Информационные технологии на уроках информатики

Разделы: Информатика


Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная, игровая.

Цели урока:

  • Обучающая: создать условия для формирования у учащихся представления о правилах перевода чисел в позиционных системах счисления.
  • Развивающая: развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
  • Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Учебная – познакомиться с правилами перевода чисел в позиционных системах счисления.

Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.

План урока.

Содержание этапов урока Виды и формы работы
Ошибка! Источник ссылки не найден.1 Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Организационный момент. Приветствие.
Ошибка! Источник ссылки не найден.2 Ошибка! Источник ссылки не найден.Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
3 Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Объяснение нового материала. Использование компьютерных технологий.
4 Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного. Работа в тетради, групповая работа.
5 Подведение итогов. Беседа с учащимися, используя записи в тетрадях.
6 Домашнее задание. Запись в тетради.

Ход урока

(Слайд 1.)

I. Организационный момент

(Слайд 2. Эпиграф урока.)

Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

II. Мотивационное начало урока

1) В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:

(Слайд 3. “Загадочная автобиография”.)

“ Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100 – летним молодым человеком, я женился на 34 – летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/ 0 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц.”

И т. д.. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

(Ответы учеников.)

2) Постановка цели урока.

(Слайд 4. “Правила перевода чисел в п. с. с..”)

Учитель сообщает цель урока учащимся, используя слайд 4.

III. Объяснение нового материала

1. Правило 1. (Слайд 5)

а) Для того, чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в десятичную необходимо разложить это число по степеням основания системы счисления.

, где

- это цифры числа позиционной системы счисления,

- это основание системы счисления,

- это число целых разрядов,

- это число дробных разрядов.

(Слайд 6)

б) Закрепление.

Правило 2. (Слайд 7)

а) Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления, надо последовательно делить его на основание системы счисления до тех пор, пока частное от деления не станет равным нулю. Число в новой системе счисления записывается в виде остатков от деления, начиная снизу вверх.

(Слайд 8)

(Учитель на доске показывает перевод чисел при помощи деления столбиком.)

б) Закрепление.

12610 —> Х8

1310 —> Х2

16010 —> Х16

Правило 3. (Слайд 9)

а) Для того, чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в любую другую, надо сначала число перевести в десятичную систему счисления (правило 1), а затем полученное число перевести в нужную систему счисления (правило 2).

(Слайд 10)

б) Закрепление.

1123 —> Х2

1002 —> Х8

IV. Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного

Задача. (Слайд 11)

Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно – синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

Прочитайте это стихотворение, переведя числа в десятичную систему счисления.

V. Подведение итогов

(Класс разбивается на группы. Каждая группа получает конверт с 6 треугольниками.)

Перед вами – 6 фишек, каждая в виде равностороннего треугольника. На каждой фишке записаны 3 числа (некоторые в десятичной системе счисления, некоторые – в двоичной). Условимся числа, характеризующие одно и то же количество, но записанные в разных системах счисления, называть близнецами. Например, близнецами являются двоичное число 101 и десятичное 3.

Необходимо собрать из фишек правильный шестиугольник таким образом, чтобы в смежных частях оказались числа – близнецы.

(Слайд 12.)

(Слайд 13.) Правильный ответ.

Домашнее задание

(Возвращаемся к слайду № 3)

Ученики записывают задачу в тетради.

Слайд 14