Тема урока: исторические страницы н. Кюсюр в цифрах и фактах.
Цели: заинтересовать учащихся, привлечь внимание к истории родного села, используя различные навыки вычислительной техники, повторить темы “Делимость натуральных чисел” и “Действия с дробями”, воспитывать у учащихся любознательность, чувство патриотизма, преемственности поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайд–презентация “Исторические страницы н. Кюсюр в цифрах и фактах” для устного счёта, карточки с заданиями для работы в парах, карточки с заданиями для индивидуальной работы, магнитофон, аудиокассета с музыкой песни о Кюсюре.
Ход урока
1. Вводное слово учителя:
10 декабря 2005 года исполняется 75 лет со дня образования Булунского улуса (района). Центром района стал Булун.
Сегодняшний урок мы посвящаем памятным датам, страницам истории нашего села. А поможет нам в этом историческом путешествии математика. Тема “Делимость натуральных чисел” и “Действия с дробями”.
Мы вспомним свойства и признаки делимости, действия с обыкновенными дробями. С помощью примеров мы будем находить правильные ответы.
2. Устный счёт “Исторические страницы н. Кюсюр в цифрах и фактах”. Приложение 1
Вопросы устного счёта демонстрируются через проектор на экран. Ответить на вопросы помогут примеры. Правильному варианту ответа соответствуют верные решения.
На экране последний слайд из устного счета “Монумент памяти чурапчинских переселенцев”.
Учитель: что означает этот монумент памяти чурапчинских переселенцев?
Ученик 1: три сэргэ, один из которых обломился посередине. У самого основания их лежит две огромные гранитные глыбы.
Центральный сэргэ, покрытый резьбой, с верхом, увековеченным изображением конской головы, символизирует нашу Родину – Якутию.
Ученик 2: три, устремлённые вверх пики, символизируют силу и независимость. Сэргэ слева, также украшенный резьбой и увенчанный чороном, символизирует наш гостеприимный народ, который, несмотря на все трудности, выжил и идёт по пути возрождения.
Ученик 3: А сэргэ справа, обломанный посередине, напоминает сломанную жизнь чурапчинских переселенцев, их разбитые судьбы…Разбитая кытыйа дополняет эту картину, напоминая о прошлом.
З. Работа в парах.
Учитель: следующий этап урока посвящен Чурапчинской трагедии.
Ученик 4:
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села поблизости, не то что города,
На севере, пургою запертом,
Всего там было – холода и голода…
Учитель: используя ответы в данных примерах, заполните пропуски в тексте.
(Раздаются тексты и задания на каждую парту)
1 | 33928 : 2 |
2 | НОК (16, 20) |
3 | Выбери число кратное 3 из множества {82,3687,104} |
4 | НОД (54, 36) |
5 | НОД (24,36) |
6 | Выбери число, которое делится на 11 из множества {48,506,332} |
7 | Выбери число, кратное и 10, и 11 из множества {250,1430,3333} |
8 | Выбери число, не кратное 3, но кратное 2 из множества {483,592,750} |
9 | Выбери число кратное 1000 из множества {500,2000,15300} |
10 | Выбери число, которое делится на 100, и не делится на 9 из множества {200,900,1800} |
Текст.
Население Чурапчинского района в 1939году насчитывало 1________ человека, в 1940году
2______ колхозов объединяло 3________ хозяйств и 4____ наслегов.
В 1939г. в Чурапчинском районе наступила сильная засуха. Наступили годы без дождей, без снега, что даже озёра высохли до дна. В районе наступил голод.
В связи с этим началось переселение колхозов Чурапчинского района в районы рыбной ловли.
Из Чурапчи в Булунский район были переселены 5_______ колхозов, 6_______ хозяйств, 7__ человек, среди них детей- 8_______ человека.
На баржах плыли вдоль реки лены ничего не понимающие, растерявшиеся люди.
Два колхоза из наслега Хадаар оставили на участке Бысыттах, затем ещё оставляли людей в Сиктяхе, Булуне, Чекуровке, Тит Ары и дальше.
Жили люди очень трудно, холодно и голодно. Это были тяжёлые годы для всей страны – годы Великой Отечественной войны.
Чурапчинские переселенцы не жалея сил, здоровья трудились: их задачей было выловить как можно больше рыбы, сдать пушнины, мяса.
За годы переселения по трём северным районам погибло около 9________ человек. По Булунскому району умерших более 10______ человек.
4. Индивидуальная работа.
Учитель: а сейчас послушайте воспоминания двух переселенцев:
Читает ученик: “Была вывезена вместе с сыновьями и младшей сестрой из н. Хадаар Чурапчинского района. Нас вместе со скотом погрузили на баржу и отправили в Бысыттах Булунского района.
Высадили переселенцев на голый берег. Мужчины построили барак. Почти половина приехавших погибла в эту пору…”.
Учитель: из воспоминаний другой переселенки.
Читает ученик: “ В 1942 году как гром среди ясного неба прозвучала весть о насильственном переселении. Вместе с отцом приплыли до Чекуровки, в колхоз “Красный оленевод”. На первых порах ютились в балаганах вместе с местными жителями. Они нам помогали, чем могли. Мы в основном рыбачили.… И летом, и осенью стояли голыми ногами в воде…”
Учитель: сейчас каждый из вас выполнит самостоятельную работу по вариантам 1 и 2, итогом которой станет расшифровка фамилий этих женщин – переселенцев Чурапчинского района.
(Раздаются таблички и карточки с заданиями)
Задания для В-1.
от 240 | Ф | |
от 48 | Н | |
от 32 | П | |
от 49 | А | |
14% от 4000 | В | |
25% от 3000 | М | |
Число, если 8% его составляют 56 | О | |
Число, если его составляет 4 | Е | |
Число, если 6% его составляют 18 |
И | |
Т | ||
С | ||
р |
5 | 7 | 14 | 24 | 35 | 40 | 700 | 560 | 35 |
Задания для В-2.
от 240 | Ф | |
от 48 | Н | |
от 32 | П | |
от 49 | А | |
14% от 4000 | В | |
25% от 3000 | М | |
Число, если 8% его составляют 56 | О | |
Число, если его составляет 4 | Е | |
Число, если 6% его составляют 18 | И | |
Т | ||
С | ||
р |
750 | 300 | 7 | 6 | 700 | 210 | 35 | 40 | 700 | 560 | 35 |
(Ученики выполняют задания, находят ответ.)
Учитель: первый вариант получил фамилию – Степанова, второй - Митрофанова.
(На экране проецируются фотографии)
Степанова Мария Сергеевна, моя бабушка, прабабушка Иры, перенесла стойко все тяготы переселения. Она с сыновьями Афанасием и Семёном здесь прожили до конца своих дней. У неё родилось 6 внуков, 11 правнуков.
Митрофанова Анастасия Иннокентьевна, мама Риты Николаевны. Подростком попала в наш район. Здесь вышла замуж за местного Шахурдина Николая Константиновича, у них родилось 7 детей, 14 внуков.
Много воды утекло с тех тяжелых времён. Не осталось в живых никого из переселенцев у нас в селе. Но есть мы – их дети, внуки, земляки, есть связь поколений, есть нить, связывающая нас с прошлым. Наша история. И зависит от вас, каким будет наше родное село, наш улус.
5. Подведение итогов урока, выдача домашних заданий.