Бинарный урок "Экологическая безопасность" (по предмету "Окружающий мир" и "Экология")

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • познакомить детей с терминами: "Экологическая безопасность", "Цепь загрязнения", "Бытовой фильтр";
  • доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;
  • развивать речь, аналитическое мышление, обогащать словарный запас;
  • приобретать коммуникативные умения, работая в группах;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе и своему здоровью.

Оборудование:

для учителей: телевизор, видеозапись вопросов, жетон-цветок, 3 вазы, кроссворд, схема: человек, воздух, вода, продукты питания, карта 6 микрорайона, фильтр, 2 фартука стол, корзина, рыба, грибы, фрукты, цветные полоски, приспособления для очистки воды, карточки-схемы;

для учащихся: учебник, тетрадь, цветные карандаши, клей- карандаш.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Дети распределены на 3 команды.

Звучит гонг.

-Внимание! Мы начинаем игру "Брейн-ринг"! На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. За правильный ответ - один жетон - цветочек, за дополнение - полжетона, полцветочка.

Вопросы задаёт преподаватель экологии.

Итак, внимание на экран телевизора.

- Ответьте на вопросы:

Вопрос для 1 команды.
- Что опаснее: гром или молния? Назовите правила поведения во время грозы.

Вопрос для 2 команды:
- О каком животном идёт речь?
По земле ползёт, а к себе не подпускает. Как уберечься от неё?

Вопрос для 3 команды:
- Безобидны ли домашние животные? Назовите правила общения с ними.

- По описанию угадайте ядовитые растения.

Вопрос для 1 команды:
- У растения есть красивые душистые цветки и красные ягоды. Растение насквозь пропитано смертельным ядом. Его животные обходят стороной.
(Волчье лыко)

Вопрос для 2 команды:
- Растение очень опасное, ядовитое. Его единственная ягода сизовато - чёрного цвета, похожа на глаз птицы. Животные обходят его стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.
(Вороний глаз)

Вопрос для 3 команды:
- Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют пчёлы и шмели. Плод - круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарство, которое укрепляет и улучшает работу сердца.
(Ландыш)

Подведение итогов игры.

- Какая команда собрала больше жетонов-цветов? (Из собранных цветов составляется букет)

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.

"Релаксация".

- Закройте глаза, вслушайтесь в слова:

Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.

- Откройте глаза.

- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд.

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? (Солнце)
  2. Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях? (Вода)
  3. Плодородный слой Земли. (Почва)
  4. Смесь газов. (Воздух)

- Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва?

(Окружающая среда)

3. Сообщение темы урока.

- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

Кто в этом повинен?

(Человек)

На доске появляется изображение человекf

- Но и сам человек нуждается в защите.

И тема нашего урока "Экологическая безопасность". Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

4. Работа по теме.

- Так откуда же поступают загрязнённые вещества в организм человека?
- Давайте мы с вами обратимся к схеме №1 и проследим путь загрязнения.

На доске схема № 1: машина - грибы - человек в больнице.

- Посмотрите на схему №2. Подумайте, как её можно продолжить.

Откройте тетради на странице_______ и дополните схему недостающими данными, нарисуйте их.
Ребята, давайте, сравним ваши и мои цепи загрязнения и сделаем вывод.
(На качество жизни человека влияет состояние воздуха).

На доске к изображению человека прикрепляется надпись "Воздух".

- А о том, как защитится от загрязнённого воздуха, прочитаем в учебнике на странице_____
Дети по абзацам читают.

- Назовите способы защиты от загрязнённого воздуха.

5. Физкультминутка с использованием массажных ковриков.

Здравствуй солнце! (Встают на носочки, руками в вверху описывают круг).
Здравствуй лес! (Перемещают центр тяжести с одной ноги на другую).
Мы попали в край чудес.
Только в лес мы вошли (Хлопки руками над головой и внизу).
Появились комары.

Впереди из-за куста (Приседают, выглядывают).
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим (Бег на месте, на носочках).
На носочках побежим.

Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле. (Прыжки на двух ногах).
Солнце село за горой (Присесть, а затем ходьба на месте).
Возвращаемся домой.

- Вот и мы с вами возвратились домой. Это схема нашего микрорайона. А это школа. Не подскажите ли вы, каким путём безопаснее добраться до неё?

- Загрязняется не только воздух, но и вода.

Можем ли мы пить воду в таком виде, в каком она встречается в природе?
(Нет, так как она может принести вред здоровью человека).

К изображению человека прикрепляется надпись "Вода".

Без воды нет жизни на Земле, Вода нужна всему живому: растениям, животным и, конечно, человеку.

- Ребята, давайте мы с вами проведём опыт по очистке воды.

(Проводится опыт с предварительным инструктажем по технике безопасности).

- Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.

В одной капле содержится большое количество микробов, поэтому её надо обрабатывать хлором.
Для того, чтобы очистить воду от хлора и вредных примесей применяют бытовой фильтр.

К доске прикрепляются слова "Бытовой фильтр".

Если питьевая вода, которая течёт из крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, то её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра. В качестве фильтрующего вещества используется уголь.

Знакомство с устройством бытового фильтра.

- Что мы можем сказать о качестве воды после её очистки?

Есть ещё другие способы очистки (с помощью серебра, кипячения, заморозки).

Эколог:

- Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе? (Ответы детей).

- Ребята, давайте вернёмся к цепи загрязнения. Почему человек оказался на больничной койке?

К изображению человека прикрепляется надпись "Продукты питания".

Игра "Экологические ситуации".

- А сейчас мы займёмся покупкой продуктов.

Приглашаются продавцы от 1 команды, а выбирать и покупать продукты для своих команд будут капитан 2 команды, затем поменяются ролями.

Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.

  1. Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке.
  2. А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя.
  3. Мои грибочки из берёзового лесочка.
  4. А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила.
  5. Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки.
  6. А мои красные яблочки привезены из-за границы.

Капитаны объясняют свой выбор и зарабатывают жетон.

Учитель показывает на изображение человека.

- Посмотрите на схему и продолжите фразу:

экологическая безопасность - это защита человека от …

(вредного воздействия окружающей среды)

У нас в классе существует правило, которое стремимся выполнять.
Дети хором произносят: "Помоги природе и природа поможет тебе".

6. Закрепление изученного.

Соедините части текста стрелками.

"Цепь загрязнения" Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды
"Экологическая безопасность" Прибор для очистки воды в бытовых условиях
"Бытовой фильтр" Движение загрязняющих веществ по цепочке

7. Итог урока.

Что такое экологическая безопасность? (Ответы детей).

Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду.

- Как вы оцениваете свою работу?

"Рефлексия"

- Если вы считаете, что ваша команда работала дружно, в полную силу - поднимите полоску зелёного цвета.
- Если работала хорошо - полоску жёлтого цвета.
- Могли бы лучше - полоску красного цвета.

8. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город?

Литература:

  1. Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. М., 2003
  2. А.А. Плешаков. Методические рекомендации. 3 класс, М.:Просвещение, 2004