Цели урока:
- формирование знаний о смешанных числах, правила выделения целой части из неправильной дроби;
- развитие умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы), вычислительных навыков.
Оборудование: таблица для устного счета, модели апельсинов, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие класса;
- запись домашнего задания в дневники;
- постановка цели урока.
II. Устный счет, актуализация знаний.
- Какие числа называют натуральными?
- Вычислить устно № 1070 (а, б, в стр. 213). При решении б) обратить внимание учащихся, что равенство 8*125=1000 желательно запомнить.
- Какие числа называют дробями?
- Как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?
- Выполнить действия и, заменив результаты соответствующими буквами, составить слово:
1 | ||||||
а | е | м | н | с | ы | ш |
- Вписать тему урока.
- Всегда ли можно выполнить деление одного натурального числа на другое? Каким числом является частное, если деление выполняется нацело?, не выполняется нацело?
- Выполните деление:
20:5 | 24:6 | 20:7 | 20:3 |
63:7 | 3:4 | 18:5 | 5:12 |
18:3 | 6:8 | 6:5 | 25:6 |
III. Изучение новой темы.
Задание: разделить 7 апельсинов между 2 девочками поровну.
I способ. 7:2=7/2 апельсинов получит каждая девочка.
(Используя изображения апельсинов и ножницы, продемонстрировать этот способ).
II способ. Подумайте, как иначе можно было бы поступить? Ученики предлагают: дать каждой девочке по 3 целых апельсина и еще по 1/2 оставшегося. Таким образом, в результате деления каждая девочка получит 3+ 1/2 апельсина. Для такого комбинированного числа есть специальное обозначение . Такие записи называют смешанными дробями, 3 – целая часть, 1/2 – дробная часть.
(Используя изображения апельсинов и ножницы, продемонстрировать этот способ).
Выполнить номера 1057,1058 из учебника. Назвать целую и дробную части чисел.
Вернемся к задаче про апельсины. При делении числа 7 на 2 мы получили два ответа: 7/2 и 3 1/2.Они выражают одно и то же дробное число, значит 7/2=3 1/2.
Предложить учащимся самостоятельно догадаться как из неправильной дроби 7/2 получить смешанное число 3 1/2 (если затрудняются, то предложить выполнить деление с остатком 7:2=3 (ост. 1) и сравнить результат с числом 3 1/2). Говорят, что из неправильной дроби выделили целую часть. Сформулировать правило выделения целой части из неправильной дроби.
Предложить учащимся найти и прочесть это правило в учебнике. Сравнить с собственной формулировкой.
IV. Закрепление изученного материала.
- Выполнить № 1059. Чему равна дробная часть в последних двух дробях?
- Выполнить № 1060
V. Итог урока.
- Проверить, как учащиеся усвоили понятие смешанного числа, правило выделения целой части из неправильной дроби.
- Задание: Запишите пять неправильных дробей с числителем 25, и выделите из них целую часть.
VI. Домашнее задание: п. 28 (I часть), № 1081 (1), 1082, 1064. Прокомментировать домашнее задание.