Цели урока:
- Исследовать строение семени.
- Установить последовательность развития растения из семени.
- Определить, из чего образовались корень и стебель растения.
- Продолжать работу над развитием исследовательских способностей учащихся.
Оборудование урока:
- Таблица “ Части растений”.
- Раздаточный материал: семена фасоли (гороха) на разных стадиях развития (1 - сухое семя, 2 - набухшее, 3 - проросшее с корешком 1,5- 2 см, 4 - семя с настоящими листочками и целыми семядолями).
- Растение фасоли со всеми частями.
- Компьютерное сопровождение урока (Слайды с показом фильма развития растения из семени, кроссворд с основными понятиями, тест для самоконтроля).
- Карточки с понятиями.
- Тест и кроссворд для контроля.
- Микроскоп, лупы и иголочки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный прозвенел звонок,
Начинается наш интересный урок по исследованию окружающего мира.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Дерево. Растение)).
- Что за руки и ладошки протягивает к людям растение? (Стебли с листьями).
- Какие ещё части растения мы знаем? Покажите на плакате и на комнатном растении.
- Какие условия нужны нашему зелёному другу, чтобы оно хорошо развивалось? (Свет, тепло, влага, воздух, плодородная почва. Из наблюдений мы знаем о влиянии ритма жизни и силы семени).
- Что же надо сделать, чтобы растение выросло? (Посадить в землю семя или черенок, или усик, или часть корня, листа).
- Кто знает, что происходит с семенем в земле?
- Так что же мы ещё не знаем? (Как начинает расти растение).
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке попробуем определить, из чего же конкретно образуется и развивается корень и стебель с листочками у растения.
Для этого проведём сложную работу по исследованию семян на разной степени развития. Заглянем внутрь семени и постараемся найти ответы на наши вопросы, изучив строение семени.
Усвоение нового материала.
Перед вами на столе лежат листы бумаги с 4 семенами, этапы развития пронумерованы.
- Как вы думаете, семя- это живое или неживое тело? Объясните.
- Возьмите семя № 1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.
Результат: кожура с сухого семени не снимается.
- Попробуйте ногтем поцарапать кожуру.
Результат: целостность кожуры не нарушается.
- Посоветуйтесь друг с другом в группе и сделайте вывод о состоянии кожуры сухого семени.
Вывод: кожура сухого семени плотная и не снимается с него.
- Зачем нужна семени такая плотная кожура? Какую роль для семени она играет? (Защищает семя от повреждений).
Что случилось с семенем под №2? Чем это семя отличается от первого? (Его намочили, и оно стало сырым и большим по размеру).
- Снова посоветуйтесь и скажите, что же происходит с семенем в земле, когда мы его посеем и польем?
Вывод: в семя через кожуру проникает вода, оно набухает, увеличиваясь в размерах.
- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.
Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.
- Что находится под кожурой? (Две половинки).
- Это семядоли. – (Карточку со словом на доску).
Осторожно разъединяем две половинки семени – семядоли.
- Что мы видим на внутренней стороне семядоль? (На одной из семядолей есть уплотнение).
Да, просто глазами рассмотреть и увидеть мелкое очень трудно.
Для этого в научных лабораториях есть прибор микроскоп, а в жизни у простых исследователей, как мы , под рукой должна быть лупа. Она тоже увеличивает в несколько раз реальные размеры предмета.
- Расскажите, что же вы разглядели на внутренней стороне семядолей?
- Как вы думаете, что может быть в этом уплотнении?
- Это зародыш будущего растения. Он очень мал и в нем трудно разглядеть части будущего растения.
Прошло некоторое время и что же мы видим…
Возьмите семя №3. Внимательно под лупой рассмотрите и расскажите, какие изменения произошли с зародышем. (Зародыш заметно подрос, появилась длинная часть, похожая на червячка).
- Как вы думаете, что это? Да, это начал расти корень растения - проросток с корнем. Он ещё очень мал и не похож на корень взрослого растения.
- Найдите 2 маленьких листочка - это почка. Из неё поднимутся настоящие будущие листья.
- Найдите между корнем и почкой (листочками) круглый шарик. (Показываю на слайде).
- Это будущий стебель - проросток со стеблем и листочками.
- Подумайте и скажите, почему все части семени такие бледные?
Вывод: начало развития растения происходит в земле, солнечного света там нет – вот все и бледное, не зелёное.
Рассмотрите семя под №4 уже без лупы.
- Расскажите, что мы видим на этом этапе развития растения из семени. (Корень увеличился, появились ответвления, а на стебельке – два первых листочка. От семени осталась лишь сухая кожура). У меня в руках уже взрослое растение фасоли со всеми частями, а начало было таким.
4. Первичная проверка усвоения нового материала.
- Итак, на сегодня наши исследования закончены.
- Что же мы узнали о развитии частей растения? Расскажите по порядку.
На доске карточки с терминами:
- Кожура
- Семядоли.
- Зародыш.
- Проросток с корешком.
- Почка.
- Проросток с стеблем и листочками.
5. Закрепление изученного материала.
Посмотрите на видео, как в ускоренном виде развивается растение из семени в земле. (Дети подойдут к телевизору и при 2-3 кратном повторе фильма проговорят процесс развития корня и стебля с листочками).
Контроль.
Обозначь цифрами последовательность этапов развития растения.
_ Взрослое растение с плодами и семенами.
_ Семя.
_ Проросток со стеблем и листочками.
_ Взрослое растение с цветами.
_ Проросток с корешком.
_ Зародыш.
Кроссворд.
1). Оболочка семени.
2). Начальная стадия развития растения.
3). Две половины семени.
4). Часть проростка, остающаяся в земле.
5). Часть проростка, появляющаяся над землёй.
6. Итог урока.
На какие вопросы вы нашли ответы на уроке? (Как устроено семя, из чего появляется корень, стебель с листочками и в каком порядке).
Давайте проверим сами себя, все ли правильно запомнили по слайдам на компьютере?
Как происходит дальнейшее развитие частей растения (цветов, плодов, семян) вы узнаете подробно в старших классах, изучая науку биологию.
А сегодня вы все работали дружно, с большим интересом и был бы лишним вопрос – Кому урок понравился? Спасибо! Молодцы!