Интегрированный урок (литературное чтение + народная культура + ИЗО) по теме "Моя малая Родина"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный, с элементами литературного чтения, народной культуры, изобразительного искусства.

Цели:

1) Расширить знания учащихся о родном крае, о своей малой Родине, об истории школы; формирование навыка выразительного чтения, умения определять опорные (ключевые слова).

2) Развивать навык грамотной устной речи, умение воспринимать поэтические произведения;

  • работать над определением лексического значения слов; формировать у детей умение выражать мысли и чувства, используя словесное рисование, образное мышление;
  • прививать любовь к слову через поэзию; расширять словарный запас учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся, интеллект, эмоции.

3) Способствовать воспитанию патриотических чувств, прививать любовь к родному языку, вызвать интерес к истории своего края.

Оборудование: компьютер, теле- и видеоаппаратура, видеокассета, индивидуальные карточки, альбомные листы, цветные мелки, модели из бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Введение в тему. Сообщение темы урока.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
(Марк Самойлович Лисянский)

- О чём эти строки?

- Как называется наша Родина?

- Прочитайте тему нашего урока.

(На экране центрального компьютера тема “Моя Родина”)

- А с чего для каждого из вас она начинается?

3. Просмотр видеоролика.

(Сопровождается песней “С чего начинается Родина”.)

- Какие картины ожили в вашей памяти?

- Поэтесса Зоя Александрова описала картины своей Родины, своего детства.

- Перед вами её произведение.

4. Первичное чтение стихотворения учащихся “про себя” (“жужжащее” чтение).

- Обратите внимание на выделенные строфы.

5. Чтение стихотворения учащимся 4- го класса вслух.

6. Проверка восприятия.

- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

- Каким чувством проникнуты строки стихотворения?

7. Чтение стихотворения учащимися вслух по строфам.

- Перечитаем стихотворение. Постарайтесь представить себе картины, которые рисует поэтесса.

1 строфа (первая группа - 1 класс)

- Найдите слово “Родина”. Подчеркните его.

- С чем связано у поэта слово Родина? Подчеркнём опорные слова: дом, смородина, тополь.

2 строфа (вторая группа- 2-3 классы).

- Какие картины оживают в памяти поэта? Какой знак стоит в конце первого предложения? Почему? Подчеркнём опорные слова в этой строфе.

3 строфа (третья группа- 4 класс).

- Какое время года рисует поэт? Почему вы так думаете? Каким настроением проникнуты эти строки? Подчеркнём опорные слова в этой строфе.

4 строфа (третья группа- 4 класс).

- Какие краски вы возьмёте для иллюстрирования этой строфы?

- Что вам помогло выбрать эти цвета?

Значит, стихотворение светлое.

- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Прочитайте. Как вы понимаете смысл? Какой знак препинания стоит в конце этого предложения? Как нужно прочитать?

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Какое чувство хотел донести автор до слушателей, до читателей?

- В строках сквозит грусть, ностальгия по милым сердцу уголкам Родины.

- Какой темп выберем для чтения стихотворения?

Подчёркнутые слова нужно выделить голосом при чтении, на них падает логическое ударение.

- В каких строках заключена основная мысль стихотворения?

- В них чувствуется сила.

9. Выразительное чтение стихотворения вслух учащимися.

10. Озаглавливание текста.

-О чём это стихотворение? Какое бы вы дали название?

- Выполнив задание, которое вы видите на экране компьютера, вы узнаете авторское название.

1 компьютер (1 группа)

  • Подобрать синоним к словам Отечество, Отчизна.

2 компьютер (2 группа)

  • Подобрать антоним к слову чужбина.

3 компьютер (3 группа)

Страна, в которой человек родился и гражданином которой является, место рождения кого-либо – это … .

- Какое название дал автор? Прочитаем хором.

Но у каждого человека своя родина. Там, где он родился, вырос, живёт. Это его ….. малая Родина.

11. Беседа об истории школы.

- Ребята, что для вас малая Родина?

- Все вы из разных деревень, но для всех школа- это то место, куда вы приходите каждый день, школа – это ваш второй дом, ваша малая Родина.

(Учитель прикрепляет к доске рисунок школы).

- Узнать новое об истории школы нам поможет кубик, который вы видите на экране компьютера. Итак, вместе с кубиком мы отправляемся в прошлое.

( На экране центрального компьютера вращается кубик, останавливается на дате 1896, на экранах боковых компьютеров фотографии школьников со священнослужителями).

- В какой год привёл нас кубик? К какому веку относится эта дата?

- Вам о чём-нибудь говорит эта дата?

- Это год основания нашей школы. Она построена рядом с храмом на деньги фабриканта Смирнова Алексея Васильевича.

(Учитель прикрепляет к доске рисунок храма).

- Посмотрите на фотографии. Это первые ученики и учителя Горской школы. Кто вёл обучение в школе?

- А как называлась тогда школа?

- В церковноприходской школе дети учились 2 года, учителями были священнослужители, среди обязательных предметов преподавался Закон Божий. Позже школа стала начальной.

- Наш кубик продолжает вращаться, в какой же год он нас приведёт?

(На экране центрального компьютера появляется дата 1941, на боковых экранах – фотографии детей из детского дома, военный билет ученика Горской школы, звучит песня “Священная война”)

- В какой же год мы попали? В какой век?

- Как этот год связан с историей нашей Родины?

- Многие учителя и ученики нашей школы сложили головы на поле брани, защищая свою Родину. На этой фотографии вы видите военный билет Морозова Николая Михайловича. Он учился в нашей школе.

Но школа во время войны не прекращала работать. Здесь учились дети – сироты, потерявшие родителей. Они жили рядом в детском доме. Здесь вы видите их фотографию.

- Ну, что ж, мы отправляемся дальше. Кубик продолжает вращаться.

(На экране центрального компьютера появляется дата 1962, на боковых экранах – первый выпуск учеников с учителями Горской школы Казаковой Нелли Васильевной и Исаевой Валентиной Яковлевной).

- В какой год мы попали? Какой век?

- Это год образования восьмилетней школы. Школа приобрела тот вид, который она имеет сейчас. А вот и первый выпуск восьмилетней школы. Кто-нибудь узнаёт классного руководителя этого класса?

- Мы отправляемся дальше. Это была история нашей школы, а сейчас…

(На экране центрального компьютера появляется дата 2006, на боковых экранах – учителя Горской школы Казакова Нелли Васильевна и Исаева Валентина Яковлевна в настоящее время).

- Какой это год?

- Какое это время?

На фотографии мы видим современную школу. Учителя Исаева В.Я. и Казакова Н.В. работают в нашей школе со дня основания восьмилетней школы.

12. Проверка восприятия материала.

Ребята, что же нового вы узнали сегодня о школе? (На экране центрального компьютера появляется дата 1941 г.)

Как связана эта дата с историей нашей школы?

(На экране центрального компьютера появляется дата 1962)

- Что произошло в этом году?

(На экране центрального компьютера появляется дата 1896)

- Что произошло в этом году?

(На экране центрального компьютера появляется дата 2006 г.)

- Настоящее время. Сколько же лет нашей школе?

13. - Ребята, что окружает нашу школу?

- (деревья)

- Это немые свидетели истории школы.

Физминутка. Учитель: Руки подняли и покачали.

Учащиеся: Это деревья в саду.

Учитель: Руки согнули, кисти встряхнули.

Учащиеся: Ветер сбивает росу.

Учитель: В стороны руки, плавно помашем.

Учащиеся: Это к нам птицы летят.

Учитель: Как они сядут, тоже покажем.

Учащиеся: Крылья сложили назад.

- Молодцы, садитесь. Мы с вами говорили об истории, прошлом нашей школы, а её настоящее и будущее зависит от нас с вами.

14. Создание композиции уголка малой Родины.

- Сегодня на уроке мы воссоздадим частичку малой родины, расположенной вокруг школы. Сравните рисунок на экране компьютера и на доске. Назовите отличия.

- Правильно, именно эти предметы мы создадим на уроке. Для работы у вас на столах приготовлены листы бумаги, коробочки с цветными мелками, и ваши маленькие помощники: капелька, окошко и листочек. У кого на столе помощник капелька? Покажите её. Как вы думаете, что она поможет вам нарисовать?

(Ученики 1-го класса поднимают “помощников”)

- Правильно, речку. Один из вас будет рисовать начало реки, другой- её середину, а третий - место, куда река впадает.

- У кого помощник окошко, покажите его. Что окошко поможет вам нарисовать?

(ученики 2-3-го классов поднимаютпомощников”)

- Правильно, дом. Вы знаете, что дом состоит из простых геометрических фигур.

У кого помощник листочек? Покажите своих “ помощников”. Что листочек поможет вам изобразить?

(ученики 4-го классов поднимают “помощников”)

- Правильно, дерево из школьного сада. При рисовании вы должны помнить, что ствол дерева не виден целиком, местами его закрывает листва.

15. Выполнение работ. Индивидуальная помощь.

- Приступаем к работе.

16. Проверка выполнения работ. Создание композиции.

- Работа завершена. Разместим ваши рисунки на доске.

(Показывает капельку) Добавляем в нашу композицию изображение реки.

(Показывает листочек)

- Дополним нашу композицию деревьями в школьном саду.

(Показывает окошко)

- И завершаем нашу композицию деревенскими домами. Домики нужно расположить, соблюдая правила перспективы.

- Теперь, ребята, посмотрите на нашу композицию. Она завершена.

Сегодня мы с вами создали уголок своей малой Родины - это частичка России, которая навсегда останется в нашем сердце, где бы мы не находились, это то с чего начинается Родина для каждого из вас.

17. Итог урока. Рефлексия.

Исполнение песни Матусовского “С чего начинается Родина”.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?

А что нам помогло ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

- Я думаю, что этот урок не пройдёт бесследно и в вашем сердце вспыхнет ещё одна искорка любви к Родине, к милым уголкам детства.