«Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис» Д. Пойа
Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материла.
Работа по карточкам со взаимопроверкой.(4 учащихся)
- Произведите необходимые измерения и вычислите площадь треугольника. (по рис.)
- Произведите необходимые измерения и вычислите площадь параллелограмма. (по рис.)
- Периметр параллелограмма равен 66 см. Два угла параллелограмма относятся как 1:5, а две стороны как 2:9. Найдите площадь этого параллелограмма.
- Периметр параллелограмма равен 44 см. Разность двух его углов рана 120°, а разность двух его сторон - 2 см. Найдите площадь параллелограмма.
Фронтальный опрос.
- Что называют параллелограммом?
- Перечислите свойства параллелограмма.
- Сформулируйте признак параллелограмма.
- По какой формуле можно вычислить площадь параллелограмма?
- Что такое треугольник?
- Назовите виды треугольников.
- Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?
- По какой формуле можно вычислить площадь треугольника?
Устная работа.
По рисункам, изображенным на доске, вычислить площадь фигур.
S = 12 см2
h = 2 см
Найти: AB.
III. Решение задач.
- Клумба для цветов имеет форму прямоугольного треугольника с катетами 3 см и 4 см. Сколько понадобиться кустов роз, если на 1 м2 надо посадить 5 кустов?
- В параллелограмме АВСД ВД┴АД, ВД = 10 см, АС = 26, На прямой АД взята точка Р. Найдите площадь треугольника РВС.
Ребятам предлагается найти различные варианты решения этой задачи, решения оформить на доске, а в тетради записать тот вариант решения задачи, который более доступен, прост.
Вопрос: Влияет ли расположение точки Р на площадь треугольника? (нет)
Дано: АВСD - параллелограмм
ВD┴АD, ВD= 10 см.
АС = 26 см, Р с АD.
Найти: S треугольника РВС.
Решение:
1 способ.
1. S треуг = ½(BC*h).
2. PK┴BC, PK=BD=10 см.
3. CM┴AD. Рассмотрим треугольник ACM: По теореме Пифагора AM= √AC2-CM2 = 24 см.
4.
Ответ: 60 см2.
2 способ.
1. Из треуг. BOC:
2. По т. Пифагора: OC2=OB2+BC2; BC=12.
S треуг = ½(12*10) = 60 см2.
Ответ: 60 см2.
IV. Самостоятельная работа на 3 варианта.
Вариант 1
1. Восстановите формулы:
S треуг. = a2/…
S пар = ½…
2. Высоты параллелограмма равны 3 см и 4 см, а его площадь равна 48 см2.
Найдите периметр параллелограмма.
Вариант 2
1. Восстановите формулы:
S треуг =√…
S пар = a*b…
2. Стороны параллелограмма равны 12 см и 18 см, а одна из его высот равна 15 см. Найдите вторую высоту параллелограмма.
Вариант 3
1. Восстановите формулы:
S треуг = ½…
S пар = d1*d2…
2. Найдите углы ромба, если его высота равна 7 см, площадь 98 см2.
V. Итог урока.
1. Вывешиваются таблицы с восстановленными формулами.
2. Подводятся итоги урока, объявляются оценки учащихся за урок.
VI. Задание на дом.
- п. 121-125 № 32 № 14 из учебника;
- повторить п. 59.