Задачи:
- познакомить детей с терминами: "Экологическая безопасность", "Цепь загрязнения", "Бытовой фильтр";
- доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;
- развивать речь, аналитическое мышление, обогащать словарный запас;
- приобретать коммуникативные умения, работая в группах;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе и своему здоровью.
Оборудование:
для учителей: телевизор, видеозапись вопросов, жетон-цветок, 3 вазы, кроссворд, схема: человек, воздух, вода, продукты питания, карта 6 микрорайона, фильтр, 2 фартука стол, корзина, рыба, грибы, фрукты, цветные полоски, приспособления для очистки воды, карточки-схемы;
для учащихся: учебник, тетрадь, цветные карандаши, клей- карандаш.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Дети распределены на 3 команды.
Звучит гонг.
-Внимание! Мы начинаем игру "Брейн-ринг"! На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. За правильный ответ - один жетон - цветочек, за дополнение - полжетона, полцветочка.
Вопросы задаёт преподаватель экологии.
Итак, внимание на экран телевизора.
- Ответьте на вопросы:
Вопрос для 1 команды.
- Что опаснее: гром или молния? Назовите правила
поведения во время грозы.
Вопрос для 2 команды:
- О каком животном идёт речь?
По земле ползёт, а к себе не подпускает. Как
уберечься от неё?
Вопрос для 3 команды:
- Безобидны ли домашние животные? Назовите
правила общения с ними.
- По описанию угадайте ядовитые растения.
Вопрос для 1 команды:
- У растения есть красивые душистые цветки и
красные ягоды. Растение насквозь пропитано
смертельным ядом. Его животные обходят стороной.
(Волчье лыко)
Вопрос для 2 команды:
- Растение очень опасное, ядовитое. Его
единственная ягода сизовато - чёрного цвета,
похожа на глаз птицы. Животные обходят его
стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное,
лечатся.
(Вороний глаз)
Вопрос для 3 команды:
- Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь
растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют
пчёлы и шмели. Плод - круглая оранжево-красная
ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его
листьев, цветков, семян - лекарство, которое
укрепляет и улучшает работу сердца.
(Ландыш)
Подведение итогов игры.
- Какая команда собрала больше жетонов-цветов? (Из собранных цветов составляется букет)
2. Подготовка к изучению нового материала.
- Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.
"Релаксация".
- Закройте глаза, вслушайтесь в слова:
Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.
- Откройте глаза.
- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд.
- Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? (Солнце)
- Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях? (Вода)
- Плодородный слой Земли. (Почва)
- Смесь газов. (Воздух)
- Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва?
(Окружающая среда)
3. Сообщение темы урока.
- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.
Кто в этом повинен?
(Человек)
На доске появляется изображение человекf
- Но и сам человек нуждается в защите.
И тема нашего урока "Экологическая безопасность". Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
4. Работа по теме.
- Так откуда же поступают загрязнённые вещества
в организм человека?
- Давайте мы с вами обратимся к схеме №1 и
проследим путь загрязнения.
На доске схема № 1: машина - грибы - человек в больнице.
- Посмотрите на схему №2. Подумайте, как её можно продолжить.
Откройте тетради на странице_______ и дополните
схему недостающими данными, нарисуйте их.
Ребята, давайте, сравним ваши и мои цепи
загрязнения и сделаем вывод.
(На качество жизни человека влияет состояние
воздуха).
На доске к изображению человека прикрепляется надпись "Воздух".
- А о том, как защитится от загрязнённого
воздуха, прочитаем в учебнике на странице_____
Дети по абзацам читают.
- Назовите способы защиты от загрязнённого воздуха.
5. Физкультминутка с использованием массажных ковриков.
Здравствуй солнце! (Встают на носочки, руками в вверху описывают круг).
Здравствуй лес! (Перемещают центр тяжести с одной ноги на другую).
Мы попали в край чудес.
Только в лес мы вошли (Хлопки руками над головой и внизу).
Появились комары.
Впереди из-за куста (Приседают, выглядывают).
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим (Бег на месте, на носочках).
На носочках побежим.
Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле. (Прыжки на двух ногах).
Солнце село за горой (Присесть, а затем ходьба на месте).
Возвращаемся домой.
- Вот и мы с вами возвратились домой. Это схема нашего микрорайона. А это школа. Не подскажите ли вы, каким путём безопаснее добраться до неё?
- Загрязняется не только воздух, но и вода.
Можем ли мы пить воду в таком виде, в каком она
встречается в природе?
(Нет, так как она может принести вред здоровью
человека).
К изображению человека прикрепляется надпись "Вода".
Без воды нет жизни на Земле, Вода нужна всему живому: растениям, животным и, конечно, человеку.
- Ребята, давайте мы с вами проведём опыт по очистке воды.
(Проводится опыт с предварительным инструктажем по технике безопасности).
- Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.
В одной капле содержится большое количество
микробов, поэтому её надо обрабатывать хлором.
Для того, чтобы очистить воду от хлора и вредных
примесей применяют бытовой фильтр.
К доске прикрепляются слова "Бытовой фильтр".
Если питьевая вода, которая течёт из крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, то её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра. В качестве фильтрующего вещества используется уголь.
Знакомство с устройством бытового фильтра.
- Что мы можем сказать о качестве воды после её очистки?
Есть ещё другие способы очистки (с помощью серебра, кипячения, заморозки).
Эколог:
- Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе? (Ответы детей).
- Ребята, давайте вернёмся к цепи загрязнения. Почему человек оказался на больничной койке?
К изображению человека прикрепляется надпись "Продукты питания".
Игра "Экологические ситуации".
- А сейчас мы займёмся покупкой продуктов.
Приглашаются продавцы от 1 команды, а выбирать и покупать продукты для своих команд будут капитан 2 команды, затем поменяются ролями.
Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.
- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке.
- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя.
- Мои грибочки из берёзового лесочка.
- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила.
- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки.
- А мои красные яблочки привезены из-за границы.
Капитаны объясняют свой выбор и зарабатывают жетон.
Учитель показывает на изображение человека.
- Посмотрите на схему и продолжите фразу:
экологическая безопасность - это защита человека от …
(вредного воздействия окружающей среды)
У нас в классе существует правило, которое
стремимся выполнять.
Дети хором произносят: "Помоги природе и
природа поможет тебе".
6. Закрепление изученного.
Соедините части текста стрелками.
"Цепь загрязнения" | Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды |
"Экологическая безопасность" | Прибор для очистки воды в бытовых условиях |
"Бытовой фильтр" | Движение загрязняющих веществ по цепочке |
7. Итог урока.
Что такое экологическая безопасность? (Ответы детей).
Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду.
- Как вы оцениваете свою работу?
"Рефлексия"
- Если вы считаете, что ваша команда работала
дружно, в полную силу - поднимите полоску зелёного
цвета.
- Если работала хорошо - полоску жёлтого
цвета.
- Могли бы лучше - полоску красного цвета.
8. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город?
Литература:
- Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. М., 2003
- А.А. Плешаков. Методические рекомендации. 3 класс, М.:Просвещение, 2004