Урок по окружающему миру во 2-м классе "Строение семени"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Исследовать строение семени.
  2. Установить последовательность развития растения из семени.
  3. Определить, из чего образовались корень и стебель растения.
  4. Продолжать работу над развитием исследовательских способностей учащихся.

Оборудование урока:

  1. Таблица “ Части растений”.
  2. Раздаточный материал: семена фасоли (гороха) на разных стадиях развития (1 - сухое семя, 2 - набухшее, 3 - проросшее с корешком 1,5- 2 см, 4 - семя с настоящими листочками и целыми семядолями).
  3. Растение фасоли со всеми частями.
  4. Компьютерное сопровождение урока (Слайды с показом фильма развития растения из семени, кроссворд с основными понятиями, тест для самоконтроля).
  5. Карточки с понятиями.
  6. Тест и кроссворд для контроля.
  7. Микроскоп, лупы и иголочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный прозвенел звонок,
Начинается наш интересный урок по исследованию окружающего мира.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Дерево. Растение)).

- Что за руки и ладошки протягивает к людям растение? (Стебли с листьями).

- Какие ещё части растения мы знаем? Покажите на плакате и на комнатном растении.

- Какие условия нужны нашему зелёному другу, чтобы оно хорошо развивалось? (Свет, тепло, влага, воздух, плодородная почва. Из наблюдений мы знаем о влиянии ритма жизни и силы семени).

- Что же надо сделать, чтобы растение выросло? (Посадить в землю семя или черенок, или усик, или часть корня, листа).

- Кто знает, что происходит с семенем в земле?

- Так что же мы ещё не знаем? (Как начинает расти растение).

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке попробуем определить, из чего же конкретно образуется и развивается корень и стебель с листочками у растения.

Для этого проведём сложную работу по исследованию семян на разной степени развития. Заглянем внутрь семени и постараемся найти ответы на наши вопросы, изучив строение семени.

Усвоение нового материала.

Перед вами на столе лежат листы бумаги с 4 семенами, этапы развития пронумерованы.

- Как вы думаете, семя- это живое или неживое тело? Объясните.

- Возьмите семя № 1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.

Результат: кожура с сухого семени не снимается.

- Попробуйте ногтем поцарапать кожуру.

Результат: целостность кожуры не нарушается.

- Посоветуйтесь друг с другом в группе и сделайте вывод о состоянии кожуры сухого семени.

Вывод: кожура сухого семени плотная и не снимается с него.

- Зачем нужна семени такая плотная кожура? Какую роль для семени она играет? (Защищает семя от повреждений).

Что случилось с семенем под №2? Чем это семя отличается от первого? (Его намочили, и оно стало сырым и большим по размеру).

- Снова посоветуйтесь и скажите, что же происходит с семенем в земле, когда мы его посеем и польем?

Вывод: в семя через кожуру проникает вода, оно набухает, увеличиваясь в размерах.

- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.

Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.

- Что находится под кожурой? (Две половинки).

- Это семядоли. – (Карточку со словом на доску).

Осторожно разъединяем две половинки семени – семядоли.

- Что мы видим на внутренней стороне семядоль? (На одной из семядолей есть уплотнение).

Да, просто глазами рассмотреть и увидеть мелкое очень трудно.

Для этого в научных лабораториях есть прибор микроскоп, а в жизни у простых исследователей, как мы , под рукой должна быть лупа. Она тоже увеличивает в несколько раз реальные размеры предмета.

- Расскажите, что же вы разглядели на внутренней стороне семядолей?

- Как вы думаете, что может быть в этом уплотнении?

- Это зародыш будущего растения. Он очень мал и в нем трудно разглядеть части будущего растения.

Прошло некоторое время и что же мы видим…

Возьмите семя №3. Внимательно под лупой рассмотрите и расскажите, какие изменения произошли с зародышем. (Зародыш заметно подрос, появилась длинная часть, похожая на червячка).

- Как вы думаете, что это? Да, это начал расти корень растения - проросток с корнем. Он ещё очень мал и не похож на корень взрослого растения.

- Найдите 2 маленьких листочка - это почка. Из неё поднимутся настоящие будущие листья.

- Найдите между корнем и почкой (листочками) круглый шарик. (Показываю на слайде).

- Это будущий стебель - проросток со стеблем и листочками.

- Подумайте и скажите, почему все части семени такие бледные?

Вывод: начало развития растения происходит в земле, солнечного света там нет – вот все и бледное, не зелёное.

Рассмотрите семя под №4 уже без лупы.

- Расскажите, что мы видим на этом этапе развития растения из семени. (Корень увеличился, появились ответвления, а на стебельке – два первых листочка. От семени осталась лишь сухая кожура). У меня в руках уже взрослое растение фасоли со всеми частями, а начало было таким.

4. Первичная проверка усвоения нового материала.

- Итак, на сегодня наши исследования закончены.

- Что же мы узнали о развитии частей растения? Расскажите по порядку.

На доске карточки с терминами:

  • Кожура
  • Семядоли.
  • Зародыш.
  • Проросток с корешком.
  • Почка.
  • Проросток с стеблем и листочками.

5. Закрепление изученного материала.

Посмотрите на видео, как в ускоренном виде развивается растение из семени в земле. (Дети подойдут к телевизору и при 2-3 кратном повторе фильма проговорят процесс развития корня и стебля с листочками).

Контроль.

Обозначь цифрами последовательность этапов развития растения.

_ Взрослое растение с плодами и семенами.

_ Семя.

_ Проросток со стеблем и листочками.

_ Взрослое растение с цветами.

_ Проросток с корешком.

_ Зародыш.

Кроссворд.

1). Оболочка семени.

2). Начальная стадия развития растения.

3). Две половины семени.

4). Часть проростка, остающаяся в земле.

5). Часть проростка, появляющаяся над землёй.

6. Итог урока.

На какие вопросы вы нашли ответы на уроке? (Как устроено семя, из чего появляется корень, стебель с листочками и в каком порядке).

Давайте проверим сами себя, все ли правильно запомнили по слайдам на компьютере?

Как происходит дальнейшее развитие частей растения (цветов, плодов, семян) вы узнаете подробно в старших классах, изучая науку биологию.

А сегодня вы все работали дружно, с большим интересом и был бы лишним вопрос – Кому урок понравился? Спасибо! Молодцы!

Презентация.