроке).

Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие “географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка.

(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно)

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору)

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. (Приложение 2)

Работу будут проводить

мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы. Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности.

( работают с компьютером, картой, учебником, с атласом)

“Картографы”:

Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:

  • по отношению к экватору;
  • нулевому меридиану;
  • тропикам;
  • полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

   

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.6), сделайте вывод о размерах материка и его площади.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

       

Покажите их на карте.

“Географы”:

Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

  1. Крайняя северная точка -
  2. Крайняя западная точка -
  3. Крайняя южная точка -
  4. Крайняя восточная точка -

Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.

САМООЦЕНКА.Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке

5. Проблемная ситуация

учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту : Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)

Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

( разделимся на группы: по выбору 1 ряд “Сходство”, 2 ряд – “Различие”)

Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.

Сходство

Различие

  • Тихий и Атлантический океаны
  • Пересекают меридианы
  • Одна часть света
  • Западное полушарие
  • Древние материки: Гондвана и Лавразия
  • Южное и северное полушария
  • Северный и южный полюса
  • Северный Ледовитый океан
  • Северный и южный тропики
  • Северный и южный полярные круга

Провести САМООЦЕНКУ

6. Исследование Северной Америки.

Заслушаем сообщение с показом презентации.

( подготовила ученица в качестве домашнего задания) (Приложение 5)

И во время сообщения и показа презентации учащиеся заполняют таблицу в тетради. (элемент лекции).

История открытия и исследования Северной Америки

дата

Исследователи

События

?

Эрик Рыжий

?
?

Х.Колумб

?
?

Дж. Кабот

?
?

Э. Кортес

?
?

Ж. Картье

?
?

Г. Гудзон

?
?

В. Беринг

?
?

А. Маккензи

?
?

Р. Амундсен

?

САМООЦЕНКА

III. Закрепление материала:Самоконтроль знаний, используя эталон контроля.

Разноуровневые задания (компьютер, карточки, творческие задания).

( Приложение 3)

САМООЦЕНКА

IV. Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ.

Кто на уроке поработал отлично?

Кто хорошо?

Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)(Приложение 4)

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.

1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

2 уровень: задание с ментальной картой: Определить, что обозначено цифрами на карте. Или задания из рабочей тетради . № 3, 4, 5 стр. 62.

3 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.

Используемая литература.

  1. Душина И.В. , Коринская В.А., Щенев В.А. География. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: 1996.
  2. Душина И.В.География материков и океанов. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: 2007
  3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. М.: 2000
  4. Лукьянова М.И.,Разина Н.А. Сущностные характеристики личностно-ориентированного урока. Завуч, №2, 2006
  5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование М.: Сфера, 2006
  6. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока, Ростов-на-Дону: 2003
  7. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2004