Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Цели урока:
создать условия для
формирования у учащихся представления о
правилах перевода чисел в позиционных системах
счисления.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – познакомиться с правилами перевода чисел в позиционных системах счисления.
Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.
План урока.
Содержание этапов урока | Виды и формы работы | |
Ошибка! Источник ссылки не найден.1 | Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Организационный момент. | Приветствие. |
Ошибка! Источник ссылки не найден.2 | Ошибка! Источник ссылки не найден.Мотивационное начало урока. | Постановка цели урока. |
3 | Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Объяснение нового материала. | Использование компьютерных технологий. |
4 | Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного. | Работа в тетради, групповая работа. |
5 | Подведение итогов. | Беседа с учащимися, используя записи в тетрадях. |
6 | Домашнее задание. | Запись в тетради. |
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 2. Эпиграф урока.)
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.А. Франс
II. Мотивационное начало урока
1) В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:
(Слайд 3. “Загадочная автобиография”.)
“ Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100 – летним молодым человеком, я женился на 34 – летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/ 0 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц.”
И т. д.. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?
(Ответы учеников.)
2) Постановка цели урока.
(Слайд 4. “Правила перевода чисел в п. с. с..”)
Учитель сообщает цель урока учащимся, используя слайд 4.
III. Объяснение нового материала
1. Правило 1. (Слайд 5)
а) Для того, чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в десятичную необходимо разложить это число по степеням основания системы счисления.
, где
- это цифры числа позиционной системы счисления,
- это основание системы счисления,
- это число целых разрядов,
- это число дробных разрядов.
б) Закрепление.
Правило 2. (Слайд 7)
а) Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления, надо последовательно делить его на основание системы счисления до тех пор, пока частное от деления не станет равным нулю. Число в новой системе счисления записывается в виде остатков от деления, начиная снизу вверх.
(Учитель на доске показывает перевод чисел при помощи деления столбиком.)б) Закрепление.
12610 —> Х8
1310 —> Х2
16010 —> Х16
Правило 3. (Слайд 9)
а) Для того, чтобы перевести число из любой позиционной системы счисления в любую другую, надо сначала число перевести в десятичную систему счисления (правило 1), а затем полученное число перевести в нужную систему счисления (правило 2).
б) Закрепление.
1123 —> Х2
1002 —> Х8
IV. Этап обобщения, систематизация знаний и закрепление изученного
Задача. (Слайд 11)
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно – синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.
Прочитайте это стихотворение, переведя числа в десятичную систему счисления.
V. Подведение итогов
(Класс разбивается на группы. Каждая группа получает конверт с 6 треугольниками.)
Перед вами – 6 фишек, каждая в виде равностороннего треугольника. На каждой фишке записаны 3 числа (некоторые в десятичной системе счисления, некоторые – в двоичной). Условимся числа, характеризующие одно и то же количество, но записанные в разных системах счисления, называть близнецами. Например, близнецами являются двоичное число 101 и десятичное 3.
Необходимо собрать из фишек правильный шестиугольник таким образом, чтобы в смежных частях оказались числа – близнецы.
(Слайд 13.) Правильный ответ.
Домашнее задание
(Возвращаемся к слайду № 3)
Ученики записывают задачу в тетради.