Тип урока: комбинированный, с элементами литературного чтения, народной культуры, изобразительного искусства.
Цели:
1) Расширить знания учащихся о родном крае, о своей малой Родине, об истории школы; формирование навыка выразительного чтения, умения определять опорные (ключевые слова).
2) Развивать навык грамотной устной речи, умение воспринимать поэтические произведения;
- работать над определением лексического значения слов; формировать у детей умение выражать мысли и чувства, используя словесное рисование, образное мышление;
- прививать любовь к слову через поэзию; расширять словарный запас учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, интеллект, эмоции.
3) Способствовать воспитанию патриотических чувств, прививать любовь к родному языку, вызвать интерес к истории своего края.
Оборудование: компьютер, теле- и видеоаппаратура, видеокассета, индивидуальные карточки, альбомные листы, цветные мелки, модели из бумаги.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Введение в тему. Сообщение темы урока.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
(Марк Самойлович Лисянский)
- О чём эти строки?
- Как называется наша Родина?
- Прочитайте тему нашего урока.
(На экране центрального компьютера тема “Моя Родина”)
- А с чего для каждого из вас она начинается?
3. Просмотр видеоролика.
(Сопровождается песней “С чего начинается Родина”.)
- Какие картины ожили в вашей памяти?
- Поэтесса Зоя Александрова описала картины своей Родины, своего детства.
- Перед вами её произведение.
4. Первичное чтение стихотворения учащихся “про себя” (“жужжащее” чтение).
- Обратите внимание на выделенные строфы.
5. Чтение стихотворения учащимся 4- го класса вслух.
6. Проверка восприятия.
- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
- Каким чувством проникнуты строки стихотворения?
7. Чтение стихотворения учащимися вслух по строфам.
- Перечитаем стихотворение. Постарайтесь представить себе картины, которые рисует поэтесса.
1 строфа (первая группа - 1 класс)
- Найдите слово “Родина”. Подчеркните его.
- С чем связано у поэта слово Родина? Подчеркнём опорные слова: дом, смородина, тополь.
2 строфа (вторая группа- 2-3 классы).
- Какие картины оживают в памяти поэта? Какой знак стоит в конце первого предложения? Почему? Подчеркнём опорные слова в этой строфе.
3 строфа (третья группа- 4 класс).
- Какое время года рисует поэт? Почему вы так думаете? Каким настроением проникнуты эти строки? Подчеркнём опорные слова в этой строфе.
4 строфа (третья группа- 4 класс).
- Какие краски вы возьмёте для иллюстрирования этой строфы?
- Что вам помогло выбрать эти цвета?
Значит, стихотворение светлое.
- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Прочитайте. Как вы понимаете смысл? Какой знак препинания стоит в конце этого предложения? Как нужно прочитать?
8. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Какое чувство хотел донести автор до слушателей, до читателей?
- В строках сквозит грусть, ностальгия по милым сердцу уголкам Родины.
- Какой темп выберем для чтения стихотворения?
Подчёркнутые слова нужно выделить голосом при чтении, на них падает логическое ударение.
- В каких строках заключена основная мысль стихотворения?
- В них чувствуется сила.
9. Выразительное чтение стихотворения вслух учащимися.
10. Озаглавливание текста.
-О чём это стихотворение? Какое бы вы дали название?
- Выполнив задание, которое вы видите на экране компьютера, вы узнаете авторское название.
1 компьютер (1 группа)
- Подобрать синоним к словам Отечество, Отчизна.
2 компьютер (2 группа)
- Подобрать антоним к слову чужбина.
3 компьютер (3 группа)
Страна, в которой человек родился и гражданином которой является, место рождения кого-либо – это … .
- Какое название дал автор? Прочитаем хором.
Но у каждого человека своя родина. Там, где он родился, вырос, живёт. Это его ….. малая Родина.
11. Беседа об истории школы.
- Ребята, что для вас малая Родина?
- Все вы из разных деревень, но для всех школа- это то место, куда вы приходите каждый день, школа – это ваш второй дом, ваша малая Родина.
(Учитель прикрепляет к доске рисунок школы).
- Узнать новое об истории школы нам поможет кубик, который вы видите на экране компьютера. Итак, вместе с кубиком мы отправляемся в прошлое.
( На экране центрального компьютера вращается кубик, останавливается на дате 1896, на экранах боковых компьютеров фотографии школьников со священнослужителями).
- В какой год привёл нас кубик? К какому веку относится эта дата?
- Вам о чём-нибудь говорит эта дата?
- Это год основания нашей школы. Она построена рядом с храмом на деньги фабриканта Смирнова Алексея Васильевича.
(Учитель прикрепляет к доске рисунок храма).
- Посмотрите на фотографии. Это первые ученики и учителя Горской школы. Кто вёл обучение в школе?
- А как называлась тогда школа?
- В церковноприходской школе дети учились 2 года, учителями были священнослужители, среди обязательных предметов преподавался Закон Божий. Позже школа стала начальной.
- Наш кубик продолжает вращаться, в какой же год он нас приведёт?
(На экране центрального компьютера появляется дата 1941, на боковых экранах – фотографии детей из детского дома, военный билет ученика Горской школы, звучит песня “Священная война”)
- В какой же год мы попали? В какой век?
- Как этот год связан с историей нашей Родины?
- Многие учителя и ученики нашей школы сложили головы на поле брани, защищая свою Родину. На этой фотографии вы видите военный билет Морозова Николая Михайловича. Он учился в нашей школе.
Но школа во время войны не прекращала работать. Здесь учились дети – сироты, потерявшие родителей. Они жили рядом в детском доме. Здесь вы видите их фотографию.
- Ну, что ж, мы отправляемся дальше. Кубик продолжает вращаться.
(На экране центрального компьютера появляется дата 1962, на боковых экранах – первый выпуск учеников с учителями Горской школы Казаковой Нелли Васильевной и Исаевой Валентиной Яковлевной).
- В какой год мы попали? Какой век?
- Это год образования восьмилетней школы. Школа приобрела тот вид, который она имеет сейчас. А вот и первый выпуск восьмилетней школы. Кто-нибудь узнаёт классного руководителя этого класса?
- Мы отправляемся дальше. Это была история нашей школы, а сейчас…
(На экране центрального компьютера появляется дата 2006, на боковых экранах – учителя Горской школы Казакова Нелли Васильевна и Исаева Валентина Яковлевна в настоящее время).
- Какой это год?
- Какое это время?
На фотографии мы видим современную школу. Учителя Исаева В.Я. и Казакова Н.В. работают в нашей школе со дня основания восьмилетней школы.
12. Проверка восприятия материала.
Ребята, что же нового вы узнали сегодня о школе? (На экране центрального компьютера появляется дата 1941 г.)
Как связана эта дата с историей нашей школы?
(На экране центрального компьютера появляется дата 1962)
- Что произошло в этом году?
(На экране центрального компьютера появляется дата 1896)
- Что произошло в этом году?
(На экране центрального компьютера появляется дата 2006 г.)
- Настоящее время. Сколько же лет нашей школе?
13. - Ребята, что окружает нашу школу?
- (деревья)
- Это немые свидетели истории школы.
Физминутка. Учитель: Руки подняли и покачали.
Учащиеся: Это деревья в саду.
Учитель: Руки согнули, кисти встряхнули.
Учащиеся: Ветер сбивает росу.
Учитель: В стороны руки, плавно помашем.
Учащиеся: Это к нам птицы летят.
Учитель: Как они сядут, тоже покажем.
Учащиеся: Крылья сложили назад.
- Молодцы, садитесь. Мы с вами говорили об истории, прошлом нашей школы, а её настоящее и будущее зависит от нас с вами.
14. Создание композиции уголка малой Родины.
- Сегодня на уроке мы воссоздадим частичку малой родины, расположенной вокруг школы. Сравните рисунок на экране компьютера и на доске. Назовите отличия.
- Правильно, именно эти предметы мы создадим на уроке. Для работы у вас на столах приготовлены листы бумаги, коробочки с цветными мелками, и ваши маленькие помощники: капелька, окошко и листочек. У кого на столе помощник капелька? Покажите её. Как вы думаете, что она поможет вам нарисовать?
(Ученики 1-го класса поднимают “помощников”)
- Правильно, речку. Один из вас будет рисовать начало реки, другой- её середину, а третий - место, куда река впадает.
- У кого помощник окошко, покажите его. Что окошко поможет вам нарисовать?
(ученики 2-3-го классов поднимают “помощников”)
- Правильно, дом. Вы знаете, что дом состоит из простых геометрических фигур.
У кого помощник листочек? Покажите своих “ помощников”. Что листочек поможет вам изобразить?
(ученики 4-го классов поднимают “помощников”)
- Правильно, дерево из школьного сада. При рисовании вы должны помнить, что ствол дерева не виден целиком, местами его закрывает листва.
15. Выполнение работ. Индивидуальная помощь.
- Приступаем к работе.
16. Проверка выполнения работ. Создание композиции.
- Работа завершена. Разместим ваши рисунки на доске.
(Показывает капельку) Добавляем в нашу композицию изображение реки.
(Показывает листочек)
- Дополним нашу композицию деревьями в школьном саду.
(Показывает окошко)
- И завершаем нашу композицию деревенскими домами. Домики нужно расположить, соблюдая правила перспективы.
- Теперь, ребята, посмотрите на нашу композицию. Она завершена.
Сегодня мы с вами создали уголок своей малой Родины - это частичка России, которая навсегда останется в нашем сердце, где бы мы не находились, это то с чего начинается Родина для каждого из вас.
17. Итог урока. Рефлексия.
Исполнение песни Матусовского “С чего начинается Родина”.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
А что нам помогло ответить на этот вопрос?
(ответы детей)
- Я думаю, что этот урок не пройдёт бесследно и в вашем сердце вспыхнет ещё одна искорка любви к Родине, к милым уголкам детства.