Урок математики для 5-х классов по теме "Смешанные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • формирование знаний о смешанных числах, правила выделения целой части из неправильной дроби;
  • развитие умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы), вычислительных навыков.

Оборудование: таблица для устного счета, модели апельсинов, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • приветствие класса;
  • запись домашнего задания в дневники;
  • постановка цели урока.

II. Устный счет, актуализация знаний.

  • Какие числа называют натуральными?
  • Вычислить устно № 1070 (а, б, в стр. 213). При решении б) обратить внимание учащихся, что равенство 8*125=1000 желательно запомнить.
  • Какие числа называют дробями?
  • Как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Выполнить действия и, заменив результаты соответствующими буквами, составить слово:

 

1
а е м н с ы ш
  • Вписать тему урока.
  • Всегда ли можно выполнить деление одного натурального числа на другое? Каким числом является частное, если деление выполняется нацело?, не выполняется нацело?
  • Выполните деление:
20:5 24:6 20:7 20:3
63:7 3:4 18:5 5:12
18:3 6:8 6:5 25:6

III. Изучение новой темы.

Задание: разделить 7 апельсинов между 2 девочками поровну.

I способ. 7:2=7/2 апельсинов получит каждая девочка.

(Используя изображения апельсинов и ножницы, продемонстрировать этот способ).

II способ. Подумайте, как иначе можно было бы поступить? Ученики предлагают: дать каждой девочке по 3 целых апельсина и еще по 1/2 оставшегося. Таким образом, в результате деления каждая девочка получит 3+ 1/2 апельсина. Для такого комбинированного числа есть специальное обозначение . Такие записи называют смешанными дробями, 3 – целая часть, 1/2 – дробная часть.

(Используя изображения апельсинов и ножницы, продемонстрировать этот способ).

Выполнить номера 1057,1058 из учебника. Назвать целую и дробную части чисел.

Вернемся к задаче про апельсины. При делении числа 7 на 2 мы получили два ответа: 7/2 и 3 1/2.Они выражают одно и то же дробное число, значит 7/2=3 1/2.

Предложить учащимся самостоятельно догадаться как из неправильной дроби 7/2 получить смешанное число 3 1/2 (если затрудняются, то предложить выполнить деление с остатком 7:2=3 (ост. 1) и сравнить результат с числом 3 1/2). Говорят, что из неправильной дроби выделили целую часть. Сформулировать правило выделения целой части из неправильной дроби.

Предложить учащимся найти и прочесть это правило в учебнике. Сравнить с собственной формулировкой.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Выполнить № 1059. Чему равна дробная часть в последних двух дробях?
  2. Выполнить № 1060

V. Итог урока.

  1. Проверить, как учащиеся усвоили понятие смешанного числа, правило выделения целой части из неправильной дроби.
  2. Задание: Запишите пять неправильных дробей с числителем 25, и выделите из них целую часть.

VI. Домашнее задание: п. 28 (I часть), № 1081 (1), 1082, 1064. Прокомментировать домашнее задание.